Алкогольному бизнесу Приморья власти советуют «сменить ориентацию»?

Система ЕГАИС может стать «убийственной» для магазинной сельской «глубинки», но, похоже, краевые власти это не очень сильно волнует

15:24, 11 декабря 2015 Интервью

С 1 января на территории всей Российской Федерации вводится в действие система ЕГАИС – Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Отныне каждая бутылка с алкоголем, которая произведена в России или ввезена в нее, будет поставлена на учет при помощи Интернет-технологий. Каждое рабочее место (один аппарат, на котором «пробивается» бутылка при ее покупке в магазине) обойдется в 80-150 тысяч рублей (оборудование, программа и т.п.). По задумке законодателей, система ЕГАИС поставит заслон контрафактному алкоголю и позволит существенно снизить теневые потоки продаваемого алкоголя. Нет рабочего места, оборудованного системой ЕГАИС – нет и продаж алкогольной продукции, вс ё просто.

Как выясняется, по идее, с 1 января 2016 г. система ЕГАИС коснется только оптовых поставщиков алкогольной продукции. До розницы (по закону) дело дойдет только к 1 июня 2016 г. По этому, в идеале, у розницы еще есть время подготовиться. Однако, как всегда в России, страшен не сам закон, а его трактовка. Как стало известно ИА «Приморский репортер», крупные оптовые поставщики алкоголя уже сегодня требуют от розничных магазинов ввода ЕГАИС с 1 января 2016 года. Мол, раз нас считают, то пусть и вас считают. А иначе не будет поставок алкоголя от оптовых – розничным продавцам. Розницу такой поворот мало радует: попробуй в сельской глубинке проведи хороший Интернет. Попробуй найти разом прямо сейчас 150 тысяч на закупку оборудования ЕГАИС! Вполне естественно, что розница всеми силами оттягивает такую «срочную» покупку.

«Мало того, заявленная борьба с «алкоголизацией» населения (одна из целей повсеместного внедрения ЕГАИС) мало зависит от Интернета, — говорит Лариса Бутенко, председатель Совета предпринимателей Анучинского района — Самогонщики и иные продавцы алкогольного контрафакта сегодня ничем не рискуют. Даже, если и поймают иного сбытчика, толкающего на окраине деревни «самопал», грозит ему 1500 рублей штрафа. А вот предприниматель, работающий без оборудования ЕГАИС, «налипает» даже с легальным алкоголем на штраф до полумиллиона рублей. То есть, в России опять получается, что торговать водкой сомнительного качества, из-под полы и втридорога – гораздо выгоднее, нежели быть официальным предпринимателем!»

Кроме того, вполне закономерно, что розничные магазины хотят какое-то время на «тест» нового оборудования. В работе таких тонко настроенных механизмов неизбежны сбои – почему именно бизнес за эти сбои должен платить полумиллионные штрафы? И почему оптовики, а не Росрегулирование трактует, когда рознице закупать оборудование для ЕГАИС? Где УФАС? Где прокуратура?

Поэтому-то у приморских предпринимателей, которые осуществляют сбыт алкогольной продукции, возникают вполне законные вопросы к властям. А, собственно, как работать с 1 января 2016 года, и как вообще жить с 1 июня 2016 г. Предполагается, что такая структура, как департамент лицензирования и торговли Приморского края, должна разделять беспокойство легального бизнеса – никому ведь не нужно, чтобы торговые точки закрывались, а балом в продаже алкоголя, правил нелегал. Как стало известно корр. ИА «Приморский репортер», письмо от приморской «ОПОРЫ РОССИИ», направленное департамент с предложением сбора заинтересованных сторон по ЕГАИС и проведению «круглого стола», так и осталось без ответа. Зато примерно за один день до начала мероприятия, работники департамента лицензирования и торговли ПК объявили, что 3 декабря пройдет семинар, на котором бизнесу объяснят, как работать по ЕГАИС. Однако, как следует из рассказов очевидцев, тех, кто поучаствовал в семинаре, вынесли они из этого мероприятия один негатив.

Например, в соцсети Facebook предприниматель из Чугуевского района Светлана Космаенко рассказала о том, как проходил семинар.

«Я со своей командой была во Владивостоке на семинаре по ЕГАИС. Разочарована! Жаль потраченного времени. Проехали более 300 км по жуткому гололеду с сильным снегопадом и не поняли – зачем ездили. Понимаю, что организовывать такие командные поездки будет все сложнее и сложнее. Увы! Не получили ни одного ответа на вопросы. Поняли только одно: спасение утопающих – дело рук самих утопающих! Оказывается, если нет Интернета и нет возможности его провести, да еще если у тебя денег на это не хватает – займись другим бизнесом!»

«Протянули скучный интернет-доклад на 2/3 всего времени. Людям закрывали рот, не давали вопросы задавать. Ближе к концу, всех, кто отважился задать вопрос, заставляли выходить на трибуну. В конце концов, ровно в 13 выключили микрофон. Все, что говорили и показывали, можно было прочесть в Интернете…»

Вот, как говорится, вам и «социальный срез» и помощь малому бизнесу словом и делом. Как говорится, комментарии тут излишни. Если «алкогольному» бизнесу предлагают «сменить ориентацию» и уйти с рынка, кто в приморской глубинке будет местным людям продавать продукты? Если был один магазин, а не осталось ни одного – это что, прогресс? А где налоговая база? А где рабочие места? Может быть, работники краевой администрации просто не понимают, какие процессы проходят в глубинке? Ну тогда зачем со всех трибун вещать про «помощь бизнесу» и «поддержку предпринимательства»?

Лариса Бутенко:

- Если во Владивостоке магазинам выживать проще, то в глубинке с ее отсутствием Интернета (который вряд ли там проведут в идеальном качестве даже до 1 июня 2016 г.) магазинам, которые в числе прочего, продают еще и алкоголь, действительно хоть бери да закрывайся. А это просто недопустимо. Когда магазин в радиусе 10-15 км один и в нем продается сразу все: резиновые сапоги, спички, бытовая химия, еда и алкоголь – сами обороты магазина не позволяют ему установить оборудование за 80-150 тысяч рублей. Такие магазины просто не смогут продавать «горячительные напитки». По крайней мере, «заводского розлива». Однако, такую «брешь» легко заполнять местные деревенские самогонщики, на которых действие ЕГАИС не распространяется…