Тихоокеанская сельдь заменит запрещенный импорт из Атлантики

До конца года в рыбные порты Приморья поступит около 100 тысяч тонн сельди из Охотского моря, заявляют рыбаки. Впервые в регион в это время будет доставлено такое количество сельди. ранее ее объемы в декабре не превышали 10–15 тысяч тонн.

3 дек. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3849 (183) от 3 дек. 2015
da7928c0145982023f167a6fe04150e7.jpg

С января по март–апрель поставки уловов с моря на берег также превысят традиционные показатели, поскольку к сельди прибавится еще и пойманный минтай. С большой долей уверенности можно прогнозировать, что во Владивосток, Находку, Преображение, Южно-Морское и Зарубино к началу лета из районов промысла рефрижераторами завезут до полумиллиона тонн свежемороженой рыбы.

Станет ли любимая в народе селедка дешевле в торговой сети Приморья? Нет, не станет, уверяют эксперты. Рыбаки сдают сырье на берег по 13–14 рублей за килограмм – это на уровне себестоимости. На берегу ее солят, коптят, делают консервы и пресервы. Переработчики добавляют к цене еще 10–15 рублей. Затем оптовые перекупщики и магазины накручивают свои проценты. Итоговая цена – на каждый готовый продукт своя – с незначительными изменениями держится в крае все последние годы.

Однако сельди в Тихом океане стали вылавливать больше, и вся она востребована. Традиционные объемы и излишки отправляют в Сибирь, на Урал и в европейскую часть России. Тихоокеанская сельдь заменит на прилавках центральных регионов РФ атлантическую, попавшую под ответные санкции нашей страны.

Это позволит снизить цены на рыбу, потому что даже с учетом затрат на железнодорожную доставку дальневосточная сельдь получается дешевле атлантической, которую, к примеру, Исландия сейчас поставляет в Россию по 50–54 рубля за килограмм.

Но вернемся к приморским берегам. На минувшей неделе во Владивостоке состоялся круглый стол с представителями рыбопромысловых компаний и морских рыбных портов. Организатором встречи выступило Управление Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области. Поднимаемые вопросы настолько значимы для рыбаков, что помимо руководителей приморских предприятий присутствовали представители крупнейших добывающих организаций Камчатского и Хабаровского краев, Сахалинской и Магаданской областей. В их числе ОАО «Океанрыбфлот», ЗАО «Ролиз», ОАО «Преображенская база тралового флота», ОАО «Южморрыбфлот», ООО «Магаданры ЗАО «Восток-1», ООО «Русская рыбопромышленная компания» и ряд других.

Основными вопросами обсуждения стали работа инспекторов Россельхознадзора в ночное время, соблюдение температурного режима при отправке рыбной продукции потребителям в западные российские регионы, ветеринарное оформление рыбной продукции.

По мнению президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгия Мартынова, большинство этих проблем малоинтересно широкому кругу потребителей, но из этих «мелочей» складывается повседневная деятельность рыбаков и ценовая политика, от этого зависит ситуация с импортозамещением и многое другое.

Но вот на что стоит обратить внимание, так это на вопросы качества рыбы, поскольку оно напрямую влияет на здоровье людей.

Участники круглого стола обсуждали вопросы соблюдения температурного режима при отправках рыбной продукции железнодорожным транспортом с Дальнего Востока на запад. Так, в Москву рыба из Приморья зачастую приходит с температурой минус 14 градусов Цельсия вместо необходимой – минус 24 градуса. Бывали случаи, когда температура падала до минус 4 градусов. Когда температура падает до минус 14–16 градусов, с лососевых сходит ледяная глазурь, а это обязательный компонент, который играет ключевую роль в обеспечении свежести рыбопродукции. Глазурь защищает рыбу от высыхания, прогоркания. И даже если заморозить рыбу до минус 18–20 градусов, она уже будет худшего качества. Если рыбопродукция растаяла еще сильнее, развиваются процессы окисления. Самая большая потеря температуры происходит при погрузке рыбы в подвижной состав в железнодорожных тупиках на станциях Мыс Чуркин и Угольная, так как здесь происходит двойной перегруз: рыба сначала выгружается с судна в автомобили, а затем с автотранспорта в вагоны. Неслучайно этот вопрос также поднимался на прошедшем 19 октября президиуме Госсовета РФ по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса.

Георгий Мартынов считает, что изменить ситуацию может только полная замена убыточных железнодорожных рефрижераторных секций на современные рефрижераторные контейнеры.

При этом в России рефрижераторные контейнеры не производятся. Основным поставщиком является Китай. По результатам маркетингового анализа, проведенного Ассоциацией операторов рефрижераторного подвижного состава, общая потребность перевозчиков в таких контейнерах была оценена в объеме 10 тысяч единиц, из них 5 тысяч – в ближайшие 3–4 года. 

Справка «В»

С начала года общий вылов водных биоресурсов в Дальневосточном бассейне составил 2,54 миллиона тонн, превысив уровень прошлого года на 72,1 тысячи тонн.

Из 4,2–4,3 миллиона тонн добываемых всеми российскими рыбаками водных биологических ресурсов две трети приходится на моря Дальнего Востока. С учетом предстоящего промысла сардин и скумбрии в Охотском и Японском морях эта доля должна вырасти до трех четвертей. Основное количество добытых биоресурсов в дальневосточных морях свозится в Приморье для дальнейшей транспортировки в Центральную Россию по железной дороге. Как этот груз доставить за Урал без потери качества, до сих пор нет окончательного решения…

Автор: Николай КУТЕНКИХ