Московский гость высказал порталу Vladmedicina.ru свое мнение о современной медицине
19:47, 16 октября 2013 ИнтервьюСергей Лазарев, член правления Союза региональных объединений частной системы здравоохранения, исполнительный директор первой саморегулируемой организации в РФ «Объединение частных медицинских клиник и центров» (Москва) выступил с лекцией во Владивостоке, где высказал собственное мнение о происходящем в медицине.
«Услуга» или «помощь»?
- Когда мы пытаемся объединить здравоохранение и медицину в одном коктейле, что у нас сейчас и проиcходит, и при этом обращаемся к примеру западных стран, возникают большие проблемы. Даже в понимании того, чем занимаются врачи. Наша академическая среда долгое время открещивалась от словосочетания «медицинская услуга», потому что «прислуживать тошно» и «мы всегда оказывали «медицинскую помощь». Но «услуга» прописана в Гражданском кодексе, и нам платят именно за нее. Услуга - это товарная часть, медицинской она становится, когда в ней присутствует врач и медпомощь. За рубежом понятия медицинской помощи и медицинской услуги подразумевают одну и ту же деятельность. Причем там врач, работающий в госпитале или в частной клинике, остается врачом в самом большом смысле, потому что является субъектом права. Существенное отличие заключается в том, что врач нанимается не на зарплату по Трудовому кодексу, как у нас, а по договору. Этот договор он может заключить лично, может бригадно, а может и через врачебную ассоциацию, в которой он состоит. Таким образом,врачи там – свободные люди, в то время как у нас – рабы.
Недавно бастовали врачи в Израиле. Заметьте, что они вели диалог по поводу оплаты своей работы не с госпиталями, в которых работают, а с Министерством финансов. В зависимости от того, сколько получает врач от правительства, госпитали получают от врача. Система отношений там выстроена таким образом, что врач лечит, а лечебное учреждение лишь предоставляет условия для работы. Как раз к такой системе мы и стремимся.
Об ответственности врача и госпиталя
- Сегодня российская частная медицина вынуждена нести двойную нагрузку: во-первых, за себя (какие мы создали санитарно-эпидемиологические условия, диагностические условия и т.д.) и, во-вторых, за врача, который неизвестно, что творит в своем кабинете. Как бы российский врач не плакался, но он живет хорошо. Он может делать что угодно - за него ответит клиника. И только если нанесет ущерб здоровью пациента, он будет отвечать по Уголовному кодексу.
Именно поэтому закон о страховании пациентов, который сейчас бурно обсуждается в обществе, не сможет у нас работать: его взяли с голландской модели системы здравоохранения. В России голландская модель работать не будет, потому что у нас другие взаимоотношения врача и ЛПУ. Там два равноправных участника процесса – врач, который несет полную материальную и моральную ответственность, и госпиталь. Пока у нас врач не научится нести гражданскую ответственность, российский пациент не сможет застраховать себя от врачебной ошибки. Пока же врач несет уголовную ответственность, а гражданскую и моральную оплачивает то учреждение, в котором он работает.
Почему у нас амбулаторные карты раздавались всегда на руки пациентам? Потому что врачи не понимают того, что это юридический документ. Если бы врачи думали о возможном нанесении вреда пациенту, то хранили бы карты в клинике и дольше положенных исковой давностью трех лет.
О самой надежной мотивации врача
- Лично мое мнение: единственная мотивация у врача - это как можно больше зарабатывать. Но каким образом ему дать деньги и при этом сделать так, чтобы он не разорил больницу одним судебным иском? Уже достаточно давно в Москве существует практика, когда врач приходит в учреждение со своей клиентурой. Как нарабатываются постоянные клиенты? Исключительно авторитетом врача. Поэтому в Москве пациент ищет не «свою» клинику, а «своего» врача.
В этом случае показателен пример КДЦ МЕДСИ. Через какое-то время эта самая крупная клиника в Москве и Московской области стала терять авторитет у пациентов. Развитие сети кабинетов врачей общей практики в Подмосковье привело к тому, что нанять хороших врачей возможности уже не было, ведь их – единицы. Наняли терапевтов с участков. В результате имидж МЕДСИ начал сильно колебаться. Это яркий пример того, как авторитет врача может свести на нет замечательную идею и всю работу руководства клиники.
Чем должен заниматься врач на приеме?
- В Америке и других странах врачи занимаются конкретно медициной. Они обсуждают вопросы заболеваемости, болезней, способы их лечения. То есть врач работает головой, все остальное делает медсестра. В России мы уже и забыли, что основная деятельность врача - это дифференциальная диагностика, клиническое мышление. В процессе советизации Россия, если перефразировать название книги современного писателя Павла Санаева, похоронила своего врача за плинтусом. За рубежом такой картины нет, потому что врач там СВО-БО-ДЕН. Когда человек свободен в своих действиях, он и лечит великолепно, и поток пациентов к нему только увеличивается. Врач там сыт, и во время приема он думает не о том, как добыть себе денег на жизнь, а о проблеме, с которой к нему обратился пациент. Российский же врач вынужден все время ограничивать свои возможности, за которые его еще и постоянно, простите, долбят по голове…
(перепечатано с сокращения – прим. Ред)