Константин Ягодин – о ситуации в Поднебесной, дружбе государств и туризме
15:46, 27 февраля 2020 ИнтервьюСитуация с коронавирусом до сих пор остаётся самой обсуждаемой новостью во всём мире. Многим россиянам пришлось изменить свои планы из-за опасного вируса: кто-то не может вернуться в Китай, чтобы продолжить работу или учёбу, а кому-то болезнь испортила отдых.
О ситуации с коронавирусом в Китае, туризме и сегодняшних проблемах в государстве в интервью РИА VladNews рассказал эксперт по КНР Константин Ягодин.
- Костя, расскажи об обстановке в Китае на сегодняшний день.
- Обстановка в Китае непонятная, потому что все ждали пика эпидемии коронавируса, но этого не случилось. Это обнадёживающий фактор. Но если ранее предполагалось, что все уходят на две недели в отпуск, так как инкубационный период болезни как раз и длится такое время, то сейчас появились заявления о том, что инкубационный период может длиться до 24 дней. Из-за этого китайцам продлили каникулы. Несмотря на то, что после 10 февраля карантин не был продлён, некоторые компании не допускают своих сотрудников к работе. Сейчас многие государственные предприятия уже работают – это предприятия жизнеобеспечения и те, которые поддерживают экономику страны. Но в тоже время есть такие компании, например, Фокс Комп Сервис, которая производит для Apple огромное количество телефонов, они хотели 10 февраля запустить работу, но правительство им в этом отказало.
- Какие меры принимает Китай для борьбы с коронавирусом?
- Карантин во всех населённых пунктах, начиная от больших городов и заканчивая маленькими деревушками. У меня есть друг, который живёт в городе Санья, раньше они жили на «расслабоне», максимум носили маски. Сейчас обстановка кардинально поменялась для любого уголка КНР – начали перекрывать районы города, закрыты дома, во всех городах и деревнях выдают талончики на выход членов семьи не больше одного человека раз в два дня, чтобы сходить в магазин и аптеку. Людей, которые не соблюдают этот режим, наказывают. В Харбине даже бесплатно раздавали спиртосодержащие жидкости, потому что считается, что простое мытьё рук не помогает в борьбе с вирусом. Это раствор на дом приносит спецперсонал.
У китайцев всё строго, за соблюдением всех правил следит допсовет. Дошло до того, что в стране не работают компании такси, программа, так называемая, «Такси. Деньги» и общественный транспорт, улицы городов пустые.
Во многих провинциях перекрыты автомобильные сообщения, дороги открыты только для скорой помощи и официальных служб. Все сделано для того, чтобы вирус не распространялся.
Провинция Хэйлунцзян издала приказ о закрытии всех скоростных станций и автомагистралей. На каждом пункте пропуска у людей, находящихся в транспорте, обязательно измеряют температуру, выдают специальную антисептическую жидкость для рук, маски. Для китайцев, которые выходят на улицу, нахождение в маске - обязательно. За нарушение этого режима он может быть оштрафован. В Китае отменены все мероприятия, где может собраться более двух человек, парки не работают уже давно. Также созданы специальные службы, которые оповещают граждан, при помощи коптеров следят за тем, чтобы граждане не скапливались, чтобы носили маски. Это так называемый бесконтактный метод общения.
Китай впервые показал миру, как можно сделать карантин для всего государства, закрыв всех в домах. Это даёт свои плоды.
Экономика в Китае не работает почти месяц. Большие деньги вложены на лечение больных, профилактику, потому что необходимо обезопасить не только больных, но и медицинский персонал. На сегодняшний день врачи со всего Китая едут в провинцию Хунань, например, Хэйлунцзян уже собрал третью бригаду специалистов – порядка 300 человек, которые уже работают в Ухане.
- Какие проблемы Китай испытывает, борясь с коронавирусом?
- Изначально китайцы не совсем понимали, что это за вирус, да и уханские власти попытались немного укрыть информацию о происходящем, но история вышла в массы. Есть серьёзная нехватка персонала, присутствует непонимание, как с этой болезнью бороться, полное отсутствие лекарств, оборудования средств защиты, капсул для перевозки больных. Также нет необходимых площадей для огромного количества инфицированных людей. Изначально в Китае не был введён карантин и люди спокойной общались между собой, тем более были праздники. Когда власти это поняли, то начали перекрывать города. Закрытие провинции Хубэй помогла сдержать распространение вируса.
