Благодаря узбекам и таджикам наша
11:15, 13 июня 2013 ИнтервьюЗачастую трудовые мигранты, коих некоторые россияне и за личности-то не считают, оказываются милосерднее наших соотечественников.
Лично я, как человек, родившийся и выросший во Владивостоке, не сильно в восторге от того, что мой город превращается в транзитный пункт и филиал Средней Азии.
Надоедает засилье «загорелых ребят» в торговле и сфере ЖКХ. Раздражает громкая гортанная речь таджиков и узбеков и их развязные манеры. Не нравится, когда они устраивают полную антисанитарию в квартирах по соседству. «Понаехали тут», – бурчат бабушки у подъездов, когда в дом заходит очередная группа выходцев из Средней Азии.
Но вот беда: «понаехавшие» на поверку зачастую демонстрируют гораздо лучшие моральные качества, нежели местное население.
Пример. Рынок на Столетии, занимающий часть стадиона «Строитель». Воскресенье. Ветхая старушка, сохранившая до старости ясный цвет васильковых глаз и одетая в чистую, но уже до дыр заношенную одежду, идет вдоль овощных узбекских рядов. Остановится, взглянет на цены, идет дальше. Один из торговцев-узебков берет луковицу, догоняет старушку и вкладывает ей в руку: «Бабушка, возьмите!» От следующего лотка отделяется еще одна фигура (узбек) – с морковкой. Третий берет пакет и кладет туда два помидора. «Русские» ряды, расположенные напротив, безмолвствуют. Они видят, что делают узбеки. И делают вид, что ничего не видят.
Никакого движения. Будто узбеки помогают не русской бабушке, а своей, среднеазиатской. В итоге благодаря узбекам и таджикам наша, такая российская, такая всеми позабытая-позаброшенная старушка (чья-то мама или бабушка, между прочим), выходит с рынка с целым пакетом бесплатных овощей. Вот она – реальная адресная помощь. В узбекском исполнении…
В высмеиваемом у нас на ТВ «джамшутном» примитивизме человечности больше, чем в продвинутом и начитанном российском мире. У нас хоть умирай от голода под продуктовыми лотками – никто даже не глянет в твою сторону: насмотрелись с начала 1990-х, не удивишь. Делиться? Так самим же не хватает…
Пресловутая узбекско-таджикская взаимопомощь, построенная на остатках советской морали, в их сложном и зачастую бедном мире является основой выживания. Для них всех слабые члены общества – все равно свои. И даже за тридевять земель, здесь, во Владивостоке, они этих традиций не меняют. Только так можно выжить. Общиной. Одним миром. Монолитом. Где «сопереживать» – это действие, а не слово. И в этом смысле «понаехавшие» пока морально побеждают «местных». Потому что ведут себя человечнее. Неравнодушнее.