Министр здравоохранения Приморья – о ситуации с COVID-19
13:17, 24 июня 2021 ИнтервьюВ 2020 году в систему здравоохранения Приморского края пришли более 300 медиков, в более чем в 60 медучреждения была введена электронная медицинская карта пациента. Также в больницы закупается новое оборудование и транспорт, выполняются ремонты, появляются новые ФАПы в отделённых населённых пунктах. Заместитель председателя правительства – министр здравоохранения Приморского края Анастасия Худченко рассказала о развитии здравоохранения в период пандемии COVID-19, сообщает РИА VladNews со ссылкой на правительство Приморского края.
– Анастасия Геннадьевна, здравоохранение Приморья вновь работает с перегрузками. Хватает ли ресурсов на реализацию программ и проектов развития этой сферы?
– Мы следуем своим намеченным планам. Весь прошлый и этот год в плановом порядке проводятся капитальные ремонты учреждений, приобретается оборудование, реализуются меры социальной поддержки специалистов, призванные привлекать молодые кадры в систему здравоохранения. С начала этого года мы приступили к пятилетней программе модернизации первичного звена.
– В Приморье вновь наблюдается рост числа заболевших коронавируса, хватает ли медиков? Как привлекаете и удерживаете специалистов?
- В прошлом году более 300 медиков влились в систему здравоохранения. Но из-за того, что новая коронавирусная инфекция развивалась, часть врачей пенсионного возраста приняли для себя решение о прекращении трудовой деятельности. Поэтому положительного баланса в кадровом вопросе мы не достигли.
Сейчас действительно дефицит кадров есть даже в крупных городах Приморья, особенно в амбулаторном звене и в районных медучреждениях края. Но постепенное насыщение идет.
В 2018 году по поручению Губернатора приняты региональные меры соцподдержки, тогда многие абитуриенты поступили на целевой набор. В 2024 году выпустятся 6-курсники, значит в систему придут много молодых специалистов. Хотя большие выпуски целевиков мы видим уже с 2020 года. И с каждым годом их количество будет увеличиваться. Ситуация будет улучшаться.
Также мотивации способствуют принятые дополнительные региональные меры соцподдержки, которые касаются молодых медиков, готовых отправиться в медучреждения в самые отдаленные районы. С этого года в два раза увеличена денежная выплата для специалистов остро востребованных, дефицитных – кардиологов, неврологов, терапевтов. Ранее такой специалист получал 700 тысяч рублей, сейчас получает 1,4 миллиона рублей. Плюс 2 миллиона по федеральной программе «Земский доктор». То есть доктор, который приезжает работать в Красноармейский, Пожарский районы после 6 курса, может получить выплату в 3,4 миллиона.
Для того чтобы наши учреждения стали привлекательными для работы молодежи, помимо денежных выплат, необходимы комфортные условия труда, наличие оборудования. И в этом направлении нам очень помогает программа модернизации первичного звена, реализацию которой мы начали в январе 2021 года.
По этой программе мы уже начинаем строительство 13 капитальных объектов здравоохранения, устанавливаем фельдшерско-акушерские пункты и врачебные амбулатории, приобретаем оборудование, проводим капитальные ремонты в 34 объектах. Строительство новых объектов в отдаленных районах края мы завершим в 2024 году, это тоже существенным образом повлияет на привлечение кадров.
В любом случае Приморский край остается привлекательным регионом для медиков, во многом – благодаря региональным мерам социальной поддержки. Семейные пары и отдельные специалисты приезжают из других регионов России, трудоустраиваются в районных больницах и прекрасно работают.
– Этот год не многим легче предыдущего. Оглядываясь на этот период, чем особенно гордитесь?
– Помимо тех отрицательных последствий, которая принесла с собой пандемия, мы извлекли и положительные уроки. Они связаны с организационными моментами. Мы очень много сделали для того, чтобы стандартизировать работу по оказанию помощи, чтобы довести до каждого нашего врача правила работы по протоколу, по чек-листам.
Мы очень активно продвинулись во внедрении системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. И в этом году мы делились нашим региональным опытом работы на первой Дальневосточной окружной конференции по системе внутреннего контроля качества и безопасности с участием представителей Национального института качества и коллег из регионов ДФО.
Несмотря на тяжелый период пандемии и высокую нагрузку, мы провели все тендеры и закупки на поставки оборудования, мебели, автомобилей, выполняли ремонты, устанавливали ФАПы и амбулатории. И все эти работы были выполнены в срок, что важно.
– Информатизация в здравоохранении продолжается или отложили из-за пандемии?
– Реализация всех программ идет в срок. За пять месяцев этого года мы сделали принципиальный скачок в плане развития цифровых технологий, достигли тех показателей в информатизации здравоохранения, которые установлены национальным проектом «Здравоохранение».
Более чем в 60 медучреждениях введена электронная медицинская карта пациента, ведутся электронные документы пациента. Сегодня врачи стационаров могут видеть, какое лечение пациент получил до госпитализации, какие у него хронические заболевания, результаты анализов. Последние 20 медорганизаций Приморья заходят в проект до конца года. На конец года 81 лечебное учреждение края будет работать в единой медицинской информационной системе.
Этому направлению уделяется большое внимание, поскольку оно ведет к значительному улучшению оказания медпомощи – у врача теперь больше времени на общение и осмотр пациента, поскольку снижается бумажная рутинная работа. И мы выстраиваем систему преемственности – в какую бы медорганизацию пациент не обратился, врачи будут видеть его историю болезни.
