Олег Кожемяко: Приморье в эпицентре новой внешнеэкономической политики

О курсе на Восток, партнерстве с АТР и инвестициях – в интервью губернатора региона

20:27, 6 августа 2023 Интервью
thumb_498031_news_xxxl.jpeg
Фото: Правительство Приморья

Концепции «курса на Восток», о которой часто упоминают весь последний год, уже больше десяти лет. Об этом рассказал Олег Кожемяко. На протяжении всего этого времени Приморский край неустанно растет и развивается. О процессах, происходящих в регионе, укреплении партнерских связей и инвестициях в Приморье – в интервью Олега Кожемяко.

В 2012 году было объявлено, что Приморье стало новым центром сотрудничества в АТР. Можно ли сказать, что поворот на Восток начался именно тогда? Какую из стран АТР вы рассматриваете как ключевого партнера региона?

– Чтобы быть современной и сильной, Россия строит свою стратегию национального развития исходя из тенденций мирового развития. А главная из них – это сдвиг центра мировой экономики и политики в «новую Азию» – в её восточные, юго-восточные регионы и Индию. Эти страны стали новыми центрами экономического и технологического роста, точками притяжения кадров, капиталов и производств.

Президент Владимир Путин назвал Сибирь и Дальний Восток «национальным приоритетом на весь 21-й век». И поставил задачу – сформировать представление о Востоке России как о регионе будущего, который несет успех тем, кто готов рискнуть и много работать. Время подтвердило правильность такой постановки целей. Противостояние на Украине и санкционное давление от западных стран только подчеркнули важность восточного вектора. Именно развитие сотрудничества со странами Азии помогло амортизировать негативные последствия санкционной политики Запада.

Специфика Приморского края — в особой роли передового рубежа России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это транспортно-логистический, интеллектуальный, технологический и гуманитарный хаб нашей страны в регионе мира, который быстро развивается и приобретает всё большее значение. Благодаря особому вниманию федерального центра к нашему региону внедряются системные меры, с помощью которых в Приморье идут инвестиции, строится жилье, развивается сельская местность и инфраструктура, осуществляется поддержка ключевых проектов и производств. Всё это напрямую влияет на качество жизни дальневосточников.

Приморские деловые круги традиционно ориентированы на Восток. Основными торгово-экономическими партнёрами нашего края являются именно страны Азиатско-Тихоокеанского региона, на их долю ежегодно приходится более 80% внешнеторгового оборота Приморья. Китай входит в число трёх основных стран-партнёров Приморского края вместе с Японией и Республикой Корея. Также динамично развивается сотрудничество с Вьетнамом, Индией и Монголией. В 2022 и 2023 годах из-за изменения транспортно-логистических цепочек такая тенденция усилилась, при этом значительная часть нашей торговли уже идет в рублях и юанях.

По итогам 2022 года удельный вес Китая составил 57,5% от внешнеторгового оборота Приморья в стоимостном выражении. Основные статьи экспорта в КНР – рыбопродукция и ракообразные (35,4%), лесоматериалы (14,2%), нефтепродукты (12,7%), соевые бобы (20,4%), готовые корма для животных (1,7%), масла и жиры (1,7%).

В целом в 2022 году внешнеторговый оборот края вырос почти на 20% – с 7,1 млрд долларов до 8,5 млрд долларов. Количество стран-партнеров увеличилось с 74 до 120. В текущем году тенденция продолжается. При этом торговля с Китаем растет опережающими темпами. По итогам первого квартала наш внешнеторговый оборот вырос на 62% – с 1,3 до 2,2 млрд долларов, а доля КНР во внешней торговле превысила 65%.

Приморский край обладает значительным экспортным потенциалом. Спросом на азиатском рынке пользуются морепродукты, древесина и изделия из неё, сельскохозяйственные культуры (соя и кукуруза), качественные и экологически чистые продукты питания, в перспективе свинина, говядина, молоко. В планах – экспорт сжиженного природного газа (СПГ), гелия, метанола. Со странами Азии работает более 90% экспортёров Приморского края.

Очевидным стимулом для развития Дальнего Востока стало создание таких новых экономических преференциальных режимов, как Свободный порт Владивосток и территории опережающего социально-экономического развития. Благодаря реализации проектов резидентов ТОР мы смогли на 100% обеспечить край свининой, развить молочное животноводство и птицеводство.

Кроме того, важное место в отношениях между Приморским краем и странами-партнёрами из АТР занимают гуманитарные, культурные и образовательные связи, проверенные временем. Так, в прошлом году мы успешно организовали международные соревнования «Дети Азии», в которых приняли участие более 1300 юных спортсменов из 13 стран. А в этом году провели первые летние международные спортивные игры «Дети Приморья», в том числе с участием китайских спортсменов. В университетах нашего края обучается более 2,5 тысяч студентов из таких стран АТР, как Китай, Республика Корея, Япония, Индия, КНДР, Вьетнам – это 80% от общего числа иностранных студентов.

В период пандемии очные встречи с китайскими партнёрами были невозможны, но в 2023 году Китай, наконец, открылся. С этого момента самым ярким и крупным вашим визитом в КНР можно назвать поездку на Харбинскую международную торговую ярмарку. Насколько она была результативной?

– Активное участие делегации Приморского края в 32-й Харбинской международной торгово-экономической ярмарке послужило хорошим импульсом для восстановления и дальнейшего развития нашего сотрудничества. Было много встреч на самых различных уровнях – с первыми секретарями КПК провинций Хэйлунцзян и Цзилинь, с мэрами приграничных с Россией городов (например, Хуньчунь, Суйфэньхэ), а также с китайским бизнесом.

