Заслуженный деятель искусств Российской Федерации во время своего визита во Владивосток дал интервью РИА VladNews
16:40, 2 июля 2016 ИнтервьюМолодые артисты – студенты 4-го курса мастерской российского актера, театрального режиссера и педагога, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Виктора Рыжакова - блестяще представили во Владивостоке на сцене Приморского краевого театра молодёжи спектакль «Несовременный концерт».
Получив задание ещё на первом курсе, студенты школы-студии МХАТ наблюдали за стариками, разговаривали с ними, собирали истории их жизни. Через четыре года из этих интервью, воспоминаний, фотографий, кадров из кинолент, забытых песен сложилась программа спектакля.
Актёры рассказывают монологи стариков, тонко передавая черты их характеров, интонации, движения. Это реальные воспоминания о любви, о дружбе, о страданиях на войне, о трудностях советской жизни. О том, что не исчезнет никогда, о чем человек вспомнит на склоне своих лет.
Как признаётся сам Виктор Рыжаков, спектакль-концерт – попытка зафиксировать ускользающее, исчезающее время, ушедшую эпоху. В него вплетены сюжеты известных кинокомедий: «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки», «Небесный тихоход».
О работе актёра, внутренней дисциплине, современных драматургах и особенностях жизни студии Виктор Рыжаков рассказал в интервью корреспонденту РИА VladNews.
- Какие спектакли сейчас в репертуаре школы-студии помимо «Несовременного концерта»?
- В репертуаре 12 спектаклей, 9 из них сейчас мы можем играть. Это спектакль «Тишина» по роману Фолкнера «Шум и ярость». Два спектакля по произведениям Платонова, спектакль по пьесе Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн». Спектакль по стихам современных поэтов - «Чё стихи». Это Андрей Радионов, Дмитрий Пригов, Фёдор Сваровский, Олег Груз, Владимир Горохов. Замечательная плеяда поэтов. Спектакль по рассказам Бунина, где почти нет слов, постановка Аллы Седаловой. Спектакль «12 подвигов Гагарина», постановка молодого режиссёра и хореографа Олега Глушкова. Спектакль по сказке Алана Милна «Винни Пух и Все-Все-Все».
- Вы говорите, что современный артист должен работать на стыке различных дисциплин. Ваши студенты занимаются йогой, что, на ваш взгляд, даёт им эта практика?
- Йога позволяет собрать своё внимание. Все эти практики по уравновешиванию своего внутреннего мира позволяют сконцентрироваться, создать пространство для свободного тела. Человек находит резервы для реализации своего психофизического существа. Артист должен познать и овладеть своим телом, своим психическим равновесием.
- Вы являетесь художественным руководителем театрального центра имени Мейерхольда. Расскажите о сегодняшней деятельности центра.
- У нас много образовательных программ. Существует большое количество стартапов для молодых режиссёров, для тех кто занимается междисциплинарным театром, например, соединяет цирк и драму, занимается мультимедиа.
Подробно обо всём об можно почитать на сайте центра. Мы возобновили деятельность кружков. Есть кружок театральной критики, кружок драматургов, сценического движения. Туда приходят самые разные люди – врачи, бухгалтеры, менеджеры. Люди разных профессий.
В этом сезоне поводили итоги работы. К примеру, кружковцами было написано 16 уникальных монопьес, из которых мы собрали спектакль «Москва и москвичи». В кружке театральной критики люди смотрели наши спектакли, разбирали, писали рецензии… Условно говоря, эти люди становятся нашей целевой аудиторией.
- Можете назвать современных драматургов, которые, на ваш взгляд, сейчас интересны и актуальны?
