Топает малыш. В детский сад

Ещё только начав заниматься национальными проектами, Дмитрий Медведев особо подчёркивал: «Необходимо развивать систему дошкольного воспитания и образования». И это естественно, ведь без таких учреждений решить демографическую проблему вряд ли возможно. Од

17 окт. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2423 от 17 окт. 2008
c2a3e652cd57c5a6749df9676b586ee9.jpg

Ещё только начав заниматься национальными проектами, Дмитрий Медведев особо подчёркивал: «Необходимо развивать систему дошкольного воспитания и образования».

И это естественно, ведь без таких учреждений решить демографическую проблему вряд ли возможно. Однако, «погуляв» по Интернету, я поняла, как много негатива обрушивается нынче на желающих стать родителями. Удивительно, каким образом всё-таки рождаемость в нашей стране стала увеличиваться, если пугают всем – женскими консультациями, роддомами, детскими садами, школами, материальными трудностями… Создаётся впечатление, что живём мы нынче в таком враждебном мире, в который новую жизнь пускать чуть ли не преступно. Дошло до того, что кое-кто называет детский сад тюрьмой, а то и гестапо и советует ни в коем случае не отдавать туда ребёнка. Но неужели всё так плохо? Я решила побывать в одном из ближайших к нашей редакции дошкольных учреждений, чтобы разобраться наконец: может, и не стоит так активно ратовать за открытие новых детских садов, может, лучше воспитывать малышей дома?

Выпускники - хорошисты


Детский сад № 104 во Владивостоке называется Центром развития ребёнка. Этот статус заслужить непросто. Как рассказывает заведующая Татьяна Рослова, среди её 36 педагогов 24 имеют высшую категорию, работают логопеды, инструкторы по физвоспитанию, психолог, преподаватели музыки и изобразительного искусства. Сотрудники разработали методическое пособие по нетрадиционной форме рисования, которое не только защитили, но и получили за него диплом – коллеги высоко оценили этот труд. Сейчас вовсю идёт работа над новой методичкой.

- Однако, Татьяна Ивановна, появились родители, которые считают посещение детсада и школы вредным для детей, предпочитают воспитывать и учить своих отпрысков самостоятельно.

- Думаю, это исключение из правила. Известно ведь, какие очереди в дошкольные учреждения. Причём это характерно не только для Владивостока, но и в целом для страны. Основная масса родителей понимает, что маленькому человеку тоже необходимо быть в коллективе. И учить ребёнка должны профессионалы. Даже богатые люди отдают малышей в частные детские сады. Но должна сказать, что наше учреждение вряд ли им уступает. Наши сотрудники занимаются с малышами физкультурой, музыкой, учат их рисовать, лепить, делать аппликации, то есть мы активно развиваем творческое начало. Разве непрофессионал сможет заинтересовать кроху сюжетным рисованием, декоративно-прикладным искусством? Не всё дома доступно, не со всем справится мама или няня. Наши занятия развивают память, мышление, умение находить общий язык со сверстниками, что называется – работать в коллективе.

~~Кстати
Вполне возможно, скоро во Владивостоке появятся дошкольные учреждения нового типа – семейные детские сады, работающие в квартирах воспитателей. Специалисты городской администрации уже приступили к разработке положения об их организации. Кроме того, разрабатывается краевая целевая программа, предусматривающая строительство муниципальных детсадов в рамках подготовки и проведения саммита АТЭС во Владивостоке, планируется также привлечь средства на строительство дошкольных учреждений по программе мероприятий, приуроченных к празднованию 150-летия краевого центра.~~

- Попасть в такой «коллектив» трудно, родители годами в очереди стоят, а потом, устроив ребёнка, начинают жаловаться – мол, внимания наследнику мало уделяется, а поборы существенные, за всё приходится дополнительно платить.

