Приморский край потрясен статьей в федеральной прессе
15:51, 19 февраля 2014 ИнтервьюНамедни «Новая газета» опубликовала материал, раскрывающие интересные подробности нашумевшей покупки краевой администрацией двух вертолетов Bell 407GX.
Совпали два события: общественно значимое и из разряда личных маленьких радостей. Во-первых, администрация Приморья объявила о покупке двух вертолетов Bell 407GX. Во-вторых, некто В.В Миклушевский (ФИО полностью совпадает с тем, как записано в паспорте губернатора края) закончил первую ступень обучения вертолетному делу.
Вообще-то в Приморье есть собственный вертолетный завод «Прогресс», и потому несколько странно, что администрация для нужд санитарной авиации решила приобрести канадский самолет DHC-6 и два американских вертолета Bell 407GX. (Согласно сайту госзакупок, стоимость каждого из вертолетов составит около 4,3 млн долларов, самолета — 9,6 млн долларов.) Но, как бы то ни было, цель благая — обеспечение авиасообщения с северными районами края.
Однако, очевидно, предполагая, что вопросы по поводу поддержки отечественного производителя все-таки появятся, с января администрация края на официальном сайте начала пиарить вертолетные иномарки так, как будто пресс-служба региона превратилась в пресс-службу компании Bell Helicopter: «Вертолеты Bell 407GX, которые будут закуплены властями Приморья для оказания экстренной медицинской помощи в труднодоступных районах региона, лучше всего подходят для этих целей. Аналогов в мире просто не существует… Компания Bell Helicopter обладает наиболее обширным опытом создания легких вертолетов, которые успешно применяются в санитарной авиации во всем мире…»
«Инициатором создания санитарной авиации в Приморье выступил губернатор края Владимир Миклушевский», — подчеркивают в пресс-службе. Для оправдания недешевой покупки за счет бюджета (в Приморье он остается дефицитным, между тем на достройку объектов саммита АТЭС, в том числе гостиниц и оперного театра, то и дело выделяются дополнительные средства из краевой казны, что вызывает резкие, но бесплодные протесты немногочисленной местной оппозиции) губернаторская пресс-служба приводит слова экспертов в области авиации, заверяющих, что ни один вертолет другой марки, будь то «Ми», «Ка» или Eurocopter, для санрейсов в Приморье просто не подойдет. В одном из пресс-релизов приводилась и оценка пилота-инструктора Дмитрия Ракитского, поддержавшего решение краевых властей: «Оптимальным выбором в соотношении цена—качество является вертолет Bell 407…» — запомните эту фамилию…
Если же залезть на сайт администрации поглубже, то можно натолкнуться на некоторую странность: еще в начале декабря прошлого года в официальных сообщениях фигурировали один самолет и только один вертолет, но ближе к Новому году речь зашла уже о двух машинах Bell. То ли нужды санавиации резко увеличились, то ли что-то еще…
А теперь — о личных маленьких радостях.
Согласно документам, попавшим в распоряжение «Новой газеты», осенью прошлого года обучение в подмосковном НП «Аэроклуб Истра» по программе первоначальной подготовки вертолетчиков-любителей проходил некто В.В. Миклушевский — договор 95/05 от 21 октября 2013 года. Только в октябре—ноябре курсант Миклушевский налетал почти 30 часов. Причем чаще всего его инструктором был некто Ракитский (интернет подсказывает, что Дмитрий Ракитский — старший пилот-инструктор АУЦ НП «Аэроклуб Истра», которого цитирует сайт администрации Приморского края). Еще деталь: аэроклуб, базирующийся в Красногорском районе Московской области, является подразделением ООО «Авиамаркет», как раз-таки занимающегося продажей легких вертолетов.
Как свидетельствует другой документ, курсантом Миклушевским была оплачена пока только первая ступень обучения (12 200 долларов), тогда как полная стоимость курса — 31 141 доллар. Но В.В. Миклушевский платил за обучение не сам: согласно одному из счетов, деньги пришли от некоего Сиротина Игоря Николаевича.
Человек с такими же ФИО — до недавнего времени проректор Дальневосточного федерального университета по связям с федеральными органами власти (с рабочим местом не на острове Русском, а в Москве, в Газетном переулке). Тогда как действующий губернатор Приморья В.В. Миклушевский до назначения на нынешний пост был ректором ДВФУ.
Может быть, конечно, все это — лишь удивительное совпадение фамилий, имен и отчеств, но если же и Миклушевский, и Сиротин, и Ракитский — «те самые», то получается весьма интересно… Предположим: губернатор учится управлять вертолетом, после чего выступает «инициатором создания санитарной авиации» и решает купить за бюджетный счет сначала один, а потом и два вертолета. Инструктор главы региона, имеющий пусть и косвенное отношение к компании, торгующей вертолетами, поддерживает это решение, комментируя его на официальном сайте. А оплачивает курс обучения почему-то проректор ДВФУ (кстати, из своего кармана или откуда-то еще?).
Возникли вопросы и у депутатов краевого Заксобрания, один из которых, по информации «Новой», готовит запрос в компетентные органы.
Представителей местной законодательной власти интересует: для чего на самом деле покупается второй вертолет — не для личного ли использования губернатором Миклушевским, ведь для чего-то же ему нужны летные «корочки»? И что за странные отношения возникли между губернатором, проректором и подмосковным аэроклубом?
Конечно, во Владивостоке есть и другие любители вертолетов. Например, притчей во языцех уже стала «вертушка», которой пользуется мэр города Игорь Пушкарев, оказавшийся не в силах совладать с пробками. Но та машина, по крайней мере, не приобреталась за бюджетный счет.