Андрей Никитин: Пожар в кино не такой, как в жизни

Героический владивостокский пожарный – в интервью РИА VladNews

14:39, 23 февраля 2018 Интервью

Заместитель начальника Первой пожарной части города Владивостока, старший лейтенант внутренней службы Андрей Никитин в 2017 году был награжден медалью "За отвагу на пожаре". Подвиг он совершил летом 2016 года, когда горел пятиэтажный дом  на улице Некрасовская. Тогда еще начальник караула Андрей Никитин в составе пожарной команды выводил людей из пожара. Героический приморский пожарный в интервью корреспонденту РИА VladNews рассказал о буднях огнеборцев, в которых каждый день случается подвиг.

- Андрей, расскажите о героическом поступке, за который вас наградили?

- Меня наградили за слаженную и быструю работу, благодаря которой удалось избежать человеческих жертв. Горела квартира на втором этаже в пятиэтажном доме. Тогда очень быстро среагировали очевидцы: увидев пожар, тут же сообщили о нём, мы в течение десяти минут подъехали, начали работать. Пламя могло перекинуться на соседние квартиры: была большая угроза жизни и здоровью людей, так как это был выходной день и многие находились дома. Люди были практически во всех квартирах. Дым от пожара уже поднимался вверх, а пламя начало выходить в подъезд. Всему личному составу пришлось действовать оперативно, одновременно производить тушение и эвакуацию жильцов. У нас есть специальные аппараты для дыхания в дыме, с помощью этих аппаратов и выводили людей с верхних этажей. Еще одно отделение работало со стороны балконов, так как была угроза того, что пламя перекинется по балконам на соседние квартиры. С балконов проводилась эвакуация по трехколенной лестнице. Спустили несколько человек. Тогда всё обошлось без жертв, хозяйку горящей квартиры тоже спасли.

- Пожарная бригада всегда приезжает в течение 10 минут?

- Да, 10 минут по регламенту. Наверное, можно сказать, что пожарная охрана – самая оперативная служба. Я помню, еще в школе учительница говорила (почему-то мне это запомнилось, хотя я тогда и не думал, что буду пожарным), что если к вам в дверь стучат грабители, нужно кричать в окно «пожар» и тогда прохожие быстрее среагируют, и службы быстрее придут на помощь. Когда я пришёл работать, я в этом сам убедился: бригада в течение одной минуты собирается и выезжает на пожар. Не более 10 минут уходит на то, чтобы добраться до места вызова.

- Вы сейчас руководите целым штатом сотрудников и руководили тогда на пожаре. Как вы добиваетесь слаженной работы?

- В карауле существуют определенные занятия по отработке нормативов; пожарно-тактические учения, в том числе и с выездом на объекты. Там проводится занятие по отработке слаженности действий личного состава. Кроме того, личный состав учится совершать забор воды, ставить машину на пожарный гидрант и многому другому.

- Роль каждого участника команды строго регламентирована, как в спорте?

- Ну, можно и так сказать. За начальником караула закреплены одни и те же люди - 12 человек, с учетом возможного отпуска или больничного. На занятиях начальник караула смотрит на людей и подбирает себе «бойцов». Поэтому он знает, кто у него шустрее. Естественно, должности у людей тоже разные. Старший пожарный, пожарный и командир отделения, который отвечает за своих ребят. Всего в карауле два отделения, и личный состав делится между ними. Начальник караула через командиров отделения доносит задание до рядового состава.

- Молодые пожарные быстро учатся?

- Обучение - обучением, но самый незаменимый опыт для пожарного - практика, то есть выезд на пожар.  Если пожар легкий, например, обычные горящих мусорки, дают задание новичкам под надзором более опытных коллег. Бывалые пожарные наблюдают и делают соответствующие замечания.

