Известный российский актер и кинорежиссер рассказал, что вызывает у него оптимизм и пессимизм
11:31, 28 сентября 2016 ИнтервьюВпервые в истории кинофестиваля «Меридианы Тихого» его президентом стал Федор Бондарчук – самое, наверное, раскрученное, известное, самое узнаваемое лицо в российском киномире, человек-бренд. Гламурный и стильный на церемониях открытия и закрытия фестиваля, обаятельный на встречах со зрителями, открытый и веселый на вечеринках кинофорума, вне всех озвученных выше мероприятий он старался не привлекать к себе внимания: черные очки, толстовка с капюшоном, сразу и не разглядишь, кто же там. Что поделать, уж кого-кого, а столь известного человека узнает, наверное, каждый второй…
– Федор Сергеевич, сейчас идет Год российского кино. Вы как-то его ощутили?
– Мне кажется, надо меньше денег тратить на праздники и больше на производство, на образовательные программы. Честно сказать, не до праздников сейчас.
– На кинофестивале в этом году много говорят о ностальгии по «серьезному кино». Как вам кажется, оно вернется в кинотеатры?
– В кинотеатрах серьезного кино уже никогда не будет. Развлекательное кино, то, что мы еще называем «красивой картинкой», – да. А серьезное… Что вообще подразумевается под этим словом? Фильмы больших авторов? Нечто фестивальное? На мой взгляд, любое хорошее кино – серьезное.
Давайте говорить серьезно. Мир изменился, он прямо сейчас, пока мы беседуем, становится другим. И в этом мире кинотеатры останутся большими аттракционами, и с этим надо уже смириться. Потому что цена билета невысокая, времени у людей свободного не так много, и они хотят максимально эффективно его провести: пойти в кинотеатр и увидеть то, что не смогут увидеть у себя дома на LCD-панели или на компьютере. А дома… Сегодня великое множество сериалов, в первую очередь западных, где разнообразие жанров, повествований невероятное, такая палитра представлена – только выбирай…
Что касается кино фестивального, то оно сделано не для широкого зрителя. Изначально. В Европе сейчас активно работают синематеки – пространства, которые дают возможность посмотреть «кино не для всех». И там есть зритель, он всегда был и будет. Но если говорить о России, то организовать здесь нечто подобное пока не получается.
Меж тем европейские синематеки собирают вокруг себя не только обычных зрителей, но и киноманов, для которых это и образовательная программа. Что далеко ходить – Андрей Звягинцев всегда говорит, что он вышел из Музея кино…
При такой плотности репертуара западного и при таком великом количестве среднего качества картин в прокате (не только наших, отечественных, но и в первую очередь западных) фестивальным фильмам просто не судьба пробиться на экран. Понимаете, к каждому блокбастеру, который продается в Россию, дистрибьюторы или продавцы «приклеивают» еще пять низкосортных картин. И они идут в наших кинотеатрах – картины, которые первым экраном не показывают нигде. Нигде в мире. А у нас они в пакетном соглашении. Поэтому в прокат попасть сложно. Наряду с большими картинами, ожидаемыми зрителем, на экран идет немало шлака. А любые достойные картины – серьезные – в любом случае на экран попадут, но не на широкий экран и в другом формате.
– Ваше имя ассоциируется с большим бюджетом. А не было желания удивить публику и снять, скажем так, картину с тремя актерами?
– А мой новый фильм как раз такой – на трех актеров.
– Вы о «Притяжении»?
– Да. Изначально это была scientific fiction – научная фантастика с яркими спецэффектами и непредсказуемостью сюжета. И уже в процессе работы над сценарием в нем появились глубина, темы прощения и принятия всего, что выходит за рамки обыденности, тема мира, в котором люди не слышат друг друга…
– Любите фантастику? Кто ваши любимые авторы?
– Очень люблю. Стругацких. Айзека Азимова. Эдгара Алана По, если, конечно, это фантастика. Или скорее фантастический мистицизм?
– А если есть время и хочется почитать, какую книгу откроете?
– Если есть время и мне не хочется читать, я открою сценарий. А так… Я читаю то, что рекомендуют, что все обсуждают. Если есть время, с удовольствием читаю Гоголя.
