Земель для многодетных семей не находится. Зато частники их растаскивают как хотят. И эти земли не работают на благо жителей Владивостока,
19:12, 12 декабря 2013 ИнтервьюСтранные земельные дела происходят во Владивостоке. Территория от поселка Трудовое до района Седанки, являющаяся 2-й санитарной зоной, сегодня не имеет хозяина. Так сложилось исторически. И ее вполне можно предоставить под малоэтажную застройку многодетным и молодым семьям. Однако этого не происходит из-за нерасторопности краевых властей. Не воодушевляет их, похоже, пример Краснодарского края, где губернатор Ткачев решил – и всё - земли санитарно-охранной зоны были переведены в собственность региона и использованы для нужд жителей. А пока краевые власти активности не проявляют – этим занимаются частники. Раз земля ничья – сначала шустрые ребята строят коттедж, затем через суд добивают признания участка своей собственностью. По идее, это так называемый «самозахват». Но, если претензий по земле никто не предъявляет, значит, пригородная земля «уходит» законно.
История вопроса
В советское время в пригороде Владивостока существовало немало курортов, введении которых имелись большие территории. Сегодня курортов нет, а земля осталась. И формально она бесхозная, большая часть находится в статусе 2-й санитарно-охранной зоны. Сотнями гектаров земли в лучшей части пригорода – от Седанки до Трудового – никто не распоряжается.
- Эти земли находятся в странном положении, на законодательном уровне сложилась абсурдная ситуация. В связи с постановлением Совета Министров РСФСР в 1983 г. они являются особо охраняемыми и находятся в ведомости федеральных властей, с другой стороны - многие из них попадают под зону строительства Ж-2 и Ж-3. Как известно, город Владивосток практически не имеет собственной земли и, чтобы выделить участки под строительство, городским властям постоянно приходится обращаться в краевую администрацию, - говорит член-корреспондент российской академии архитектуры и строительных наук, профессор кафедры архитектуры и градостроительства ДВФУ Валентин Аникеев.
Использование огромных территорий 2-й санитарно-охранной зоны могло бы стать выходом из ситуации нехватки земли. Однако для этого нужно волевое решение руководства региона.
И такое решение приняли, правда, в Краснодарском крае. Губернатор Александр Ткачев добился, чтобы территории, попадающие под статус 2-й санитарно-охранной зоны, признали курортом субъекта. Пользуясь прецедентом, аналогичным образом могут поступить и власти Приморского края. Если отстоять право на огромные территории в пригороде Владивостока, сделать их региональными, а после изменить правила землепользования и застройки, то в дальнейшем можно передать эти земли под малоэтажную застройку, в том числе, многодетным и молодым семьям.
Валентин Аникеев придерживается схожей точки зрения: ситуацию можно изменить, если вынести проблему на федеральный уровень.
- С этой проблемой можно разобраться. Раз земля находится не в компетенции края и города, а в компетенции Российской Федерации, которая, судя по всему, не горит желанием всем этим заниматься, нужно что-то менять. В случае, если администрация Приморского края направит в Минздравсоцразвития хорошо разработанное и аргументированное предложение по изменению существующих границ, дело сдвинется с мертвой точки. Заново разграниченные территории помогут выполнению существующих законов, - считает Валентин Аникеев.
Наглые остаются с землей, а город - нет
А пока региональные власти не торопятся решать вопрос со 2-й санитарно-охранной зоной, инициативу проявляют частники. На бесхозных (с юридической точки зрения) территориях в лучших зонах пригорода Владивостока возводят дачные дома и коттеджи, а затем через суд оформляют участки в собственность.
- Сначала частное лицо возводит строение на охранной территории, а потом идет в суд с просьбой поставить участок на кадастровый учет. Из-за «дыр» в законодательстве суд, как правило, удовлетворяет требования частников. В конституции есть статья, в которой описываются разные виды собственности, равные по защищенности. Однако статья о защите частной собственности почему-то стоит особняком. Отсюда и происходит эта неразбериха, - поясняет Валентин Аникеев.
Получается так, что де-юре территория 2-й санитарно-охранной зоны исключает какое-либо жилищное строительство, а де-факто дробится на участки для частных домов.
Навести порядок в этой неразберихе и использовать территории пригорода во благо тысяч жителей – компетенция краевой власти. Вопрос только в том, чтобы начать эту работу. И начинать ее необходимо уже сейчас. Со скрипом выполняется указ Президента о выделении земли многодетным. А в следующем году на участки смогут претендовать семьи с двумя детьми и те, кто моложе 35 лет. Очередь на получение земли будет насчитывать десятки тысяч человек. Сколько времени люди будут ждать своих участков и где в итоге они их получат? Зависит от региональной власти.
В свою очередь многодетные и молодые семьи, которые имеют право на получения земли, наверняка с радостью согласятся получить участок где-нибудь на Садгороде. Тем более, что у этой территории есть большое конкурентное преимущество – к ней уже подведены все необходимые инженерные сети (вода, канализация, электричество и т.п.). Чем отдавать людям под строительство голые пустоши за тридевять земель, не проще ли освоить Садгород. Краевым властям нужно немногое – проявить инициативу. Пока «ничейные» земли Садгорода не «приватизировали» те, кто пошустрее…