- Отношение к китайцам в мире явно поменялось из-за этой эпидемии…
- Многие пранкеры наживаются на ситуации с коронавирусом, люди начали плохо относиться к китайцам. Я не понимаю, почему так происходит. Китайцы вложили в нашу экономику столько денег, они покупают у нас много газа и нефти, они снабжают весь мир своей продукцией, и сейчас портить отношения… Зачем?! Они и сейчас хотят инвестировать в Дальний Восток. 95% инвестиций Амурской области – это инвестиции Китая.
Мы портим не отношения с Китаем, мы портим впечатления, которые закладывали ещё наши деды. Мы неразрывно связаны с Китаем, мы ездим туда отдыхать. И мы хотим, чтобы к нам хорошо относились?! Нужно быть в первую очередь людьми.
- Как страдает турпоток из-за ситуации с коронавирусом?
- Турпоток страдает сильно. Это одна из первых и самых действенных мер, которую приняло правительство Китая, а потом и наше правительство – полный запрет работы турфирм, выезда за границу китайцев, путешествий по стране. В праздники китайцы больше всего путешествуют. Россия начала вывозить своих граждан.
На сегодняшний день Владивосток и Приморской край сильно завязан на туризме Китая. Например, если турфирма была ориентирована только на работу с Китаем, то сейчас компания несёт убытки, а люди сидят без работы – у них неоплачиваемый отпуск. Непонятно, когда это всё закончится и кто вообще поедет в КНР. Соответственно туристическая отрасль, которая работала с Китаем, умерла на неопределенное количество времени. Сейчас испытывают проблемы такие транспортные предприятия, как «Приморавтотранс» и АТП «Приморье», потому что люди набрали кредитов для покупки автобусов, а сейчас не могут их выплачивать, потому что все транспортные средства стоят. Лишь те компании, которые занимались и другим туризмом, чувствуют себя чуть лучше.
Китайцам сейчас не выдают визы, нет и безвизового обмена.
- Как ситуация с коронавирусом сказывается на Приморье?
- Она уже сказалась. Компании, которые занимаются добычей морепродуктов, уже бьют тревогу. В Китае практические везде не работают рестораны, соответственно масса морепродуктов, которая уходила в Китай, сейчас не добывается, потому что продукция просто протухнет. Нужно устанавливать новые связи с заказчиками, например, из Кореи или Японии, а этот процесс занимает время, а люди уже вложили деньги.
Также страдает логистика, мы все видим, что творится на овощном рынке в Приморье. Китай сейчас обслуживает только себя.
Что касается продажи вещей, то у продавцов сейчас ещё есть какой-то купленный товар, но на весну им уже не с чем выходить. Китайские рынки закрыты, потому что логистика их закрыта, когда она восстановится – неизвестно. Интернет-магазины также испытывают проблемы с доставкой товаров по Китаю.
Китайское правительство ввело дополнительные меры во многих крупных городах. Арендаторам в торговых комплексах, которые занимаются продажей, простили арендную плату. У нас в России такого бы не было. Центробанк ввел дополнительные меры для помощи малому и среднему бизнесу, а также индивидуальным частным предпринимателям. Так, если они должны заплатить кредит или налоги, а предприятие не работало, то эти сроки оплаты передвигаются по согласованию с банком. Это же касается и простых граждан. Есть специальные меры поддержки, которые разработаны правительством.
Для Китая коронавирус - это жёсткий удар и это тяжело, но они вернутся в привычное русло.
- Костя, у тебя есть знакомые в Китае, с которыми ты сейчас поддерживаешь связь, в каком состоянии они находятся? Есть ли паника?
- У китайцев нет паники, они спокойно выдерживают эту паузу, связанную с карантином, и соблюдают правила. Весь Китай сейчас в камерах, все лица просвечиваются, и нарваться на неприятности им не хочется. Сейчас Китай стал более безопасен. Эпидемия, несмотря на экономический удар, сплотила Китай. У них сейчас война с вирусом. Очень много волонтёров и врачей едут в центр эпидемии по собственной воле.
*интервью записано 20 февраля