– На кинофестивале идет ретроспектива фильмов, представляющих вас как актера и режиссера. А если бы человек – ну, к примеру, иностранец, ничего о вас не знающий, – спросил, что ему посмотреть, чтобы понять, какой вы актер и режиссер, вы бы посоветовали…
– «Девятую роту» и «Сталинград». А, еще же как актера… Тогда еще «Два дня», «Призрак». Или картину Валерия Тодоровского «Тиски».
– Кстати о «Призраке». В известном американском фильме с таким названием героя Патрика Суэйзи убивает плохой парень. В нашем фильме герой разбивается в пьяной аварии. Ну почему, разве не мог он погибнуть как-то приличнее?
– И это хорошо, что он погибает так. Будет наука юному зрителю, для которого снят этот фильм и который переживает эту историю. Пусть будет назидание – не садиться пьяным за руль. Вообще, в этом фильме много разговоров с молодым поколением. Не кондовых, а искренних, что мне очень нравится.
– И еще о «Призраке». Вам легко работалось с Семеном Трескуновым – очень молодым, буквально несовершеннолетним актером?
– Да это просто подарок был! Мне достался не начинающий, а опытный артист! Помню, когда мы с ассистентом составляли график съемок, я попросил оставить несколько выходных, потому что одновременно вел подготовку к собственным съемкам. И получил ответ: ничего не получится в ближайшие три месяца, у Семена Трескунова нет возможности отдыхать, у него очень плотный график. До 2025 года расписан его график, настолько он востребован, понимаете?
Поэтому когда я приехал на площадку, это было удовольствие – работать с прекрасным артистом, который хулиганил внутри кадра, импровизировал. У него талант, про таких говорят: ангел коснулся крылом…
– Вы оптимистично смотрите на новое поколение молодых актеров?
– Только на них и смотрю с оптимизмом. Потому что молодое среднее звено – операторы, осветители, вторые режиссеры (хотя лично у меня команда отличная, грех жаловаться) – оставляет желать лучшего. В общей массе это просто люди со стороны.
А когда я искал актеров для «Притяжения», то много молодых артистов смотрел, не скажу тысячи, но сотни точно. И ощущение от молодого поколения актеров невероятное. Они все разные, все совершенно по-другому устроены и очень серьезно относятся к своей профессии. Они умненькие и знают, чего хотят. На пробы приходят подготовленными, все стараются отличаться друг от друга, следят за всем, что в мире происходит…
– Они вас вдохновляют? Что вообще источник вашего вдохновения: природа, музыка, красивые женщины?
– Меня вдохновляет весь мир, который меня окружает. Он по-прежнему невероятно интересный и стремительно меняющийся. Иногда меня злит, что я не успеваю что-то узнать, прочитать, осознать, прочувствовать, пропустить через себя… К сожалению, многое до нас не доходит, на многое мы просто не обращаем внимания. То ли от лени, то ли от отсутствия жажды познания. Я же в этом смысле жадный до восприятия, до природы, до тех технологий, которые идут бок о бок и помогают развивать кино, телевидение, стремительно их меняют...
Вот вы спросили про книги. Я бы время потратил на просмотр сериала – с профессиональной точки зрения. Просто чтобы следить за изменяющимися формами. Какой жанр сериала? Да разные. Критерий оценки один: заходит или нет. Я никогда не заставляю себя смотреть, мне может все стать понятно в первом же сезоне, и я его больше не включу. А так… Разлет может быть от «Игры престолов» до хорошего криминального сериала.
– Сейчас в Приморье идет процесс создания киностудии. Нужны ли нам региональные студии, как вам кажется?
– На первых порах они нужны как продакшн хаус, понимаете? Ваш регион, по-моему, впереди планеты всей по объему работы фильмкомиссии. И это имеет смысл, тогда не нужно будет вести в край, чтобы начать съемки, кучу оборудования: свет, операторские краны, автобусы для массовки и так далее. Это вещь хорошая.
А уж потом, дальше можно будет говорить и о собственных режиссерах, не приезжих, которые будут снимать здесь свое кино. А студия будет выступать как продюсерский центр. Но пока об этом этапе говорить рановато. Сначала надо сделать базу…