Дрессировщики розового пеликана рассказали о своём подопечном (фото, видео)
13:56, 13 августа 2019 ИнтервьюВ кают-компанию ведущей программы «Экватор» на радио VBC Александры Смолиной пришёл розовый пеликан Фонарик, от которого убрали подальше телефоны и все мелкие предметы. Птица, конечно, пришла не одна, с ней были её дрессировщики – Владимир и Дарья Лекаревы. Расшифровку эфира представляет РИА VladNews.
- Насколько сложно переместить пеликана из пункта А в пункт Б?
Владимир: У него есть своя переноска, в которой он чувствует себя нормально, и у нас уже отработана схема, поэтому это не сложно.
- Парень у вас фотогеничный. Он любит фотографироваться?
Дарья: Да, и из всей группы пеликанов Фонарик – вожак, самый любознательный и харизматичный. И, конечно, он любит внимание. Фотография – это тоже внимание. Когда им восхищаются, он это чувствует, ему приятно.
- А откуда такое странное имя – Фонарик? И как тогда зовут остальных?
Владимир: Мы стараемся отходить от человеческих имён, это милые цирковые имена: Фонарик, Чижик, Звёздочка. И деткам приятно их слышать, и с человеком не спутать.
- Сколько лет Фонарику? Он самый взрослый?
Владимир: Нет, в нашей группе есть один пенсионер, он уже на заслуженном отдыхе, просто живёт в группе и не выступает. У нас пять взрослых пеликанов, они почти все ровесники. Вообще у нас два пенсионера: Малыш и Гена, им по 22 года, и Гена – это единственное человеческое имя, это не мы его так назвали.
Дарья: Гена – самый старший, Малыш чуть моложе, но он ещё выступает. Эти два пеликана выступали ещё с Гия Эрадзе, когда он сам выступал на манеже и работал с птицами.
Владимир: Да, семь лет назад, когда Гия выступал здесь, Гена ещё был в строю. Он вылетал во время номера «Африка». Наши пеликаны в начале номера вылетают со зрительного зала, пролетают над ними. Размах крыльев у пеликанов больше трёх метров, и это эффектное зрелище. Людям нравится.
- Вам этот «аттракцион» передали, или идея дрессировать птиц была ваша? Это не лёгкий труд.
Владимир: Это была идея нашего продюссера – Гия Эрадзе. Он каким-то образом увидел в нас дрессировщиков птиц и сказал, что нам подойдут такие экзотические птицы и у нас хватит терпения. С птицами очень сложно работать, особенно с пеликанами. Например, школа дрессуры попугаев уже отработана: на каждый трюк есть определённые шаги. Но с пеликанами не всё так просто, птиц начали дрессировать недавно, и самой школы обучения нет. Мы методом проб и ошибок нарабатываем эту школу для себя и потомков.
- Как пеликаны переносят приморскую погоду?
Владимир: Нормально, они же перелётные водоплавающие птицы, поэтому погода для них не сильно жаркая. Влажность тоже не проблема, так как они постоянно живут на Волге.
- За кулисами у каждого персональный бассейн?
Владимир: У всех один большой бассейн. Мы его возим с собой (смеётся). У них ещё вольер есть, отличные условия для проживания. Они там могут полетать.
Дарья: Это стайные птицы, и чаще всего они купаются по трое. Им так комфортней. С утра, когда в бассейне меняется вода, первым купается Фонарик, а потом все остальные.
- Когда вы их кормите, Фонарик тоже первый подходит?
Владимир: Обязательно, иначе будет обида. Мы по-другому не сможем. Он много ест, и мы везде со своей рыбой, даже в ваш край приехали со своей рыбой. Во Владивостоке мы столкнулись с проблемой: одна морская рыба, пресноводную найти не так уж и легко. Он карасиков ест и краснопёрку. Нам нужно 60 килограммов в неделю. Каждый пеликан в день съедает примерно полтора килограмма. Примерно потому, что мы их по желанию кормим, особо не закармливаем, но свой рацион они получают.
- Но на площадку они выходят голодными, как все артисты?
Владимир: Нет, наоборот. Для того чтобы была энергия работать, нужно сначала хорошо покушать. Мы просто мельче режем рыбу, чтобы она быстрее переваривалась. Мы идём на хитрости, мы себе не позволяем, чтобы они недоедали. Лечить сложнее.
- А пеликаны болеют?
Владимир: Мы не доводим. Даём большое количество витаминов, потому что это такой тяжкий труд, если какая-то птичка или животное болеет, надо проводить с ним круглые сутки. В нашей стране ещё не развита орнитологическая медицина. Дешевле взять новую птицу. Если это птицефабрика, то там особо и не церемонятся. И самой методики лечения мы часто берём из-за границы, потому что там это сильнее развито, чем у нас. Последние методики лечения у нас с 70-х годов прошлого века.
