Путешествующий Учитель буддизма посетил Приморье

Президент российской Ассоциации буддистов Алмазного пути рассказал о буддизме в Приморье

15:25, 13 июня 2018 Интервью

Александр Койбагаров, президент Российской Ассоциации Буддистов Алмазного Пути Традиции Карма Кагью прибыл во Владивосток на специальное мероприятие и побеседовал с корреспондентом РИА VladNews о консерватизме, Путешествующих Учителях и буддизме на Дальнем Востоке.

- Когда я впервые услышал вашу должность, я был несколько растерян, потому что привык, что в других конфессиях есть иерархия и саны. Какую параллель можно провести между вашей должностью и санами других религий?

- Я таких параллелей бы не проводил, просто российское законодательство требует наличия руководителя у религиозной организации, а когда мы создавались в 1989 году, самое модное звание тогда было президент, на этом мы и остановились. Но это не духовное, это административное звание для решения административных вопросов. Духовное звание в тибетском буддизме – Лама, это звание дает Учитель. Наш Лама пока никого из своих учеников этим званием не наградил, но некоторых он назначил путешествующими Учителями, то есть мы можем странствовать, если нас приглашают и читать лекции. Мое духовное звание – Путешествующий Учитель.

- Звучит очень романтично. В чем заключается миссия Путешествующего Учителя? Только ли в лекциях?

- Нет. Помимо чтения лекций и ответов на вопросы, в буддизме есть еще и медитативные практики, которые выполняет каждый буддист, этому я тоже обучаю, объясняю практики. Стоит отметить, что у нас в буддизме есть традиция устной передачи, недостаточно просто прочитать книжку, необходимо получить знание напрямую от человека уже опытного, который в свою очередь получил знания от своего учителя. Буддизм гордится тем, что эта устная передача ни разу не прерывалась, и вот уже две с половиной тысячи лет она тянется от Будды до нас через цепочку учителей. Никогда не было такого, чтобы в живых не оставалось ни одного носителя знания.

- Когда вы фактически привели буддизм в Россию, в 89 году, вы ожидали, что все может зайти настолько далеко? Что будут строиться центры по всей России?

- Конечно, нет. Мы такого не ожидали. Нам Лама дал задание открыть буддийский центр, и это показалось нам огромной задачей, чуть ли не на всю жизнь, и вот мы там, в Санкт-Петербурге, пытались открыть первый центр и целый год ходили в Минюст, боролись с чиновниками. Тогда казалось подозрительным, что люди хотят зарегистрировать свою «церковь». На нас смотрели очень странно. А после открытия как будто что-то взорвалось. На первый курс приехало чуть больше 60 человек, но уже тогда в группе были люди из Владивостока. Первая поездка по России состоялась в 1993 году, здесь во Владивостоке состоялась лекция Ламы и после лекции возникла группа людей, которая захотела практиковать буддизм. Они подошли к Ламе и попросили разрешения основать центр. Такое происходило практически в каждом большом городе. Никто не ожидал, что это простое поручение так затянется и станет действительно делом жизни.

- Как обстоит ситуация с буддизмом в Приморье?

- У нас есть зарегистрированные центры во Владивостоке и Находке, есть небольшие незарегистрированные группы, которые смогут зарегистрироваться, когда «вырастут». По всему краю, практически в каждом крупном городе есть последователи буддизма. Самый крупный центр - во Владивостоке - здесь примерно сотня активных членов. Но интерес в обществе есть, когда мы показывали документальный фильм о Ламе-женщине, жене основателя нашего центра, на сеанс пришло более полутора тысяч человек, хотя это не развлекательный фильм. А когда приезжают Учителя, всегда не хватает места даже в самых больших залах.

Сейчас буддизм в моде, и мы считаем, что это заслуженно. Потому что к нему нет вопросов у общества, буддисты никого не взрывают, квартир не отнимают, по улицам не ходят, за руки людей не хватают. Буддизм в этом плане несколько высокомерен и считает, что до него сначала нужно дорасти. И если человек почувствовал, что он хочет стать лучше, то он в состоянии найти буддистский центр и учителя сам.

Наибольшую популярность сейчас приобрел именно алмазный путь. Как известно, в буддизме есть три пути – малый, великий и алмазный. Так вот алмазный путь обещает самые быстрые результаты, если все условия сойдутся и вы будете достаточно усердны, то можно стать Буддой всего за одну жизнь. Буддой - не в смысле бездельником, который сидит где-то под деревом обнаженный по пояс и произносит «ом», а в смысле человеком с абсолютно развитым умом.

- Можно ли сказать, что в отличие от консервативных вероисповеданий буддизм более прогрессивен?

- И да, и нет. В буддизме есть два вида истины, относительная и абсолютная. Относительная истина - это то, что касается внешнего мира. Наука изучает внешний мир, именно поэтому буддизм дружит с наукой и полностью согласен с наукой. И когда наука считала, что земля плоская, буддизм разделял ее мнение, как только доказали, что земля круглая, буддизм согласился. Все, что находится снаружи, считается в буддизме неважным и ненужным для достижения состояния счастья. А вот вопрос сознания в буддизме является абсолютным, и точка зрения буддизма на него не менялась уже две с половиной тысячи лет.

- Некоторые религии очень щепетильно относятся к местам своих религиозных обрядов, наиболее показательный и известный пример – блогер Соколовский, получивший уголовный срок за ловлю покемонов на своем телефоне в православном храме. Какова была бы судьба Соколовского, если бы он сделал то же самое в буддистском центре?

- Я думаю, его вежливо попросили бы этого не делать. Мне кажется, что преследовать за это уголовно – варварство.

- Христианство в некоторым смысле позиционирует себя как «обитель для страждущих», то есть если путник постучит в двери храма, религиозный деятель, который там находится, обязательно накормит его, напоит и даст кров…

- Думаю, большой буддистский монастырь сможет себе такое позволить, но небольшой городской центр - такой как, например, во Владивостоке - вряд ли. Этот центр существует для того, чтобы люди приходили сюда после работы и практиковали медитацию. Принимать бездомных у нас возможностей нет, но и прецедентов не возникало. А вообще буддизм проводит очень четкую грань, отмечая, что между мудростью и сочувствием должен быть баланс. Не нужно весь день переводить бабушек через дорогу, забыв о себе, семье, близких. Буддист – человек милосердный, но он всегда будет помогать человеку, имея в виду дальнюю перспективу. То есть, если сосед придет и попросит занять на бутылку, буддист не займет, но, скорее всего, проведет с ним серьезный разговор о вреде пьянства.

- Может ли атеист, отвергающий всякое вероисповедание, обратиться в буддийский центр, чтобы попробовать себя в медитативных практиках?

- Ну, во-первых, буддисты, - это атеисты по определению. В буддизме нет Бога Творца. Считается, в полном соответствии с современным научными взглядами, что вселенная существовала всегда и будет существовать всегда, и никто ее не создавал, и нет никакой необходимости в создателе этого мира. Потому что если логически поразмыслить, то получается, что этого создателя, чтобы он существовал тоже должен кто-то создать и следующего создателя тоже… Индуисты даже говорят, что бог создал буддизм из милосердия к атеистам, чтобы атеисты тоже могли найти счастье и спасение от страданий.

Андрей Голубь