Михаил Щелканов в интервью с РИА VladNews рассказал о роли добровольцев, о том, что Россия легко переживает пандемию, а также делится мнением о массовой вакцинации
21:29, 6 июня 2021 ИнтервьюПриморский вирусолог Михаил Щелканов рассказал корреспонденту РИА VladNews, о том почему в России люди неохотно вакцинируются от COVID-19. Как на антипрививочные настроения влияют низкий уровень доверия к государству, какую роль в этом играет национальное самосознание и как вокруг вакцин начали работать политические механизмы.
-Михаил Юрьевич, почему в других странах за вакциной выстраиваются очереди? У нас приходится людей уговаривать, с чем связано нежелание ставить себе прививку?
-Тут три основных причины. Причина первая: Россия легче других стран переносит пандемию ковида. У нас не было тех ужасов, которые царили в Европе, молчу про США и другие страны. Мы всё прошли легко, но это лёгкость сыграла с нами злую шутку, теперь многие ковида не боятся и прививаться не идут.
Второе: в 90-е годы в России была серьёзно подорвана вера в государство. Сейчас продолжаем пожинать эти плоды. Поэтому многие могут испытывать недоверие ко всему, что нам предлагается со стороны государства. Третье: национальное свойство славянской культуры. Так называемое «русское авось». Недоверие ко всему подряд. Вот эти три пункта вместе и дают тот самый эффект, о котором мы говорим.
-Слышал о ещё одной причине, говорят «да как её могли сделать так быстро?». Боятся, что она не качественная. Расскажите, в чём тут секрет?
-Её удалось сделать так быстро, потому что все три вакцинные платформы, которые доступны в России уже были отработаны годами в прошлые периоды. Например, «КовиВак» центра имени Чумакова ещё со времен СССР использовалась. «Спутник» вообще, как вакцинная платформа разрабатывалась десятилетиями. Все «обкатки» она прошла на модели создания вакцины от Эболы. Тогда в 2014 разразилась беспрецедентная лихорадка в Африке. Когда стало ясно, что платформа Спутника работает, она была применена и к ковиду. Всё было готово давно, нужно было вставить нужные геномы. Получилось всё очень быстро. Вакцина действительно проходила ускоренные испытания, но испытывалась она на добровольцах. Вот они действительно рисковали! После того как испытания дали положительный результат, стало ясно, что все российские вакцины можно применять массово. Из уважения к добровольцам можно и с уважением относиться к нашей вакцине! Повторюсь, что ускоренный протокол испытания вакцины нёс риски только для добровольцев, которые шли на это осознано. Они даже писали мотивированное согласие. Из патриотических соображений.
Мотивированное согласие – документ, подтверждающий, что доброволец понимает все риски, включая смертельный исход.
-Вы наверняка знаете, что всемирный конгресс вакцин признал американскую прививку от ковида лучшей в мире. Спутник уступает или это политическое решение?
-Полностью, на сто процентов, политика. Не знаю даже, что это за конгресс. Любая развитая страна может созвать любой аналогичный конгресс и назвать его как угодно. Это понятный политический механизм, который не имеет ничего общего с научными исследованиями. Любой здравомыслящий вирусолог вам скажет, что Россия – единственная страна в мире, которая своими вакцинными платформами перекрыла все безопасные и эффективные для человека технологии в вакцинах. Мы избавились от совсем устаревших прививок и вместе с тем не поддались соблазну перейти к дешевым и доступным к лёгкой разработке вакцинам, потому что последствия их использования совершенно непонятные.
-Почему Спутник стал самым популярным из всех российских вакцин?
-Вопрос к научной политике. Понятно, что в первую очередь именно институт Гамалеи был наиболее подготовлен к производству вакцины. Плюс, политическая поддержка руководства страны – это немаловажно. Ведь это не просто поддержка, а результат глубокой экспертной оценки. Это первая вакцина, которую нужно было раскручивать. Всё получилось закономерно.
-Не так давно появилась вакцина «Спутник Лайт». Чем она отличается? Она слабее?
-Суть в том, что Лайт – это однокомпонентная вакцина. Она необходима, когда нужно быстро купировать эпидемиологический процесс. Остановить его рост. Речь не идёт о второй дозе ровно через три недели, как со «Спутником V». Она нужна для тушения бушующего пожара. Например, в Индии нужно применять Лайт, потому что нужно быстро потушить пожар, а уже потом можно принимать другие меры.
-Наши вакцины готовы справится с другими штаммами ковида?
-Рано или поздно, конечно, появится новый штамм, который будет обходить действие существующих вакцин. Пока он не появился. Вакцина эффективна против всех вариантов нового коронавируса.
-Как скоро появится новая вакцина, если появится новый штамм?
-База уже создана. Смена вакцины будет незаметна для потребителей.
-Многих интересует, что всё-таки лучше: получить антитела, переболев «короной», или сделать вакцину?
-Общее правило вирусологии: переболеть эффективнее вакцинации. Но я никому не рекомендую зарабатывать антитела путём игры в рулетку со смертью. Ставки слишком велики. Лучше привиться. Этого достаточно, чтобы получить защиту.