По требованию прокуратуры Приморского края из договора аренды земельного участка исключены противоречащие законодательству пункты

Прокуратурой Приморского края оспорен в арбитражном суде договор №1239-Ф аренды земельного участка, заключённый 1 октября 2008 года между упр

11:29, 1 июня 2009 Происшествия
6ceb2d3ea293a3504ac60ad25d5baf61.jpg

Прокуратурой Приморского края оспорен в арбитражном суде договор №1239-Ф аренды земельного участка, заключённый 1 октября 2008 года между управлением по распоряжению муниципальной собственностью Партизанского муниципального района и индивидуальным предпринимателем.

По условиям договора земельный участок площадью 35.000 кв.м. арендован предпринимателем до 25 сентября 2011 года под строительство спортивно-оздоровительного комплекса. Договор прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю.

В соответствии с подпунктом 5.3. пункта 5 договора на индивидуального предпринимателя возложена обязанность заключить договор на охрану общественного порядка с Партизанским РОВД. В силу подпункта 5.4. указанного договора арендатор обязан участвовать в социально-экономическом развитии муниципального района.

В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Данной статьёй также определён принцип свободы договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор, предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством

Согласно пункту 3 статьи 308 ГК РФ обязательство, вытекающее из договора, не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нём в качестве сторон.

Кроме того, в соответствии со статьями 1, 2, 3, 9 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 «О милиции», Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 927 от 19.07.2004, Положением о милиции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 12.07.1998, охрана общественного порядка и общественной безопасности является одной из задач государственной власти, осуществляемой специальной системой государственных органов исполнительной власти - милиции общественной безопасности (местной милиции), входящей, в свою очередь, в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, органы внутренних дел по Партизанскому муниципальному району, выполняют обязанности по охране общественного порядка в силу императивного требования закона, а не на основании гражданско-правовых сделок, заключенных с физическими или юридическими лицами.

Исходя из аналогии права, требований добросовестности, разумности и справедливости, условия договора должны быть понятными, доступными и недвусмысленными. При толковании договора принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.

Условиями подпункта 5.4. пункта 5 договора предусмотрена обязанность участвовать в социально-экономическом развитии муниципального района, однако при этом в договоре не указана форма такого участия, в связи с чем данное условие приобретает двоякий смысл, и установить его буквальное значение не представляется возможным.

Таким образом, названные условия договора противоречат требованиям действующего законодательства, что в силу статьи 168 ГК РФ влечёт признание недействительным (ничтожным) договора в части.

В ходе рассмотрения арбитражным судом настоящего дела требования прокуратуры удовлетворены в добровольном порядке – оспоренные пункты договора исключены из него соглашением сторон.

Источник: Пресс-служба прокуратуры Приморского края