На пожаре, в зависимости от сложности, начальник караула формирует звено газодымозащитной службы по три человека, эти люди и осуществляют уже самые сложные моменты тушения пожара, спасение и эвакуацию людей. А где полегче, например, на улице совершить развертывание магистральной линии, остаются менее опытные сотрудники.

Начальник караула все это видит и подбирает для себя соответствующий коллектив, где, с кем и какие пожары он будет тушить. Есть еще занятия в  тепло-дымокамере. Проходят они раз в квартал, представляют из себя отработку действий и нормативов в задымленном помещении с имитациями очагов возгорания. Пожарные, не только новенькие, но и уже опытные сотрудники отрабатывают свои действия в приближенных к реальным условиях.

- А вы смотрите фильмы про пожарных? Насколько происходящее на экране соответствует действительности?

- Конечно, смотрим, из любопытства. Но очень редко, честно говоря, я видел, что тушение пожара в кино соответствует действительности. Тушение настоящих пожаров - это не то же самое, что в кино показывают. Сколько я смотрел фильмов про пожарных - всё в дыму, а они заходят и смотрят спокойно. На самом деле там тьма такая, что ровным счетом ничего не видно, особенно если горит синтетика, поролон, резина или даже мебель, в общем, всё, что даёт черный дым. Порой не видно ничего даже на расстоянии пяти сантиметров, дым стеной стоит. Наиболее правдивый фильм в этом плане - «Тревожное воскресенье» - советское кино начала 80-х годов. Там горел корабль и герои его тушили.  И вот там более-менее правдиво показана наша работа. Конечно, тогда еще не было всех этих спецэффектов, но процесс тушения пожара, развертывания, работа оперативного штаба, всё это в принципе показано правильно.

Американцы очень любят снимать красиво, даже если это будет в ущерб правдоподобности происходящего. Но, действительно, бывает такое, что пламя вырывается из помещения или ровным слоем стелется по потолку. Есть определенные объекты, где можно наблюдать подобный эффект горящего потолка: это бани, сауны, корабли. Корабли это вообще отдельный разговор. Во Владивостоке, сложнейшие пожары - это пожары на судне.

- Может ли автомобиль взорваться, как в кино?

- Честно, на практике такого не встречал ни разу. Я думаю, если газовый, то это возможно, а бензин, там прогорает крышка из гофры, и бензин просто выгорает. Бывает, бахают колеса, люди пугаются, конечно, мол «взорвалась машина». Канистра в багажнике может дать небольшой взрыв.

- Каким был самый сложный пожар в вашей практике?

- Как у нас говорят, одинаковых пожаров не бывает, они все разные. Можно прочитать книжку «Как тушить пожар», только действовать по книге не получится, потому что всегда будут какие-то дополнительные осложняющие факторы. Сложные пожары… Я помню как-то сутки тушили. Заступили утром, и только на следующее утро нас сменили. Сложный, потому что устали, не спали, сутки провели на ногах. Это был пожар в центре города, горела паспортно-визовая служба. Здание деревянное, поэтому тяжело было его потушить.

- Вы вытаскивали людей из огня?

- Да, приходилось и людей спасать, помню, пожар был, горела гостинка, задымление шло вверх. Квартира располагалась на пятом этаже, а на шестом было большое количество людей, и приходилось быстро их эвакуировать. Кто-то у нас занимался тушением, а другая часть личного состава - эвакуацией, в том числе и я. В одной из задымленных квартир находился совсем еще маленький ребенок – около 4 месяцев. Мы вошли туда, у меня с собой было спасательное устройство. Но оно рассчитано на взрослого человека, никак не на маленького ребенка. Зафиксировать на нем спасательное устройство было просто невозможно. Мать сказала: «Я его не понесу». Со мной был командир отделения, решили, что понесу я. Чтобы пронести ребенка через задымленный коридор, я взял свою маску и зафиксировал подачу воздуха, чтобы лицо малыша обдувало воздухом. Дополнительная сложность была еще и в том, что боевая одежда пожарного достаточно громоздкая, и ребенок, из-за того, что на него дул воздух, начал шевелиться. А сквозь одежду его совершенно не чувствуешь, как если держать его обычно руками. Я очень сильно переживал, что он где-нибудь у меня выпадет. Пришлось проходить очень быстро, потому что коридор был сильно задымлен. Но риск был оправдан, все получилось. Ребенка передали сразу врачам скорой помощи, с ним все было хорошо.