- Не могу сказать, что мы совсем не собираем деньги. Например, родители решили нанять охрану. Это их право, уже пять лет наш детский сад охраняется. Естественно, на средства мам и пап. Кое-кто из взрослых участвует в ремонте здания, которому почти 20 лет. И это тоже на добровольных началах, никто никого не заставляет – все сами хотят, чтобы их детям было тепло и комфортно в садике. Другое дело – сбор денег в ясельных группах на карандаши, краски и пр. Я слышала, что подобное существует в некоторых дошкольных учреждениях. Но скажите, сколько гуаши или пластилина может использовать маленький ребёнок в течение года на занятиях? Два-три родителя принесут, и этого вполне достаточно. А вот в старших группах мы, к сожалению, пока вынуждены прибегать к помощи семей. Но город в последнее время обращает на детсады всё больше внимания, многие наши заявки удовлетворяются. Основная беда в другом – плоские крыши типовых зданий требуют ремонта. Но у нас есть надежда, что город оплатит и эти работы. Кстати, особенно дорогим стало асфальтирование дорожек, цены на всё растут очень быстро. Тем не менее находятся родители, которые сами предлагают помощь. Я им очень благодарна. У нас вообще очень хорошие родители, отзывчивые, приветливые, старающиеся по возможности принимать участие во всех делах. Надеюсь, что о неоправданных поборах в нашем детсаду никто не говорит. К тому же у нас строгая отчётность перед родителями – собирая деньги на ту же охрану, в любой момент можем предоставить необходимые документы. Вообще, разговор о поборах, на мой взгляд, устоявшийся миф.

- А ещё родителей пугает большая наполняемость групп.

- Давайте разберёмся. По нормативам положено иметь в обычной группе 20 ребятишек, в логопедической – 12. У нас соответственно 27-28 и 15-16. Спальни, раздевалки, весь инвентарь позволяют нам брать такое число детей. К тому же, как правило, несколько малышей не приходят по разным причинам – заболели или мама взяла отгул на работе. Практически всегда наполняемость группы в пределах нормы. Кому хуже от того, что существует небольшой «перебор»?

- А с воспитателями проблемы есть?

- Вот это по-настоящему больной вопрос. Проблема всей нашей страны – низкая зарплата в дошкольных учреждениях. Помощник воспитателя получает три тысячи в месяц, такую сумму даже называть стыдно. У воспитателей заработок больше, особенно у тех, кто имеет высшую категорию. В нашем учреждении таких большинство. Но главное – их возраст, многим от 40 до 60 лет. Люди работают отлично, это наш костяк. Но что будет, когда они уйдут на пенсию? В педучилище мы даже заявки перестали подавать, потому что девочки, получив дипломы, идут куда угодно, только не в детский сад работать. И их понять можно – при всей любви к профессии, к детям прожить на нищенскую зарплату нереально. Вот и получается: уйдёт старшее поколение – детсады можно будет закрывать на лопату. Единственная надежда на то, что правительство повернётся к нам лицом.

- Так всё же, Татьяна Ивановна, детсад похож на тюрьму?

- Ну кто такое придумал? Мы всегда стараемся найти общий язык с родителями, среди которых, кстати, практически нет равнодушных людей. Папы и мамы знают о результатах нашего труда, потому и хотят к нам попасть. А результат таков: педагогический совет, который у нас проводится с учителями начальных классов школы № 73, куда в основном уходят наши ребятишки, в этом году, к примеру, пришёл к заключению, что практически все 68 выпускников были готовы к школе, лишь с двумя пришлось позаниматься летом дополнительно.

Нынче родители – добытчики, у них остаётся мало времени на детей, и именно детский сад может подготовить ребёнка к учёбе в школе, развить его творчески и физически. Мы же не просто «пасём» ребятишек – мы их воспитываем и обучаем по стандартной общероссийской программе Васильевой, дополненной собственными разработками. У нас не тюрьма, а настоящий дом. Новый мэр обещает в скором времени построить несколько детсадов. Уверена, что и они не будут «местом временного заключения» для ребятишек, что и туда, как и к нам, дети будут приходить с радостью, а их родители станут отводить их со спокойной душой. Тогда и демографическую проблему решать станет легче.

Автор: Галина Кушнарева Михайловна