Владивосток ждет еще один насыщенный культурный сезон
11:52, 26 августа 2016 ИнтервьюХудожественный руководитель Приморского краевого академического театра имени Максима Горького, генеральный директор Международного кинофестиваля стран АТР Pacific Meridian, Народный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств России, Почётный гражданин Владивостока Ефим Звеняцкий в интервью РИА VladNews рассказал о грядущем фестивале, планах театра и своих взглядах на жизнь.
- Ефим Семенович, владивостокцы с нетерпением ждут уже 14-й кинофестиваль. Какие сюрпризы готовите в этом году?
- Главный сюрприз – это кино! В программе - все последние фильмы «Кинотавра» и Московского кинофестиваля. Будем открываться фильмом Павла Лунгина «Дама пик» и японским фильмом «Пламя». Гоша Куценко представит свой фильм «Врач», будет «Коллектор» с Константином Хабенским. В этом году мы делаем «В фокусе. Китай». Планируется ретроспектива фильмов Федора Бондарчука, он президент 14-го кинофестиваля, с ним будет творческая встреча. Также зрители увидят фильмы Михаила Ромма, главные фильмы с Фаиной Раневской на открытой площадке. Всего 180 лент из 41 страны - будет, что посмотреть! Церемонии открытия и закрытия ставит петербургский режиссер Феликс Михайлов, это профессионал… Не хочу раскрывать все тайны, но будет неожиданно!
- Вы сами планируете смотреть кино на фестивале?
- Я так много фильмов посмотрел, пока мы отбирали… Знаешь, думаю, я уделю внимание не просмотру кино, а гостям, для того, чтобы у участников фестиваля было настроение, чтобы они смогли «окунуться» в этот город.
- На первой пресс-конференции, посвященной МКФ, вы сказали, что из-за снижения финансирования приезд российских и зарубежных звезд кино под большим вопросом. Насколько снижен бюджет? С чем это связано?
- Да, финансирование из краевого бюджета снизили на 10 миллионов. Cейчас 40 миллионов. А если учесть, что сегодня рубль мало что стоит… Переведи эти деньги в американскую валюту, и поймешь, что у нас практически ничего нет… Даже 50 миллионов при прежнем курсе доллара - сдержанный бюджет для кинофестиваля такого масштаба, с привлечением такого количества гостей, членов жюри. А ведь нужно привезти звезду, устроить ей комфортную жизнь... Мы всегда привозили 120-150 человек гостей, думаю, в этом году будет только 100 человек. Очень дорогие отели, самолеты, перелет бизнес-классом – это запредельные цифры, под 150-200 тысяч рублей, а все летают бизнес-классом: жюри, гости..
Конечно, мы рассчитываем на помощь Министерства культуры России, которое нам оказывает официальную поддержку, также у нас будут серьезные и влиятельные партнеры. Генеральный партнер МКФ – Терминал Астафьева.
- Значит, все едут?
- Да, все едут: Бондарчук, Хотиненко, Лунгин, Соловьев, это значительные фамилии...
- А что с зарубежными гостями?
- Жаклин Биссет дала согласие. Кстати, у нее 13 сентября день рождения.
- Были проблемы с площадкой для проведения церемонии открытия и закрытия кинофестиваля. Вопрос решился?
- После долгих переговоров нам дали зал Приморской сцены Мариинского театра, там будет «звездная дорожка», открытие и закрытие. Конечно, лучше зала, чем кинотеатр «Океан», никто не придумал. Но раньше зал был почти 800 мест, а сегодня 500 мест всего, мы не можем такую роскошь себе позволить, потому что количество желающих попасть на церемонии увеличивается с каждым годом!
- Есть мнение, что при губернаторе Дарькине фестиваль был масштабнее, вы разделяете эту точку зрения?
- Я не берусь оценивать. Это из разряда: «раньше небо было краше и вода вкуснее». Мне комфортно работается и сегодня с губернатором Владимиром Миклешевским, столь же значительную дань уважения я отдаю Сергею Дарькину. Я занимаюсь только одним делом, и оно называется искусство, творчество. Думаю, что губернаторы за честь считают, что в их крае существует такой театр и такой кинофестиваль.
- Приемы губернатора будут в этом году? Фестивальные вечеринки?
- Да, будут. Есть спонсоры, которые готовы выступить устроителями этих вечеринок. Но мы выбираем лучших из лучших. Просто так какие-нибудь «неудобоваримые» вечеринки - не в смысле еды, а в смысле наполнения, контингента, программы, - не пройдут. Мы очень тщательно к этому относимся.
Будут также традиционные Кинотуры по Приморью. Кроме того, мы в этом году увеличим количество творческих встреч с актерами для жителей Владивостока.
- В честь Года российского кино Росмолодежь совместно с Егором Кончаловским составили список фильмов, которые рекомендуется посмотреть молодым людям. В списке такие режиссеры, как братья Люмьер, Сергей Эйзенштейн, Александр Довженко. А вы бы что посоветовали посмотреть молодым людям в кино?
