Известный медиадвокат Галина Антонец – в интервью РИА VladNews
12:36, 20 июля 2018 ИнтервьюЭкстремизм в интернете, на самом деле, явление серьёзное и наказуемое, как административно, так и уголовно. Усмотреть экстремистское содержание могут в любом материале, начиная от обычных фраз, которые многие используют в своей речи, и заканчивая простыми рассуждениями о целостности территории Российской Федерации. Медийный адвокат из Владивостока Галина Антонец в интервью корреспонденту РИА VladNews подробно рассказала, в чём таится опасность, кто обычно занимается экстремизмом и что грозит за такую деятельность.
- Галина Ивановна, расскажите про статистику по экстремизму в Приморье. Цифры растут или нет?
- Статистика по привлечению к ответственности по так называемым экстремистским статьям да, растёт. Более того, можно однозначно сказать, что эта ответственность «молодеет». Чаще всего под наказание стали попадать молодые люди.
- То есть теперь преимущественно экстремистскими «делишками» занимается молодёжь?
- Да, чаще всего попадает молодёжь, и даже дети. Причём они редко размещают какие-либо картинки именно с целью пропаганды экстремизма или призыва к таким действиям.
Взрослые замечены в экстремизме реже, но они попадают под статью. Приведу пример. Взять хотя бы статью 20.3 Кодекса об административных правонарушениях России, которая наказывает за демонстрацию либо пропаганду нацисткой символики или атрибутики. Можно опубликовать картинку из учебника истории про Великую Отечественную войну или фотографию из Южной Кореи на фоне буддистского храма… и формально загреметь под статью. Штраф там небольшой, одна тысяча рублей. Но, поздравляю вас, вы теперь экстремист. И на вас всегда будет висеть это – привлекались по экстремистской статье. Очень надеюсь, что удастся «пробить» изменения в данную статью, и наказываться будет только демонстрация с пропагандой, а не просто демонстрация символики.
- Что движет детьми, когда они делают репосты в социальных сетях?
- Я не психолог, поэтому не знаю, что ими движет. Я могу рассуждать и делать какие-то выводы, только исходя из своего личного и профессионального опыта.
В 99,9% процентов случаев попадания детей под экстремистские статьи не имеет ничего общего с настоящим экстремизмом. Глупость, незнание закона, желание выглядеть крутым, выделиться и прочее. Но система не разбирается в причинах, она наказывает. Никакого снисхождения. У меня такое впечатление, что на «экстремистских» детях делают статистику. Ведь далеко ходить не надо – нарушает каждый второй. Сейчас система настроена на наказание, а не на профилактику. Информации для детей даётся очень мало, а если даётся, то сухим официальным языком, языком запугивания и запретов. А с ребятами надо говорить на их языке, объяснять, а не пугать, общаться, а не строить по стойке смирно. Создаётся впечатление, что никто не хочет менять то, что построено сейчас. Детей-«экстремистов» удобно иметь для красивых отчётов.
На фоне этого стоит отметить, что именно само гражданское общество, общественные организации, просто активные неравнодушные люди пытаются что-то изменить, найти подходы к детям и их родителям. И что ещё замечательно, на эту работу активно выделяются гранты. Не устану благодарить Майю Шалунову за то, что она делает, её «Школа родителей» и поездки по краю показали, что потребность в знаниях простоя колоссальная. Надеюсь, у нас в итоге получится изменить ситуацию.
- Что происходит дальше с теми, кто распространяет материалы с экстремистским содержанием?
- Всё зависит от того, какие именно материалы, а также по какой статье будет квалификация. Я расскажу, что обычно происходит в ситуациях обнаружения таких постов.
Итак, кто-то обнаружил в вашей ленте что-то, что, по его мнению, нарушает закон. Допустим, картинку с парада Победы, где сжигают фашистские знамёна со свастикой. И этот сознательный кто-то сообщает органам об этом. Полиция фиксирует нарушение (скрин и всё такое). Потом запрос в ВКонтакте, который выдаёт все данные, какие есть на вас (номер телефона, ID, прочее). Устанавливают, где вы живете. Приходят домой или в офис, вызывают, доставляют, опрашивают, составляют протокол, могут изъять оборудование, с которого вы размещали материал, далее суд, штраф в одну тысячу рублей. Поздравляю, вы экстремист.
