Топ-менеджер Яндекса: Родившиеся после 2000 года - цифровые аборигены

Генеральный директор «Яндекс.Маркета» Максим Гришаков - об онлайн торговле в эксклюзивном интервью РИА VladNews

17:35, 7 декабря 2017 Интервью

В ноябре во Владивостоке прошёл форум «Яндекс во Владивостоке: рекламные технологии для бизнеса». Одним из спикеров мероприятия стал генеральный директор «Яндекс.Маркета» Максим Гришаков. Он побеседовал с корреспондентом РИА VladNews и ответил на актуальные вопросы о сфере интернет-торговли.

- Россия входит в ТОП 10 стран как по объёму рынка онлайн торговли, так и по темпам роста. Тем не менее, хотелось бы узнать, какие основные препятствия, по вашему мнению, мешают онлайн-торговле распространяться ещё быстрее?

- В России очень высокие темпы роста онлайн-торговли, но есть три сдерживающих фактора. Во-первых, это логистика. Из-за больших расстояний доставлять товары по стране проблематично. Из Москвы к вам во Владивосток лететь 9 часов, с этим ничего не поделаешь. Причём сложности существуют и в крупных городах, где из-за пробок и загруженности дорог не всегда выдерживаются сроки. Во-вторых, это доверие к качеству. Когда торговля в интернете только зарождалась, было много подделок, это оставило свой отпечаток. И третье – это способы оплаты. Еще не все покупатели пользуются картами. Они сомневаются, будет ли просто вернуть деньги в случае возврата товара. Поэтому у нас до сих пор наличные платежи составляют львиную долю оплат в Интернет-торговле.

- Для Дальнего Востока вопрос логистики, наверное, наиболее актуален. Большие расстояния делают доставку медленной и не самой дешёвой. Предпринимается ли что-нибудь для улучшения ситуации в этом направлении?

- Если товар лежит на складе в Москве, а кто-то купил его во Владивостоке, то чуда не случится, товар не приедет сюда завтра. Конечно, его можно отправить авиа-посылкой, но это будет дорого. Когда появятся склады распределённого хранения, на Дальнем Востоке в том числе, это снизит и время, и стоимость доставки, так как можно будет везти не одну единицу товара, а целые контейнеры. В этом направлении идёт работа. У вас в регионе есть компании, тот же DNS, которые предлагают здесь большой ассортимент товаров в непосредственной близости от покупателей.

- Если не уходить от темы Дальнего Востока, мы видим, что новые технологии и сервисы приходят к нам с опозданием. Как изменить это?

- Думаю, что ответ лежит в плоскости взаимодействия. Конечно, можно сидеть и ждать, когда крупные компании что-то сюда принесут. Но мы ведь видим, что мир меняется в сторону стартапов. Есть множество примеров, когда пять человек собрались, получили финансирование от фондов под свою идею, нашли ещё людей и создали технологию, внедрили на локальном уровне. Поэтому совет такой - не ждать, когда что-то придёт, а смотреть, что происходит в мире, адаптировать и внедрять.

- Несомненно, новые технологии меняют наш мир, а как развитие онлайн-торговли скажется на рынке труда, по вашему мнению? Ведь она замещает торговлю традиционную, где работает множество людей.

- Этот вопрос очень актуальный, сегодня многие пытаются понять, как внедрение новых технологий: роботизация, автоматизация и прочее, - сказывается на перераспределении рабочих ресурсов. Ведь на каком-то этапе появятся, например, беспилотные такси, а в этой сфере заняты миллионы людей. Так что возникает вопрос о социальной ответственности бизнеса.

Однако в онлайн-коммерции нельзя сказать, что большие онлайн-магазины имеют меньше сотрудников, чем традиционный ритейл. И у них просто колоссальные call-центры. Да, продавцов, которые сидят за прилавком, нет, но есть те, кто сидит на телефоне или у экрана монитора. Кроме того, расширяется складская сфера, там очень много ручного труда. Поэтому из торговли вряд ли будет какой-то большой переток людей в другие сферы в ближайшие 5-7 лет.

- Нужно ли вообще традиционному ритейлу заходить на рынок онлайн торговли?

- Считаю, что это уже аксиома. Если «офлайн» магазин не предпринимает шагов, чтобы собирать «онлайн» аудиторию - он идёт по тупиковой ветви. Сейчас вырастают новые поколения, те, кто родились после 2000-х. И они скоро начнут активно совершать покупки. Для них поход ногами в магазин не слишком актуален. Им нужно всё изучить, отзывы почитать, рейтинги посмотреть, сравнивать товары. Поэтому «Яндекс.Маркет» и популярен, там это получается сделать. В «офлайновом» магазине такого нет.

- Возвращаясь к теме сдерживающих факторов, заметна ли поддержка государства в сфере электронной коммерции по преодолению этих препятствий? И нужна ли она здесь бизнесу?

- Государственная поддержка в первую очередь нужна в виде инвестиций в логистическую инфраструктуру. Там необходимы огромные суммы, и частный бизнес это вряд ли сможет осилить. Эти инвестиции станут большим подспорьем для развития электронной торговли.

Нужно сказать, что работа такая уже ведётся. Сейчас появилась стратегия по развитию электронной коммерции на государственном уровне, в которой, в том числе, поднимается вопрос по финансированию логистической инфраструктуры. Кажется, что если государство не будет вовлекаться в технологии, не будет взаимодействовать с бизнесом, мы просто отстанем от других стран.

- Можно ли считать различные протекционистские меры, то же введение НДС для иностранных интернет-магазинов, формой поддержки бизнеса? Учитывая опыт КНР, окажет ли это пользу рынку?

- Речь скорее не именно про НДС, а про выравнивание условий для всех участников рынка. «Яндекс.Маркет» выступает именно за это. Равные возможности принесут пользу локальной интернет-торговле. Несправедливо, что товары, которые человек заказывает на иностранной платформе, не облагаются налогами, а российские продавцы вынуждены их оплачивать. С другой стороны, налоговые меры могут привести к определённому росту цен на товары из-за границы, а это уже плохо, так как для нашего потребителя цена – очень важный критерий. Поэтому подход должен быть очень взвешенным и продуманным.

Отмечу, что Яндекс.Маркет всегда выступает за открытую конкуренцию, то есть китайский сценарий нам определенно не нужен. Должен выигрывать тот, кто умнее, сильнее, быстрее. Нам бы не хотелось, чтобы международные игроки были поставлены в неконкурентные условия или вообще заблокированы. Ведь чем больше конкурентов, подходов, тем сильнее стимул развиваться.

- В завершении интервью, что вы можете пожелать представителям бизнеса, которые ещё не начали заниматься электронной коммерцией?

- Если кто-то из бизнесменов сомневается идти в онлайн, или не идти, то ответ один – конечно, идти. Нужно смотреть, учиться, экспериментировать, набивать шишки. В интернете всё есть, необязательно даже ехать на дорогущую конференцию, чтобы что-то узнать. По началу будет не получаться, будет казаться, что это какой-то «дивный новый мир», где всё враждебно. Но если кто-то считает, что уже опоздал, что все ниши заняты, то это заблуждение. Это только начало развития. Остаться в офлайн – это не путь, и не выход.

Смена поколений сыграет большую роль, люди, которые родились после 2000 года - они цифровые аборигены. Для них интернет, цифровые технологии – единственный возможный способ взаимодействия с окружающим миром. И через 5 лет, когда они начнут зарабатывать и тратить деньги, мы увидим сильный скачок электронной коммерции.