Кто-то говорит, что в цирках обижают животных, но это очень невыгодно: и по трудозатратам, и по деньгам. Это просто нерентабельно становится. Ведь это наш доход. Мы зарабатываем вместе с животными, и если бы не было животных, мы бы не могли зарабатывать деньги. Зачем нам пилить сук, на котором сидим? И опять же долговременная работа с животными. Мы же не работаем как на заводе восемь часов – пришёл и ушёл. Это жизнь, животные - часть семьи.
- Кто из ваших питомцев самый смирный по характеру, а кто – самый дерзкий?
Владимир: Это надо переходить на личности. Среди попугаев есть дерзкие, которые могут напасть и на попугая, и на человека; серьёзные пацаны. И среди пеликанов такие есть. Тут дело не в дерзости, а в отваге больше.
Уникальность нашего номера в том, что травоядные попугаи работают совместно с хищными пеликанами. Рыба – тоже мясо, поэтому пеликаны считаются хищными птицами, и на воле в голодные годы могут и чайку, и голубя съесть. В начале нашей работы, когда мы только делали номер, они пытались на зубок попробовать попугая. Попугаи были очень удивлены этим (смеётся).
- С кем проще договориться: с попугаями или с пеликанами?
Владимир: Попугаи уже давно одомашнены, и подход найден. А с пеликанами немного по-другому, они – стайные животные, то есть сначала надо договориться с лидером, и тогда вся стая пойдёт. Пока мы это не осознали, работа не шла, и мы не понимали, в чём дело. Они разбегались, пока одного догоняешь, другой убегает (смеётся).
- Как вы их различаете?
Дарья: Они же все разные. У всех разные лица, разрез глаз.
Владимир: У них, так же как и у людей, есть свои особенности. Например, у одного клюв с горбинкой. Есть прямой клюв, есть покатый… Разрез глаз разный, окрас лап…
- Они реально знают свои клички?
Владимир: Конечно, мы бы по-другому не смогли работать.
- У них нет инстинкта как у собак? Собака в семье выбирает одного, кого она назначает хозяином, а остальные – «обслуживающий персонал». У вас так же?
Владимир: С пеликанами работаем мы с Дашей и ещё три ассистента. Это большая семья. Конечно, если ребята с других номеров подойдут, то это будут другие отношения. Доверительные, но издалека. А к нам они подходят, мы гладимся, играем, какие-то вещи у нас попрошайничают.
У нас был интересный случай. В Нижнем Новгороде у ветврача была большая собака, овчарка, которая спокойно гуляла по всему цирку, не боялась ни львов, ни тигров. И один раз, по недосмотру наших ассистентов, дверь открылась, и наши пошли погулять по цирку. Они зажали собаку в угол, бедная! Они вшестером хватали, клевали за хвост. В итоге – у собаки стресс. (Смеётся.)
- У них стрессы случаются? Долгий перелёт, что-то ещё?
Владимир: Конечно. Когда мы переезжаем из города в город, то им это не особо нравится. Хоть мы и строим достаточно удобный вольер, там кормят, убирают. Новое место им не нравится, они всегда привыкают к новому манежу. Акклиматизируются дня три-четыре. Первое время мы даже не репетируем какие-то сложные трюки с полётом, чтобы они могли рассмотреть, где можно летать.
- Что было самое интересное и яркое в вашей практике?
Дарья: Наверное, появление в нашей жизни пеликанов. Это такой здоровенный птеродактиль.
- А с чего вы начинали?
Владимир: Вообще мы пришли в цирк по объявлению (смеётся). Мы раньше работали артистами балета, у нас образование артистов балета. И мы подписали контракт на май, а закончили гастроли в ноябре. У нас оставалось вободное время, и мы нашли на Авито объявление о работе в цирке и подумали, почему бы не поработать. Остались, долгое время работали танцорами, до того момента, как нам продюсер не предложил подучиться и стать дрессировщиками. Мы очень сильно сомневались, потому что когда мы их первый раз увидели, мы не знали, с какой стороны подойти к ним. Надо сказать спасибо нашему продюсеру, он, имея свой очень богатый опыт, видел со стороны, кто чего достоин. Вот он нам предложил, и у нас получается, и мы уже получаем удовольствие. Первое время, правда, нам нанимали тренеров, которые нас всему обучали. Мы проходили обучение по уходу за животными, теперь у нас второе образование появилось (смеётся).