Если то, что вы разместили (репостнули, лайкнули) содержит состав статьи 282 Уголовного кодекса (разжигание розни и так далее) или состав статьи 148 Уголовного кодекса (оскорбление чувств верующих), то тут сначала проведут экспертизу. Экспертиза должна быть комплексная – информацию оценивают на наличие экстремизма психолог и лингвист. Нашли - тогда чаще всего арест, изъятие всего, что в доме есть компьютерного, ну и так далее до суда. А там уже суд будет решать, если ли нарушение закона, и насколько вы нарушили.
- В чём могут усмотреть экстремизм? Могут ли обнаружить экстремистские темы, например, в стихах?
- Стихи, песни, известные фразы. Я не буду их тут упоминать. Зайдите сами на сайт Минюста, там опубликован перечень экстремистских материалов. Посмотрите. Поверьте, вы будет удивлены, так как можете найти там фразы, которые вы регулярно употребляете, даже не зная, что это экстремизм. Что ещё… демотиваторы, фотографии, картинки, видео… Информация в любом виде и воплощении может быть признана экстремисткой. Например, целая статья в Большой энциклопедии про Чеченскую республику признана экстремистским материалом. И как тут не вспомнить известную фразу: «Незнание закона не освобождает от ответственности». Я бы её ещё дополнила тем, что указание на «а вот почему ему можно, меня наказывают, а его нет, ведь у меня репост» также не освобождает от ответственности.
- На каких ресурсах чаще всего распространяют подобные материалы?
- Чаще всего попадают под наказание те, кто сидит в ВК. Эта социальная сеть просто лидер по упоминанию в судебных решениях по экстремистским статьям. Причём наказать могут как за свежий пост, так и за пост годичной давности, так и за лайк, и за репост… И за музыку, которую вы себе добавили в плейлист.
Почему больше всего ВК? Могу высказать только своё мнение. Во-первых, ВК молодой, а где молодость, там дерзость, стёб и шутки на грани, там поиск себя, незнание закона или вызов закону, рамкам, которые установлены. Об ответственности и последствиях, как правило, не думают. И, во-вторых, конечно же, есть ошибочное мнение, что тебя не найдут. Найдут, ещё как! И накажут. Анонимности в сети не существует, а в ВК и подавно. Сейчас по новым правилам, которые вступили с 1 июля 2018 года, для того, чтобы получить доступ к вашим персональным данным, переписке и прочему даже не надо получать решение суда. Соцсети, как «Одноклассники», так и многие другие, всё хранят и по первому требованию выдают органам.
- Какое наказание грозит тем, кто призывает к экстремизму?
- Какой хороший вопрос! Сейчас объясню почему. Допустим, я рисую свастику на заборе, вы стоите рядом и говорите мне: «Рисуй, давай, и ещё вот тут подрисуй и ещё пару крестиков не забудь…» Так вот, я за рисование свастики пойду по статье 20.3 Административного кодекса и отделаюсь штрафом в одну тысячу рублей, а вы пойдете по статье 280 Уголовного кодекса и можете реально сесть в тюрьму на четыре года. За призывы в Интернете или с использованием СМИ наказание ещё круче - до семи лет.
И не дай вам бог усомниться в территориальной целостности Российской Федерации и публично высказаться об отделении от неё того или иного региона. Или призвать пересмотреть принадлежность Курил или Крыма, даже если это высказано в форме мнения, оценочного суждения, и ваши слова не имеют под собой реального желания что-либо менять, вы всё равно рискуете. Потому что Крым российский, Курилы тоже наши, и может быть только так и никак иначе. Сомневаетесь? Держите своё мнение при себе, если не хотите оказаться за решёткой.
Дарья Наумец