- Современная драматургия сегодня испытывает колоссальный подъём. Существует мощнейшая школа Николая Коляды. Екатеринбургская школа. Одна Ярослава Пулинович чего стоит... Тольяттинская школа драматургии, которая идёт от Вадима Леванова, например Юрий Клавдиев. Украинское крыло – Максим Курочкин, Наталья Ворожбит. Белорусская школа – Павел Пришко. Не говоря уже о старшем поколении – Ольга Мухина, Иван Вырыпаев, Елена Исаеева. Среди молодых начинающих драматургов - Марина Крапивина, Екатерина Бондаренко. Есть с кем работать, один драматургический конкурс Любимова ежегодно открывает множество интересных имён.
- Значит вопрос о нехватке рабочего материала, который зачастую возникает в театрах, сегодня не уместен?
- Это всегда говорят и будут говорить. Всё есть. Нужно общаться. Я уверен, что и во Владивостоке есть интересные драматурги. Вообще драматург может родиться. Антон Павлович Чехов занимался медициной. Это просто образованные люди. У большого количества людей есть дар, просто они его не реализуют.
- Вы говорили, что во время учёбы в Дальневосточном институте искусств на вас сильно влияла Галина Федоровна Бакшеева, каким образом?
- Она относится к разряду тех преподавателей, которые не учат своих студентов. Она просто постоянно делилась своим знанием о мире, помогала чувствовать этот мир, познавать его. Открывала для нас авторов. Давала ту литературу, которая заставляла задавать себе вопросы и не оставляла равнодушным. Другими словами, она соединяла эту литературу с сегодняшним днём. Вдруг оказывалось, что это про тебя. То далёкое, что было в серебряном веке, становилось актуальным сегодня. Так Галина Фёдоровна находила эти созвучия во времени. У неё было очень внимательное отношение к профессии, внутренняя дисциплина, требовательность к самой себе. Она очень любила своих студентов и видела в них скорее своих будущих агентов.
- Теперь вы сами работаете со студентами, когда вы набираете свой курс, много талантливых ребят, но как вы чувствуете, что именно этот человек вам нужен на курсе?
- Это какие-то обычные человеческие симпатии. Ведь мы же выбираем себе из компании, только несколько человек, с которыми общаемся. Порой по каким-то непонятным причинам. Это достаточно интимный и необъяснимый процесс.
- Спектакль «Несовременный концерт» родился благодаря тому, что на первом курсе вы дали своим студентам определённое задание. Вы называете это провокацией, которая позволяет стать актёру шире. Сейчас у вас новый курс, для него уже есть идеи?
- Мы должны расширять рамки представления о театре. И это нельзя назвать неклассическим методом работы. Станиславский ходил на Хитров рынок, чтобы поставить «На дне». Иногда мы забываемся и засиживаемся в кабинетах, в репетиционных залах. А на самом деле место артиста в самой гуще народа, в центре событий, он должен знать, чем живут люди. Для нового курса есть идеи, но озвучить их сейчас невозможно, это как-то интуитивно. Может родиться вдруг. Что-то постоянно ищешь. Понятно, что всего не реализуешь.
- Вы говорите, что всего не реализуешь. У вас были какие-то спектакли, которые пришлось оставить, или которые ещё не реализовались?
- Мы репетируем уже два года «Три сестры» Чехова, не бросаем, но пока неизвестно, когда получиться этот спектакль.
- Значит в вашей студийной работе определённого срока у спектакля нет?
- Тем-то и отличается студийный способ существования от театра, где есть срок, план.
- Вам больше нравиться студийная работа?
- Мне кажется она более естественная... Мы все так мечтали работать, и работа так и складывается. В жёстких производственных рамках театр теряет самое главное - когда спектакль рождается естественным путём.
Многие хотят стать артистами, но из тех, кто хочет не каждый может стать. Есть определённый особенности. Но всё это очень субъективно. Например, Феллини снимал непрофессиональных артистов. Любой человек может быть актёром. Но для того что бы заниматься профессией нужно неисцелимое желание и совпадение каких-то важных качеств, которые помогут реализовать это желание. Врачом не каждый может стать, может мечтать и не стать. Мне кажется, что если человек чего-то очень хочет, то, прежде всего, это его амбиции.
Елена Кищик