В последнее время одной из самых обсуждаемых тем в СМИ стала реформа Российской академии наук. У перестройки академии много противников, н
11:08, 24 сентября 2013 ИнтервьюНепосвященным сложно разобраться, насколько убедительны аргументы сторон. Но то, что РАН выполняла помимо научной еще и важную социальную функцию, спорящие зачастую забывают.
Смысл нововведений в том, что правительство намерено все имущество научных организаций, а также финансовые потоки отдать в управление некоему агентству профессиональных менеджеров. И тогда академики не будут тратить свое дорогостоящее время и творческий потенциал на решение хозяйственных вопросов, а сосредоточатся на лабораторных исследованиях. Как надеются реформаторы, умнейшие люди страны, освобожденные от хлопот с хозяйством и забот, на что и на кого тратить бюджетные и иные ассигнования, будут выдавать на¬гора больше открытий, за что им, собственно, и платят зарплату.
В самом ученом сообществе нет единства мнений. Немало тех, кто надеется, что министерская инициатива избавит и маститых профессоров, и делающих первые шаги в науке доцентов от бюрократических проволочек, составления отчетов и заполнения различных документов. Эти явления наблюдаются в РАН в массовом порядке, тормозя научные процессы и реализацию любой идеи. Практически все жалуются, что любой незначительный повод, решение пустячного вопроса требуют оформления тонны документов, на что уходит масса времени. Как уверяют сотрудники РАН, по большей части исписанные бумаги – макулатура, которую вряд ли кто читает. Хотя бы потому, что такие масштабные объемы писанины не осилит даже армия усердных чиновников.
С другой стороны, представители науки уверяют: никто лучше их самих не сможет выстроить организацию их труда. К тому же без имущественной базы они будут несамостоятельными, уязвимыми и зависимыми от прихоти чиновников.
А еще, опасаются ученые мужи, менеджеры, настроенные на получение максимальной выгоды, сведут на нет одну из важных функций РАН – пропаганду знаний. Ведь под запретом окажутся все ненаучные траты, в том числе социальные. Например, приморские ученые в своих институтах ежегодно проводили фестиваль науки, на который съезжались школьники со всех уголков края. Профессора и аспиранты рассказывали и наглядно демонстрировали детям последние достижения. Это отнимало время и не повышало научные показатели сотрудников РАН. Зато прививало интерес подрастающего поколения к «разумному, доброму, вечному». И сейчас, когда страна маргинализируется, сотрудники РАН вносили свою немалую лепту в воспитание образованных, грамотных людей.
А сейчас – без собственности и финансов – кто всерьез будет воспринимать академиков?
Источник: Татьяна Ярмоленко, газета «Владивосток»