Идейный вдохновитель и куратор фестиваля V-ROX – в интервью РИА VladNews
14:00, 15 июня 2019 ИнтервьюМузыкальный фестиваль, искренне полюбившийся всем жителям Владивостока, возвращается в город. В этом году V-ROX предстанет в обновленном формате, в который организаторы поместили не только музыку, но и искусство, спорт, общение, кулинарию.
Идейный вдохновитель и куратор фестиваля Илья Лагутенко рассказал в интервью РИА VladNews о том, какие сложности возникают в организации масштабного фестиваля, и как он лично отнесся к тому, что граффити с дальневосточным леопардом больше нет.
- Илья, в прошлом году Владивосток не видел V-ROX, в этом он возвращается в другом амплуа. Расскажите более подробно о новом формате фестиваля.
- Формат, собственно, всё тот же. Мы уже поставили Владивосток на международную музыкальную карту, теперь пытаемся это направление развивать, чтобы город не только мигал, а сиял, был виден из космоса. Ну, или хотя бы с соседних островов (смеётся). Что касается масштабности, то любой фестиваль в данном городском пространстве, как показывает опыт, всегда нуждается в каких-то событиях, которые происходят вокруг этого фестиваля, с людьми, которые в нём участвуют, публике, которой он по тем или иным причинам нужен. Наши амбициозные планы - сделать V-ROX конкурирующим с японским фестивалем Fuji Rock - пока не удались, но за эти годы мы поняли, что есть достаточное количество молодых людей, которые находят для себя вдохновение в этих трёх днях фестиваля, и он до сих пор считается точкой притяжения для музыкантов, не побоюсь сказать, со всего мира, которые хотят увидеть Владивосток. Они готовы приехать сюда, поделиться своим творчеством.
Поэтому всё остается то же самое, а возможности какие есть, те и используем. Но за последние несколько лет стало понятно, что не только музыкой единой, вокруг музыкальных выступлений есть другие активности.
Например, история с южноафриканским художником Sonny, который рисовал дальневосточного леопарда на стене в районе Фуникулера. Сейчас ее уже не существует, но эта история показала, что у публики есть к этому интерес. Когда леопарда не стало, как-то вдруг захотелось иметь побольше таких объектов, которые оказываются не просто памятью о фестивале, но и визитной карточкой города. Поэтому я и оргкомитет – небольшой круг моих друзей и энтузиастов, с которыми мы это делаем несколько лет, пытаемся не останавливаться.
- Как вы лично отнеслись к тому, что стену с граффити снесли?
- Вы знаете, в последнее время я много общаюсь с художниками, с теми, кто рисует стрит-арт, у них абсолютно своё отношение к такому роду искусства, по их мнению, оно не должно быть вечным, у него есть своя жизнь, своя история. Был свой повод создать леопарда – связь международного экологического сообщества и Владивостока. Теперь эта история закончилась. В когда одна история заканчивается, нужно начинать новую.
- Где планируете разместить новый арт-объект в этом году?
- Мы вели переговоры с десятками художников, и во Владивосток приедут несколько человек, которые создадут свои работы в пространстве рядом со сквером городов-побратимов. Администрация города дала разрешение, посчитав, что это не будет вандализмом, всё официально утверждено. Мы все считаем, что это действительно может еще раз напомнить городу о своем месте на карте мира.
- А что касается музыки, какие группы выступят на V-ROX? Вы лично их приглашали?
- Ну, скажем так, все группы так или иначе прошли через меня. В этом году у нас необычный V-ROX, потому что мы пытались всё-таки ввести более международную повестку, но будет, скажем так, и российский день. Это связано с популярностью в последние годы групп, поющих на русском языке. В этом году хедлайнером фестиваля будет российская группа Shortparis.
Из всех приглашённых российских групп, по-моему, никто не был во Владивостоке, это будут дебютные выступления, хотя об этих ребятах в интернете много говорят.
Меня лично больше всего интересует якутский панк-десант, потому что то, что происходит сейчас в Якутии с музыкальной сценой – это одно из самых интересных, что происходит в стране вообще, и об этом почти никто не знает. Ну, а в нашем дальневосточном сознании Владивосток и Якутск – это почти соседи (смеётся).
Помимо российских групп в этом году на фестиваль приедут группы из Китая, Японии, Индонезии. Кто-то приезжает «своим ходом», как, например, португальская группа DSCi. Они едут во Владивосток из самой Португалии на «ГАЗели».
- На каких музыкальных площадках будет проходить фестиваль?
- Главная площадка – это «Мумий Тролль Music Bar». К сожалению, в этот раз мы никаких больших сцен не строим, нет таких возможностей и, я так понимаю, в ближайшие годы не предвидится. Но, может быть, потом люди подтянутся ради одного большого дела.
- Какие сложности были в организации?
- Главные сложности фестиваля – это всегда перелеты артистов, потому что Владивосток далеко, а также проживание и оборудование. Это три самые большие фестивальные статьи расходов.
- Как вы себя позиционируете в проекте V-ROX? Как отец этого фестиваля?
- Нет, я не позиционирую себя как отец, я скорее куратор фестиваля. Мне приходится вникать во всю программу. Нужно признать, что из-за того, что фестиваль у нас абсолютно некоммерческий, мы не можем рассчитывать на какие-то продажи, привлекать крупные имена, поэтому мы рассчитываем только на свой собственный вкус и на свои собственные связи в мире музыки и искусства по всему миру. Почти с каждым из артистов приходится разговаривать лично, и репутация группы «Мумий Тролль», ее история, играют в этом большую роль.
Софья Ночвина