Разные бывают случаи, помню, долго работали голодные, холодные, в воде по пояс. Было и такое, что склады по двенадцать часов тушили. Это сейчас у нас обмундирование современное, с различными новшествами. Вот, сапоги, например, резиновые, российского производства, специальные для пожарных. А раньше, когда я только начинал, были самые обычные кирзовые и их нужно было хорошенько натирать ваксой, чтобы они не промокали. Но всё равно рано или поздно они мокнут. Помню, тушили склады в те времена, зимой минус пятнадцать на улице, вода теплая. А когда уже тушение близится к завершению, вода становится холодной, а потом ледяной. И вот быстро-быстро собираешь эти рукава «восьмеркой» - специальным сматыванием, чтобы уехать уже, наконец, отогреться в часть и надеть запасные сухие сапоги. Поэтому в оснащении сейчас условия намного лучше.

- Было ли такое, что люди при эвакуации отказывались покидать помещение?

- При пожаре люди боятся выходить, у меня были случаи, когда приходилось уговаривать, и они соглашались, но я знаю, что у многих старослужащих доходило до того, что насильно приходилось вытаскивать людей из горящих помещений. Бывает такое, что сидят они в помещении, где мало дыма, но в скором времени оно будет задымлено, и пожарный это видит. И им нужно срочно покинуть помещение, а пройти нужно там, где много дыма, и температура уже высокая. И ничего, брали, закидывали на плечо и вытаскивали. Потом, кстати приходили и благодарили. Даже когда горел банк на Гоголя, самый можно сказать трагический и сложный пожар в нашем городе за последние двадцать лет. Был тогда у этого пожара большой резонанс из-за нарушений, заставлены парковочные места, и внутри всё было заставлено, нормы пожарной безопасности были нарушены. Вот даже оттуда некоторых людей на других этажах не знающих о пожаре приходилось выносить людей насильно. Всякое бывает на пожаре... И начальнику караула приходится быстро реагировать и принимать ответственные решения для слаженной, качественной и быстрой работы.

- Люди обычно благодарны за вашу работу?

- Конечно, люди часто приходят в часть, говорят спасибо. Кому-то имущество спасли, документы вынесли…

Недавно, кстати, был случай, соседний дом, он за частью, его видно из нашего окна. Из окна караульного помещения водитель увидел мелькания в окне, заподозрил пожар и сказал нашим парням. Ребята по прямому телефону связались с 01, зафиксировали вызов, собрались по тревоге и выехали, грубо говоря, объехали часть. Я тоже находился здесь уже в качестве заместителя начальника части, тоже надел «боёвку» и вышел к дому через двор. Как оказалось, в квартире загорелся холодильник, а никого дома в этот момент не было. Быстро установили трехколенную лестницу и потушили. Квартира осталась целая, конечно, чуть-чуть закоптилась, дым есть дым, придется им там ремонт делать, и окно хозяйке дома пришлось променять, но она пришла, потом в часть и очень благодарила, даже принесла парням тортик и конфеты. Замкнул у нее холодильник, редкий случай, конечно, но случается.

- Андрей, а как вы вообще пришли к этой профессии?

- Вышло, как и у многих, совершенно случайно. Я учился на юридическом, нужно было найти работу, знакомый моих родителей посоветовал мне обратиться в пожарную часть. График был удобный - сутки через трое - и я пришёл. Начинал с пожарного, когда закончил юридический, пошёл вверх по карьерной лестнице, сейчас, кстати, тоже учусь по специальности.

- Сутки работать – тяжело?