Например, в прошлом году, когда мы работали с очень большим поток пациентов, когда большое количество госпитализировалось, переводилось, выписывалось, особенно в инфекционных госпиталях, эта система электронного документооборота позволяла врачам выдерживать высокий темп работы.
– Стандартизация, чек-листы, лечение по протоколам... А как пациент ощущает эти изменения?
– Пациент получает лечение, обследование, диагностику в соответствии с принципами доказательной медицины. Он получает именно тот препарат, который всем научным мировым сообществом признан эффективным при данном заболевании.
Например, появилась новая коронавирусная инфекция, ее никто не лечил, с ней впервые столкнулись. На основании постоянно проводимых исследований и изучений инфекции Минздрав России фактически раз в два месяца рассылал новые методические рекомендации или вносил в них существенные изменения по диагностике, лечению, реабилитации пациентов. Эти изменения нужно было оперативно донести до каждого медработника и обеспечить соблюдение этих рекомендаций и протоколов при лечении каждого пациента. То есть сейчас не время лечить так, как привыкли или научились 20 лет назад, а исключительно по тем правилам, которые разработали и доказали.
При определенной болезни есть рамки общепринятого протокола лечения, который учитывает все возможные особенности здоровья пациентов, реакции на лечение и т.д. При этом если врач решил отойти от протокола, он должен это обосновать.
– Вновь идет рост заболеваемости COVID-19, увеличиваете количество коечного фонда, возрастает нагрузка на систему и медперсонал. Что самое тяжелое было за год с лета 2020-го?
– Работа, связанная с внедрением и трансляцией тех самых принципов и протоколов работы до каждого исполнителя, чтобы они применялись в каждой медорганизации и каждым врачом даже с учетом постоянных изменений в оперативной обстановке.
Все больше ресурсов система тратит на борьбу с COVID-19. Это значит, что плановую и обычную помощь мы вновь ограничим. Наши медицинские кадры работают с высочайшей нагрузкой уже второй год, конечно, они беспредельно устали, им нужна передышка.
– Как остановить пандемию?
– Сейчас ситуация течет по тем же законам, что и год назад. Начался подъем заболеваемости в европейских странах, через две недели его зафиксировали в центральных регионах России, еще через 2-3 недели – в Приморье. Мы и территориальное управление Роспотребнадзора фиксируем подъем заболеваемости в течение пяти последних недель. Причем наши медорганизации отмечают увеличение доли молодых людей в структуре госпитализированных больных. А вот пациенты старшего возраста заболевают меньше. Вероятно, это связано с тем, что мы более массировано и прицельно вакцинировали старшую возрастную группу.
В начале года ставили очень серьезные задачи перед системой здравоохранения. Тогда заболеваемость пошла на спад, началась массовая вакцинация населения в регионе и мы надеялись на полное возобновление плановой работы, профилактической работы с пациентами. Нам нужно было оказать помощь тем пациентам, которые не попали к врачам в прошлом году. И эти процессы были запущены, мы вернули часть коек к нормальной деятельной, запустили в поликлиниках процессы диспансеризации, профосмотров, диспансерного наблюдения.
Но, к сожалению, с середины мая вынуждены снова возвращаться к работе с новой коронавирусной инфекцией. Если в прошлом году мы говорили о возможности остановки эпидемии только при соблюдении санитарных норм, то теперь это вакциноуправляемая инфекция. И наше с вами будущее, работа предприятий, ограничительные меры, все это зависит от того, насколько быстро мы создадим иммунную прослойку.
– Если пошла «третья волна», имеет ли смысл вакцинироваться сейчас?
– Если вы сегодня сделаете прививку иммунитет сформируется только через 42 дня. Но главное – он будет. Мы сейчас вне эпидемиологического сезонного периода и инфекция течет не самым тяжелым образом. Наиболее тяжелый период начнется 1 октября. И к этому периоду необходимо, чтобы 60% населения было иммунно. Это значит, что к 1 сентября 60% населения должны получить одну дозу вакцины. Сейчас призываем население вакцинироваться до начала осенне-зимнего эпидемиологического сезона. Мы не говорим о сиюминутном прерывании эпидпроцесса, но прогнозируем на фоне нынешнего роста серьезный подъем заболеваемости осенью.
Говоря про защиту от новых штаммов, я могу пользоваться только открытыми данными и сведениями Роспотребнадзора, они подтверждают эффективность применяемых в Российской Федерации вакцин против всех известных штаммов коронавируса.
Слышу много сомнений относительно эффективности отечественных вакцин. Давайте попробуем разобраться. К вакцине «Спутник V» очень высокое внимание со стороны специалистов ведомств, пациентов, научного сообщества, в том числе международного. В России вакцинировано более 15 миллионов человек. Вы слышали хоть один доказанный случай тяжелых побочных эффектов? Мы видели серьезные научно доказанные критерии неэффективности? «Спутник V» – безопасная и эффективная вакцина в случае соблюдения всех правил.
Да, мы сталкиваемся со случаями, когда люди заболели после вакцинации. Но в 90% случаев люди заболели до истечения трех недель после второй прививки, то есть до формирования иммунитета. Еще есть часть людей, которые заболели после второй прививки, если был тесные семейный контакт, возможен положительный тест. Но таких случаев меньше 0,1 % от числа заболевших.