- Все правильно, это классика! Я также советую Феллини, Бергмана, Антониони, Висконти, Бондарчука… Это познавательное, просветительское, поучительное кино - сложное для восприятия, ну и что! Надо же отвлекать молодых людей от этих телефонов.
- А как вы относитесь к соцсетям? Сами пользуетесь какой-нибудь соцсетью, инстаграм ведете?
- Я к соцсетям отношусь крайне положительно, но я мало в них разбираюсь. У меня есть телефон, я снимаю трубку и разговариваю. На этом мои функции заканчиваются.
Инстаграм не веду, вроде кто-то от моего имени ведет… Мне это все, честно говоря, малоинтересно. Если объективно, не быть пижоном - это просто очень серьезно отвлекает от конкретных дел. Это увлечение не случайно созданное, придуманное. Ты садишься как на иглу. Я не осуждаю. Наверно, все это грандиозно, но мне неинтересно.
- Как в целом вы охарактеризуете современную молодежь?
- Они прекрасные, чудесные, восхитительные! Надо не портить им вкусы плохим кино, плохими книгами, плохим образованием. Они растут умными, интересными, только от нас зависит, что мы им преподнесем. Вот кинофестивль как раз и несет самое лучшее кино. Родители должны подключиться и заманить своего ребенка в кинотеатр вместо концерта какой-нибудь малоизвестного артиста. Или заманить в театр на традиционный бенефис московских театров, например.
- Всегда «разрываешься» между кино и театром, когда во время кинофестиваля еще и бенефис проходит...
- Иначе мы этих актеров просто не довезем. Нам не на что их довезти. А так мы объединяем эти два события, актеры дают согласие быть и на «звездной дорожке». Сейчас количество антреприз резко сократилось - с трудом проходит один спектакль.
- Антрепризы же у вас всегда с аншлагом идут!
- Да, полный зал, но мы играем всего один спектакль. А раньше – три-четыре. Потому что появилось много конкурентов: «Фетисов Арена», где проходит огромное количество концертов, Мариинский театр, который очень серьезно забирает у нас зрителя.
…Почему сегодня получается, что с Мариинского театра началась история театрального искусства на Дальнем Востоке? Нашему театру 85 лет, но я бесконечно слышу: «Мариинка, Мариинка»… Честь им и хвала, я разделяю этот восторг, театром руководит величайший гений оперного и музыкального искусства Гергиев! И жители Владивостока столько лет об этом мечтали! Государство взяло на себя финансирование «Мариинки», но нельзя же забывать другие театры! Нельзя играть в одни ворота! Я сам всегда мечтал и думал, что это станет принадлежностью нашего города, музыкантов, вокалистов, выпускников нашей Академии искусств, а это не так… Наши только стараются попасть в этот значительный театр.
- А вы высоко оцениваете уровень выпускников нашей Академии искусств? Насколько это образование конкурентоспособно по сравнению с другим российским и зарубежным?
- У нас очень хорошее образование, очень! Наша Академия - интересное образовательное учреждение, существующее 50 лет, выпускающее прекрасных скрипачей, баянистов, вокалистов. И вот они вынуждены где-то плутать, а площадка Мариинского только для единиц. Поэтому диссонанс, таланты уезжают, мы пропускаем этих людей… А ведь они внесли свой духовный и материальный вклад в этот город…
- «Мариинка» для вас - конкуренты, а остальные? Ведь во Владивостоке давно работают театр ТОФ, Пушкинский, Театр молодежи, кукольный, филармония. У нас очень театральный город…
- Спасибо! Это так. Руководители этих театров - мои товарищи, знакомые... Они часто обращаются с просьбами по декорациям, костюмам. Театр молодежи сейчас оживает, там новый худрук. Очень хороший кукольный театр. У театра Тихоокеанского флота трудности со зданием, но они тоже молодцы. Кстати, там, в основном, выпускники Академии искусств, а я очень дорожу теми, кто «взрощен» землей дальневосточной, землей Владивостока.
- Давайте к вашему театру перейдем. Недавно труппа собралась после каникул...
- Мы и не уходили на каникулы, мы репетируем по 10 часов в сутки пьесу по роману министра культуры Владимира Мединского, которая называется «Стена». Всем интересно, почему я взял эту пьесу, но люди не знают литературы, которую создал этот человек. Всех интересует «желтая» сторона вопроса. Но я взял эту литературу, потому что она представляется мне интересной. Готовимся к премьере 2 сентября, ее поставили в культурную программу Восточного экономического форума, в день открытия, и я этим горжусь. Не знаю, кто придет из гостей…
- Президент?
- Даже боюсь об этом говорить, он живет в другом мире, для меня недосягаемом… Но я верю, что если здесь окажется министр культуры, он посетит премьеру, что будет интерес у других участников форума. Я очень надеюсь, что они придут.
- Расскажите, над чем еще сейчас работаете, чего нам ждать от нового сезона?