- Вредно для здоровья. Все сутки ты находишься в режиме ожидания. Так как наша часть - одна из боевых частей в гарнизоне, много выездов на пожары, на заминирование. Сотрудники постоянно в режиме ожидания, даже если ночью отдыхают, то это нельзя назвать полноценным отдыхом. Тревога, ты резко подскакиваешь, тут же выезжаешь на вызов. Пока ты молодой, этого не замечаешь, но потом со временем понимаешь, что всё сказывается. Служба есть служба.

- А как ваши родители отнеслись к выбору этой профессии?

- Поддержали, конечно. Со временем привыкли. У меня не было в роду пожарных, поэтому, наверное, никто не знал специфику их работы. Вообще в народе ходит такая легенда, что в пожарной охране служить хорошо, что пожарные много отдыхают, хорошо зарабатывают, я такое слышу очень часто. Может быть в каких-то подразделениях, на окраине небольших городов, где пожаров практически не случается, они проводят свои занятия, и служба у них идёт спокойно. А  мы в самом центре города находимся, у нас очень много выездов.

- Сколько раз в день один караул выезжает на вызовы?

- В среднем три-четыре выезда. Летний период более спокойный, а, начиная с осени, когда идёт пал травы, количество пожаров резко увеличивается. Люди начинают пользоваться обогревателями, частые замыкания, электрощиты горят. И так всю зиму, вплоть до весны.
Работал у нас тут, кстати, один сотрудник, уже пенсионер, отработал 25 лет. Он рассказывал, как он пришёл в пожарную охрану. Я, говорит, работал на «Дальзаводе». Ходил через пожарную часть на Луговой. Как не иду, пожарные то в волейбол играют, то в бадминтон, а я каждый день с турбинкой корабли чистил. Однажды шёл, не выдержал, зашёл спросить, есть ли вакансии, устроился и остался на 25 лет. Конечно, летом выездов мало и пожарные действительно играют в волейбол, но это, опять же, положено по программе занятий. Спортивная подготовка, игра в теннис и многое другое. Этот сотрудник всегда вспоминал, старую пожарную поговорку: «Работать можно, всё хорошо, а как пожар, хоть увольняйся».
 

- Вы помните свой первый пожар?

- Да, я тогда только пришел, у меня не было формы, я был в гражданской одежде. Был стажером. Это был пожар не в нашем районе. У каждой пожарной части есть свой район выезда, существуют также ранги пожаров 1, 1 БИС, 2, 2 БИС и так далее до пятого, в зависимости от сложности. В другой части был повышенный ранг пожара, а когда ранг повышен, то на тушение привлекают дополнительные силы. И мы поехали на помощь, горел тогда деревянный барак. И первый же выезд у меня был с «березами». Как и у любой другой службы, в нашей существуют специальные обозначения. «Береза» означает, что на пожаре погиб человек. И соответственно по радиосвязи погибший везде проходит как «береза».

- Не стало ли после этого страшно?

- Нет, было, можно сказать, интересно, мы тогда приехали, привезли воду  и всё, мы были там недолго, погибших я сам не видел, только потом узнал, что они были. А дальше я уже и не помню, какие были выезды. Но когда я пришел, были крупные пожары. Намного крупнее, чем сейчас.

- Почему?

- Мне кажется, это совокупность многих факторов, начнем с того, что сейчас устанавливаются всюду пожарные сигнализации. И в случае малейшего задымления или замыкания, датчик срабатывает и соответственно время на разгорание пожара уменьшается. Возможно, там заискрила одна розетка, отреагировали, приехали, обесточили, пролили и уехали, а когда нет пожарной сигнализации, и никто ее не видит, пожар, конечно, разгорится. Важный аспект – сотовые телефоны. Сегодня они есть у всех и вызвать пожарную службу теперь не составляет особого труда. Люди стали лучше жить, раньше было очень много пожаров, которые происходили в подвалах. И бывало такое, что из подвалов нам проходилось вытаскивать по пять, по десять человек. Собирались лица без определенного места жительства, жгли какие-то предметы, грелись и происходило возгорание. Сейчас это большая редкость. Раньше горели сараи, тоже стало мало таких пожаров. Зато появились другие пожары. Сегодня дома обшивают негорючей обшивкой, но и она тоже горит. Достаточно вспомнить пожар в комплексе «Атлантис», когда он только строился, из-за обшивки полдома сгорело. Количество автомобилей увеличилось, увеличилось и количество связанных с ними пожаров. И поджоги, и замыкания.

