Жестокие игры в прятки

Чтобы не платить алименты собственным детям, люди меняют фамилию и место жительства

15 июнь 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3950 (86) от 15 июнь 2016

Полтора месяца назад, 29 апреля, в структуре Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по Приморскому краю был создан отдел по исполнению судебных производств по взысканию алиментных платежей на территории Владивостока. До этого подразделения по борьбе со злостными неплательщиками алиментов дислоцировались в каждом районе приморской столицы, и судебные приставы работали только на вверенной им территории. Соответственно, если алиментщик переезжал даже в другой район города, следы его терялись. 

Перед законом все равны

Объединение пяти районных отделов – мера рациональная и своевременная. Теперь все должники по алиментам во Владивостоке попали под колпак: данные о них сведены в общую информационную базу, что очень удобно и для судебных приставов, и для взыскателей. Сегодня на контроле нового отдела почти две тысячи производств по алиментам по принудительному исполнению. Плюс добросовестные плательщики, которые перечисляют деньги на содержание своих детей в добровольном порядке.

По словам начальника отдела старшего судебного пристава Татьяны Дорогининой, алиментщики были всегда, но не так много, как в наше время.

– В 1992 году, когда я начинала работать в суде, у нас за весь год проходило не более 300 производств по взысканию алиментов. Сегодня в краевом управлении – 12839 таких исполнительных производств. Только с начала текущего года возбуждено 4076 подобных дел. В былые годы семья и мораль общества были крепче, чем сейчас, – констатирует Татьяна Николаевна.

Не секрет, что после развода больше всего страдают дети. Некоторые отцы забывают о своих отпрысках, откупившись от них деньгами. А иногда матери просят не взимать алименты с бывших супругов, чтобы отец хотя бы виделся с детьми. На памяти сотрудников отдела случай, когда беглый должник, отец троих детей, конфликтовал с бывшей женой и не хотел встречаться с детьми. Но когда его нашли и заставили платить алименты, он изменился и стал с ними регулярно общаться. Так благодаря работе приставов малыши вновь обрели отца.

Кстати, во времена СССР суд при разводе оставлял ребенка матери. Сегодня у правосудия нет четкой позиции в этом вопросе. Если отец докажет, что ребенку лучше жить с ним, то Фемида встанет на его сторону. Правда, таких случаев немного – всего 5 % от общего числа.

Пусть ему будет хуже…

Больше всего злостных неплательщиков алиментов среди граждан, ведущих асоциальный образ жизни и не желающих работать. Но есть и такие, кто хорошо зарабатывает и... игнорирует исполнительный лист, полагая, что эти деньги бывшая жена потратит на себя, а не на ребенка. Мужчины приходят в отдел и заявляют, что уволятся и будут работать неофициально, и тогда экс-супруга ничего не получит.

По закону, если нет соглашения между родителями об уплате алиментов на несовершеннолетних детей, суд взыскивает алименты с одного из родителей ежемесячно в размере четверти заработка или иного дохода. Это если в распавшейся семье один ребенок. Если двое, то размер выплаты увеличивается до одной трети. На трех и более детей уйдет половина официальных доходов алиментщика. В денежном эквиваленте это могут быть суммы от 5-6 тысяч рублей и более. В Приморье есть должники, которые каждый месяц перечисляют на содержание ребенка по 200 тысяч рублей. И это не предел. К примеру, в Иркутске должник по алиментам платит ежемесячно миллион рублей!

По словам Татьяны Дорогининой, нередко женщины закатывают в отделе истерику, требуя лишить бывшего мужа водительского удостоверения или запретить ему выезд за границу. Это вполне осуществимо. Но во время разбирательства выясняется, что алиментщик добровольно ежемесячно выплачивает ей приличную сумму. Даже больше, чем установил суд. Только ей этого мало. Обиженная мамаша прямым текстом заявляет, что любыми средствами хочет насолить экс-супругу. Мол, мне одной с ребенком плохо, пусть и он помучается.

Среди разведенных мужчин тоже немало недовольных решением суда по алиментам. Как правило, у них одна песня: мол, раз подала на развод и ушла к другому, пусть новый муж ее и содержит!