- После «Стены» пойдет «Дама с камелиями», премьера в ноябре, в этом спектакле дебютирует в роли художника по костюмам первая леди края Ирина Миклушевская. Продолжаю репетировать Ильфа и Петрова «12 стульев». Планируется «Царь Эдип» Софокла, в котором будет играть греческая актриса, режиссер и постановочная команда тоже из Греции. Если решится вопрос с финансированием, а то что-то в Греции тоже стало бедно… Думаю, Вадим Данцигер станет продолжать свои спектакли «Дядюшкин сон» и «Заповедные дали», это очень интересный для нас режиссер.
Также мы планируем вернуться к детской сказке, этот как раз тот зритель, которого мы «приручаем» к театру, чтобы он потом ходил на спектакли более взрослые, чтобы здесь происходило его взросление… Это к разговору о том, как воспитывать молодое поколение.
- На малой сцене что-то новое поставите?
- Пока думаю, еще не определился… Я снял с репертуара спектакль «Жизнь налаживается», который шел на малой сцене. Там обязательно что-то появится, будем малую сцену беречь!
- Что-то еще снимать будете?
- У нас, наоборот, спектакли-долгожители, это наша гордость, мы их сохраняем. Спектакли я снимаю по мере того, как понимаю, что пропадает зрительский интерес. Наверно, сниму «Ромео и Джульетту», я и в начале его не очень принимал. Думаю, мы с ним расстанемся. Снял спектакль «Жена, любовница, сиделка»…
- Но Лариса Дмитриевна нас не покидает?
- Нет, конечно, Лариса Белоброва будет играть на открытии театрального сезона 23 сентября в спектакле «Забыть Герострата» главную роль. А в октябре она играет весь блок своих спектаклей, 5 наименований.
- Этим летом с гастролями был замечательный театр Маяковского, кого еще ждать?
- Эти гастроли проходят на гранты Министерства культура России, они распределяются в первую очередь для театров Москвы и Петербурга. На следующий год предварительно обсудили гастроли Московского Губернского театра Сергея Безрукова в полном составе.
- А как дела с вашими гастролями?
- В позапрошлом году мы давали в Москве «Крейсера». В следующем году повезем спектакль в Чехию - нашли спонсора. Наверно, поедет «Забыть Герострата» - моя новая версия. Также есть устная предварительная договоренность поставить в Америке спектакль к 100-летию русской революции, их эта тема интересует. Они хотят «Доктор Живаго», ничего другого не знают. Я пока размышляю, еще нет конкретного предложения, только слова.
- С какими трудностями сегодня приходится сталкиваться театру? Есть ли у вас проблемы с кадрами, текучка?
- У нас нет текучки. Некоторые со мной 40 лет и больше. У нас большой театр, но я не беру лишних актеров - одну девочку или мальчика в год, если они понимают, что это их дом. Труппа сейчас 50 человек. Мы вынуждены были отказаться от эстрадно-симфонического оркестра, очень хорошего, мы его сократили, из-за отсутствия денег. Вопрос финансирования - чрезвычайно сложный. Сегодня театр получает деньги только на зарплату, налоги, коммуналку. А на декорации, костюмы, рекламу, транспорт, другие расходы – мы должны зарабатывать сами. Как только перешли в автономное плавание, так нам стало трудно жить. Театр не в состоянии обеспечивать себя…
- Но зрители этого не видят…
- Сколько трудов нужно, чтобы зрители этого не видели, чтобы это их не касалось! Они-то здесь при чем? Они сами не радостно живут и не лучшим образом, они не беспечно богаты. В театр ходят люди, которые социально менее защищены, для них это продолжение их представления о литературе, кино, музыке. Чрезвычайно важно, что они нас не оставляют, что присутствуют в театре как полноправные члены, которые, правда, не получают зарплату, а вынуждены купить билеты за 500-1000 рублей.
- Цены не повышаете?
- Мы не можем повышать цены, театр драматический так утроен, все призывы «сами заработайте, сами живите» нами не услышаны. Люди, которые приходят в театр, могут купить билет ровно за ту сумму, которую они определили. Если это классика, цена билета 500 рублей и даже 300. На спектакли, которые носят коммерческий успех, вызывают, так сказать, обывательские интерес, цена 1000-1500 рублей. В репертуаре 26 названий, выбирайте, что хотите! Мы не предполагали, например, что на «Крейсера» будет 30 аншлагов в течение года… Но в этом городе каждый первый имеет отношение к морю, поэтому, наверно, такое единение зрителя с этим спектаклем возникло... На него сейчас поставили дороже. ...Нет, мы не повышаем цены на билеты. Надо любить людей, которые приходят к тебе в театр, надо чтить этих людей, достаточно в жизни они получают оплеух от всяких реформаторов, пусть хотя бы театр их согревает. Я буду это делать.
- У вас столько премьер каждый сезон, как вам это удается?
- Не знаю, у меня уже нет физических сил… Тяжело… Я репетирую по 10 часов в сутки, полтора месяца подряд… Без отпуска… Конечно, пьеса «Стена» тяжелая, но очень красивая, хочется ее выиграть. Задействована вся труппа и 3 курса студентов, всего на сцене будет 120 человек. Я люблю, чтобы было весело, шумно!
Мария Стеблянко