Хореограф-постановщик Татьяна Домовидова - в интервью РИА VladNews
14:18, 14 мая 2019 ИнтервьюЕжегодные премьерные постановки известного на Дальнем Востоке коллектива современного танца «Каури», всегда разные, оригинальные и талантливые, — своего рода визитная карточка региона. Бессменный художественный руководитель, идейный вдохновитель и хореограф-постановщик танцевальной компании Татьяна Домовидова в интервью РИА VladNews рассказала историю возникновения темы дыхания в своём творчестве и о том, как удалось воплотить задуманное.
- Как зародилась тема, и где вы черпали вдохновение для новой работы?
- Очень сложно отследить, как приходит та или иная тема. Просто в определенный период я понимаю, что во мне накопилось достаточное количество информации и энергии, которые я хочу облечь в какую-то форму, и тогда я будто становлюсь локатором. Я просто слушаю, смотрю, читаю и спрашиваю. Ловлю какие-то обрывки разговоров, картинки, которые увидела мельком. Назову это пеной. Спустя какое-то время, на поверхность этой пены всплывает то, за что могут зацепиться мой ум, моё сердце, душа, если хотите.
В этот раз так получилось со словом «Дышать». Что такое вдох и выдох? Все знают, что это витальный процесс, необходимый акт для всего живого. Но что если посмотреть с точки зрения философии, энергетики, духовности, какие ответы мы получим?
Я разговаривала со многими людьми и задавала простой вопрос: «Как вы думаете, что происходит между вдохом и выдохом?» И многие говорили интересные вещи. Например: «Вдох — возникновение некой ситуации, а выдох — моментальное принятие решения». Или вот что ещё интересно: при задержке дыхания происходит что-то очень тонкое, например, ювелир работает над чем-то прекрасным, он задерживает дыхание в момент, когда нужно выполнить тончайшую работу, на грани, на кончиках пальцев.
Знаете, у меня сложилось ощущение, что между вдохом и выдохом происходит маленькая жизнь. В русском языке очень много афоризмов, идиом относительно слова «дышать». «Вдохновение» — это когда кто-то свыше в тебя вдохнул что-то, чего в тебе раньше не было. Или «Затаив дыхание» — почему затаив? Потому что происходит что-то важное в этот момент. Что значит «дышать одним воздухом» в переносном смысле, конечно? Когда мы хотим понять человека или настроиться на его волну, интуитивно мы начинаем дышать с ним в унисон, со-настраиваться через дыхание. А когда мы говорим «чужое дыхание», что это значит? Это нечто враждебное, за спиной, навязанное или это то, к чему можно присмотреться? Именно с этих вопросов началась работа компании над новым спектаклем.
- Что нового ждёт вашего зрителя в премьерном спектакле «Дышать»?
Новая работа для всех нас, для меня и моих артистов, — это, конечно, рост. Я оглядываюсь на предыдущую работу, и мне кажется, что она такая лёгкая по сравнению с тем, что мы сделали сейчас.
Также в этой работе наиболее явно видна моя внутренняя борьба. Так происходит всегда, что передо мной встаёт выбор. С одной стороны, зрителя нужно развлекать, чтобы было всё понятно, всё ложилось на восприятие, потому что когда все понятно, люди выходят из зала в приподнятом настроении. А с другой стороны, лично мне уже этого делать не хочется, а хочется работать на более тонких вибрациях и уровнях. Я говорю о том уровне, когда человек не понимает головой, то, что ему сейчас сказали, но совершенно чётко понимает это душой и сердцем, глубоко личностно, на подсознании. Но, тем не менее, я всегда осуществляю попытку найти некий баланс между тем и другим. Мне кажется, что спектакль «Дышать» станет хорошим поводом поговорить со своим зрителем на более тонких уровнях.
- Ваши спектакли отличаются минимализмом в сценографическом смысле, однако всегда наполнены хореографически. Как будет в этот раз?
- Традиционно сценографическое решение достаточно минималистично, и это объяснимо. Я считаю, что для танцоров тяжёлые декорации уместны при наличии очень большой сцены. Для нас, чем больше пространства, тем лучше. Поэтому в спектакле есть один большой, устойчивый и стабильный партнёр — станок, который сам по себе нейтрален, но в процессе он превращается в какую-то преграду, бесконечную книгу, чуть ли не колесо сансары для героев.
- Каким зритель должен уйти из зала после спектакля, на ваш взгляд?
Всегда надеюсь, что после моих спектаклей люди уходят просветлёнными. Часто в современном искусстве не очень бережно относятся к зрителю и могут нагрузить его по полной программе. На самом деле, есть темы, которые следует поднимать в искусстве, но они достаточно депрессивные. Я безумно люблю своего зрителя, поэтому о каких бы драматических и тяжёлых моментах ни шла речь в спектакле, я забочусь о том, чтобы зритель ушёл просветлённым, обновлённым, а не нагруженным. Вообще мой любимый жанр — это трагикомедия: улыбка сквозь слёзы.
Не слёзы через улыбку, а улыбка сквозь слёзы. Будто солнце проглядывает после дождя, и радуга. Об этом я мечтаю, чтобы зрители уходили с таким состоянием души.
Справка
Танцевальная компания «Каури» создана в 2000 году во Владивостоке с целью развития профессионального современного танца на Дальнем Востоке.
Художественный руководитель и хореограф-постановщик компании — Татьяна Домовидова имеет степень магистра хореографии MFA университета The George Washington University, DC, USA.
Танцовщики компании регулярно проходят обучение на международных летних школах по современному танцу в России и за рубежом (США, Франция).
Премьера театрально-танцевальной постановки «Дышать» состоится 22 мая в 19 часов в Приморском краевом драматическом Театре молодёжи.