– Если человек длительное время не платит алименты, мы имеем право на арест его имущества и транспортного средства. Даже если должник продал свою машину, то вырученные деньги считаются его доходом, четвертая часть этих средств идет на покрытие долга по алиментам. К примеру, в прошлом году было арестовано имущество у 778 должников, 1345 ограничены в праве управления транспортным средством. Если есть информация, что злостный неплательщик алиментов получает зарплату в конверте, мы обращаемся в налоговую инспекцию, чтобы налоговики проверили бухгалтерию предприятия, где работает должник. При этом предупреждаем руководителя и бухгалтера организации об уголовной ответственности за неисполнение решения суда. Как правило, эта мера срабатывает. В минувшем году было проведено 5 тысяч проверок бухгалтерий по нашей просьбе, после чего алименты были тут же перечислены, – рассказывает «В» Татьяна Дорогинина.

Долги до колонии доведут

Случаи, когда злостные алиментщики меняют место жительства, фамилию и даже внешность, стали уже хрестоматийными. К примеру, во Владивостоке один горе-папаша трижды женился и каждый раз брал фамилию очередной супруги, чтобы только не платить алименты двум своим детям, рожденным в первом браке. Нередко мужчины отказываются помогать детям, потому что бывшие жены запрещают им встречаться с ними.

– Мы объясняем обиженным мужчинам: вы платите алименты в любом случае, а к жене можно применить меры принудительного воздействия. То есть обратиться в суд, чтобы отцу установили конкретные дни встреч с ребенком. И никуда она не денется. На несговорчивую женщину также можно наложить штраф за неисполнение решения суда, – объясняет Татьяна Дорогинина.

Что поразительно, 40 % из общего числа алиментщиков – женщины. В основном сошедшие с нормального жизненного пути. Многие из них – завсегдатаи колоний, и все поголовно пьют. Приставы приводят пример: молодая мамаша, 24 года, у которой пятеро детей. Она рожала ежегодно от разных партнеров по постели. Плодовитую женщину, не способную прокормить своих малышей, лишили родительских прав, забрали детей, пытаются привлечь к уголовной ответственности за неуплату алиментов, а она вновь беременна! Не исключено, что непутевую мамашу отправят в колонию-поселение, где она будет зарабатывать на жизнь своим детям. Иного выхода нет.

«Реклама» для беглецов

Сегодня найти нерадивого алиментщика несложно при условии, что он трудоустроен официально и проживает по месту прописки в каком-либо населенном пункте России. Судебные приставы получают сведения из адресного стола, Пенсионного фонда, Центра занятости населения, налоговой инспекции.

В 2014 году должница по алиментам из Владивостока просидела в аэропорту Шереметьево семь дней, пока не выплатила 350 тысяч рублей. Дамочка собралась на отдых за рубеж, но выезд за пределы страны ей был ограничен по решению суда: она была в розыске. Три года приставы-исполнители не могли взыскать с нее алименты на ребенка, помог случай...

Для справки: в 2015 году в Приморье вынесено 3858 ограничений в праве выезда за границу по «алиментным» основаниям.

– К нам приходила женщина вся в слезах, говорила, что ее бывший муж живет за городом в коттедже, катается на двухсотом «Лендкрузере», ходит по ресторанам, но алименты не платит. Стали разбираться. А у него коттедж записан на родственника, на машине катается по доверенности, и вообще он гол как сокол и взять с него нечего: счета в банке пустые. Здесь должна работать налоговая инспекция, чтобы проверить места работы неплательщика. У нас таких полномочий нет, – разводит руками Татьяна Дорогинина.

По ее словам, рост числа злостных неплательщиков алиментов спровоцировало отсутствие в новом Уголовном кодексе РФ статьи за «Злостное уклонение от выполнения решения о трудоустройстве и прекращении паразитического существования». Если в СССР неработающих граждан трудоустраивали насильно, то в современной России на бродяжничество и праздный образ жизни закрывают глаза. Поговаривают, что уголовную ответственность за тунеядство и бродяжничество «реанимируют» в 2017 году. Возможно, эта крайняя мера уменьшит число неплательщиков алиментов.

Кроме того, в недалеком будущем стенды с фотографиями должников, объявленных в федеральный розыск, появятся в витринах магазинов, на остановках общественного транспорта, в СМИ. Такая «реклама» законом не возбраняется. Вообразите, приходит беглец в супермаркет, а на самом видном месте красуется его фото с надписью: «Внимание! Розыск!». Ау, алиментщики, вам нужна такая слава? 

Автор: Сергей КОЖИН