- Из чего состоит день пожарного?

- Весь день расписан по минутам. Мы все время тренируемся, в перерывах между выездами есть время для проведения хозяйственно-административных работ, ухода за техникой. Если вдруг тревога или крупный пожар, отдыхающие сотрудники тоже привлекаются. Буквально три недели назад, когда горели склады на Фанзаводе, наша часть принимала участие, и мы привлекали к работе сотрудников, находящихся на отдыхе.

- Что на пожаре представляет наибольшую опасность?

- В основном представляют опасность газовые баллоны. Они могут находиться и в машинах, и в гаражах. Бывает такое, что горит грузовик, а у него в кузове баллоны с пропаном, кислородом или ацетиленом находятся. В частных домах бывают такие баллоны с пропаном. Вот они представляют большую опасность для пожарных и находящихся поблизости людей.

- Есть ли какие-то байки о пожарных, которые вам хотелось бы сейчас опровергнуть?

- Да, подобного много сегодня можно найти в интернете. Самая знаменитая байка, про то, что пожарные приехали на пожар без воды. Это вообще невозможно в принципе. Потому что пожарные машины всегда стоят с водой. Если даже машины слили воду, они едут заправляться и, пока они не заправятся, их никуда не отправят. Будут отправлены другие машины из соседних частей.

В этом видео, которое ходило в сети, горела машина и с пожарного рукава не лилась вода. Я точно могу сказать, что цистерна была заполнена, просто в механизме подачи что-то сломалось. Это же техника и от поломок она не застрахована, как бы тщательно не обслуживалась. Может в мороз там что-то перемерзло, неизвестно. Естественно, профессионалы это понимают, а комментаторы думают, что приехала команда без воды. Это же глупо. Такие вещи порой даже обидно слышать.

Бывает еще упреки про то, что все сгорело. Ну, пожар, это пожар, это не костер, его просто так не потушишь. Если помещение облицовано горючим материалом или заставлено мебелью, захламлено, то его не так легко потушить.

- Ну, про пожарных есть не только плохие ролики, довольно часто можно увидеть видеозаписи с героическими самоотверженными поступками. Насколько часто в пожарной охране встречаются такие люди?

- Есть такие, конечно. Ну, во-первых, все люди разные. Кто-то хорошо высокую температуру переносит, кто-то плохо. И конечно, если будет гореть пароход, то начальник караула будет ставить этих людей, чтобы они прошли максимально далеко к очагу. Бывало такое, что горел корабль и только третье или четвертое звено пробилось к очагу возгорания. Мы, конечно, обливаемся, проливаем водой каждый метр, чтобы дойти до очага, где-то и ползти надо, укутаться, чтобы нигде не было оголенного участка кожи, иначе сразу же обожжет.

Есть  у нас один пожарный, у него какой-то дар находить пострадавших. Как-то мы зашли в подвал, обнаружили очаг и он по слабому хрипу нашел человека, который, по всей видимости, жил там. Он его вытащил, оказал помощь. И с ним такое часто происходит, талант у него такой, слышать пострадавших.

Конечно, ошибки случаются и в пожарной охране, но у нас есть огромный плюс – большой дружный коллектив. Даже с неопытными пожарными всегда рядом опытные товарищи, которые подскажут, поддержат и помогут.


 

Андрей Голубь