Елена Попович: Судебным приставам угрожает каждый второй

Судебный пристав-исполнитель УФССП России по Приморскому краю – в интервью РИА VladNews

18:13, 25 ноября 2018 Интервью

Судебные приставы сегодня – профессия опасная и психологически очень тяжелая. Во время процедуры ареста имущества или вынесения постановления об ограничении права выезда за пределы РФ многие должники испытывают серьёзный стресс, в таких случаях должностное лицо выполняет функции не только судебного пристава, но и психолога. 

О сложностях профессии судебного пристава рассказала в интервью корреспонденту РИА VladNews  судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Первореченскому району города Владивостока Елена Попович.

- Елена, расскажите, что входит в ваш круг обязанностей?

- Судебные приставы занимаются взысканием алиментных платежей, периодических платежей, задолженности по заработной плате, налогов, штрафов ГИБДД, кредитов, долгов по ЖКХ, арестом имущества. Также мы делаем запросы во все регистрирующие организации, применяем меры принудительного исполнения и лично контактируем с должником.

Первое, когда возбуждаем исполнительное производство, осуществляем выход по адресу должника, который указан в исполнительном документе, проверяем имущественное положение, если есть имущество, то мы накладываем на него арест.

Еще мы часто выезжаем в рейды. Каждый судебный пристав выезжает на свой участок.

- Опишите среднестатистический портрет должника.

- Все должники абсолютно разные. Бывает бабушки, вроде такие тихие, приходят и такое могут устроить,  а бывает, что смотришь на должника и становится страшно, а оказывается  это добрейшей души человек. По самому человеку всё видно с того момента, как он с тобой поздоровался, и понятно, как с ним нужно разговаривать. В этой профессии в какой-то степени нужно быть психологом.

Есть должники, которые целенаправленно не платят, а есть те, кто просто забыл о своём долге, и когда появляется исполнительный документ, тут же бегут и оплачивают.

- Как люди реагируют на судебных приставов? Есть ли у вас примеры негативных или даже опасных историй?

- Такие ситуации были как в отделе, так и на выездах, их очень много.

В отделе был такой случай: пришли два должника по ипотеке, которые считали себя не гражданами Российской Федерации, а заявляли, что они граждане СССР, у них даже паспорта РФ не было, не знаю как им дали ипотеку, это вопрос очень интересный. Так вот они утверждали, что службы судебных приставов не существует, что всё это незаконно.  Сразу стали угрожать мне и моему ребенку. Они никуда не ушли, а остались во дворе возле отдела, заявляя, что подождут  окончания рабочего дня и тогда со мной разберутся. Было страшно. Пришлось вызвать полицию.

Вообще, здесь каждый второй угрожает, потому что у многих не выдерживают нервы, но этот случай был серьезный. Сейчас эти «граждане СССР» находятся в местах лишения свободы.  

На выезде был случай, когда мы поехали арестовывать имущество – эвакуатор. Приехали на площадь Семёновскую, нашли должника, предложили ему оплатить сумму долга, в случае отказа – мы должны были наложить арест на эвакуатор, принадлежащий должнику на праве собственности. Должник отказался платить, поэтому мы начали процедуру ареста транспортного средства. Забрали у должника ключ, но когда начали опечатывать двери, должник прыгнул в машину и закрылся, оказалось, у него был запасной ключ. Когда судебный пристав начал требовать, чтобы мужчина освободил транспортное средство, должник завёл машину. Судебный пристав по ОУПДС (обеспечение установленного порядка деятельности судов) запрыгнул на капот, чтобы помешать ему уехать на уже арестованном на тот момент транспортном средстве. Однако должник продолжил движение и остановился лишь тогда, когда выехал на проезжую часть.  

В отношении должника возбуждено уголовное дело, однако тот скрылся, находится сейчас  в федеральном розыске.

Должники, пытаясь избежать встреч с судебным приставом, используют различные лазейки. Иногда их приходится искать в их же квартире.  Однажды мы пришли по адресу должника, нас спокойно впустили в квартиру, сказали, что этот человек здесь не проживает, однако при проверке имущественного положения мы обнаружили должника в шкафу, где она пряталась от судебных приставов.

- Все ли имущество, имеющееся в квартире, можно арестовать?

- Конечно, нет. Нельзя арестовывать предметы первой необходимости, личные вещи, спальные принадлежности, кухонную утварь – плиту, холодильник, посуду. Однако, если имущество не в единственном экземпляре, например, у должника имеется в собственности два, три холодильника или две стиральных машины, то наложение ареста возможно.

- А что делать, если у должника нет имущества?

- В таком случае составляется акт в присутствии понятых об отсутствии у должника имущества, и судебный пристав применяет другие меры, в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве».

Бывает, ты заходишь в квартиру и видишь – выполнен хороший ремонт, есть нормальная мебель и хорошая бытовая техника,  в комнатах  - спальное место, шкаф,  телевизор. А бывает, приходишь к должнику и абсолютно нечего арестовывать. Нет имущества.

Бывает и так, что должник его скрывает. Тогда имущество должника объявляется в розыск.

В целом, должнику при возбуждении исполнительного производства даётся пять дней для добровольного исполнения, по истечении которых судебный пристав выносит постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении физического лица в размере 7% от суммы долга, но не меньше одной тысячи рублей, а для юридического лица - 7%, но не менее 10 тысяч рублей.

- Если есть имущество у супруги/супруга, можете ли вы его забрать?

- Да, можем. Когда есть совместно нажитое имущество, мы также можем обратиться за взысканием доли должника, то есть 50%.

- Расскажите, что происходит с арестованным имуществом?

- Арестованное имущество продают на торгах, в них может участвовать любой гражданин, который зарегистрирован на официальном сайте торгов или на сайте Росимущества.  Но должник имеет право ходатайствовать о реализации арестованного имущества самостоятельно, если сумма арестованного имущества не превышает 30 тысяч рублей.

Но, поверьте, когда доходит до того, что у людей арестовывают имущество в квартире, они находят деньги, чтобы погасить всю сумму целиком.

- С квартирами происходит также? Выставляются на торги?

- Да. Если это ипотека, то стоимость жилплощади определена судом, если это собственная квартира и это не единственное жилье, тогда привлекаем оценщика, он определяет стоимость имущества, мы выносим постановление о принятии оценки, потом в установленные сроки передаем имущество на реализацию. Если первые торги не состоялись, мы выносим постановление о снижении цены арестованного имущества на 15%, если вторые торги тоже не состоялись – предлагаем арестованное имущество взыскателю в счёт погашения долга.

- А судебные приставы покупают что-нибудь на таких аукционах?

- Нам запрещено, и нашим родственникам тоже.

- Был ли на вашем опыте неплательщик с каким-то колоссальным долгом?

- Долги все абсолютно разные: от 100 рублей до значительных сумм. У нас есть межрайонный отдел по особым исполнительным производствам, который занимается взысканием крупных сумм, но к этим неплательщикам применяются совершенно другие нормы. Если сумма долга больше 2 миллионов 250 тысяч рублей, то должника можно привлечь к уголовной ответственности по статье 177 УК РФ.

К уголовной ответственности также привлекаются злостные неплательщики, должники по алиментам и ответственные хранители, которые укрывали или продавали арестованное имущество.

Софья Ночвина