На всех площадках мы выдвигали прежде всего инициативы в области совершенствования транспортной логистики. Это совместное развитие транспортной дорожной и портовой инфраструктуры, реализация проектов строительства новых портов – таких как насыпной порт в Славянке, порт в бухте Суходол с зерновым терминалом. Предложили осуществлять транзит китайских грузов через железнодорожную и портовую инфраструктуру Приморья в южные китайские порты и страны АТР, организовать авиарейсы из Владивостокского аэропорта в китайские аэропорты Далянь, Яньцзи, Муданьцзян, Шанхай. Инициировали перевод автомобильных пунктов пропуска на круглосуточный режим работы. В области сельского хозяйства для нашего края наибольший интерес представляет опыт китайских партнеров в сфере мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, по строительству объектов для хранения и переработке зерна, строительству тепличных комплексов.

В рамках презентации нашего региона мы предложили активизировать внешнеэкономические связи между нашими странами. Приморский край видит широкие перспективы инвестиционного партнерства с КНР в рамках уникальных стратегических проектов – территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток. Льготные условия ведения бизнеса уже высоко оценили наши зарубежные партнеры и инвесторы. На этих территориях сегодня реализуется 42 проекта с участием китайского капитала, уже вложено семь миллиардов рублей. При этом объём заявленных инвестиций составляет 65 миллиардов рублей.

Мы предложили потенциальным инвесторам участвовать в проектах по различным направлениям. Это развитие портовой, логистической, дорожной инфраструктуры, жилищное строительство, сельское хозяйство, создание высокотехнологичных производств. Наши инициативы нашли понимание у китайской стороны. Продолжаем работать дальше.

Чтобы стимулировать деловые контакты, Приморский край инициировал организовать на регулярной основе визиты бизнес-миссий китайских компаний и их участие в международных мероприятиях, форумах, выставках и ярмарках. Так, в ходе первых международных спортивных игр «Дети Приморья» в июле этого года приняли участие спортивные команды школьников из города Муданьцзян провинции Хэйлунцзян и Яньбянь-Корейского автономного округа провинции Цзилинь. В сентябре будем рады видеть китайских коллег в качестве участников состоится VIII Восточного экономического форума.

После начала спецоперации президент объявил курс на Восток. Говоря о партнерах Приморья – что изменилось? Какие реализованные международные проекты вы бы выделили? Какая цифра и структура товарооборота после снятия пандемийных барьеров и геополитических изменений?

– Отмечу, что восточный вектор нашего государства – это не сиюминутная реакция на новый «железный занавес», возведенный Европой и США на западных границах России после февраля. Этой концепции уже более десяти лет. Еще тогда Владимир Путин призвал переориентировать российскую внешнюю политику и экономику на страны АТЭС и БРИКС, которые стали новыми центрами экономического и технологического роста, точками притяжения кадров, капиталов и производств. В результате Приморье оказалось в эпицентре новой внешнеэкономической политики страны и ее бурного развития в этом направлении. Весь Дальний Восток, исторически имеющий тесные связи со странами АТР, получил мощный стимул к развитию. Открытие границ и курс России на Восток дали возможность вывести сотрудничество с Китаем на новый уровень. На торговлю с ним традиционно приходится более половины внешнеэкономического оборота Приморья. По итогам двух кварталов 2023 года удельный вес КНР составил 65,6% от всего внешнеторгового оборота Приморского края.

В ходе 32-й Харбинской международной торгово-экономической ярмарки наша делегация представила регион и продукцию на стенде Приморского края, в мероприятии приняли участие более 150 приморских предпринимателей. Также делегация Приморья планирует посетить ярмарку XIV ЭКСПО «Китай – Северо-Восточная Азия», которая состоится с 23 по 27 августа 2023 года в китайском городе Чанчунь. Планируем представить стенд для демонстрации и продажи своей продукции и провести В2В-переговоры. Уже сейчас заявки на участие для продажи своей продукции подали 50 предпринимателей.

За первые пять месяцев 2023 года, после снятия пандемийных барьеров и геополитических изменений, товарооборот Приморья и составил почти 5,4 млрд долларов. Его основу составляют продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, минеральные продукты и топливно-энергетические товары.

Какие сферы экономики края планируется развивать в первую очередь и каким образом? Малый и средний бизнес, какова его доля в экономике Приморья. Какие меры поддержки существуют?

– Руководство страны и Правительство Приморского края проделали большую работу по подготовке законодательной и материально-технической базы для развития сотрудничества со странами АТР, популяризации Приморского края и его возможностей в мире. Отражением этого стал ежегодный Восточный экономический форум – второй в стране форум уровня Президента России. Еще раз напомню слова Владимира Путина. Идет строительство нового мира. И смысл нашей работы не в том, чтобы приспособиться к текущим условиям. Стратегическая задача – вывести нашу экономику на новые рубежи.

И у Приморья здесь – ключевая роль. Успешные и своевременные меры позволили не только преодолеть все негативные последствия санкций, но и дать новый импульс отечественным производителям. Деньги, которые прежде уходили из страны, теперь остаются в России, работают здесь. Подтверждением сказанного служит то, что внешнеторговый оборот Приморского края в 2022 году вырос на 73% по сравнению с 2018-м. При этом только за прошлый год – на 23%, за это же время количество стран-партнеров выросло на 29% – с 93 до 120.

По поручению Президента совместно с федеральными органами власти мы разрабатываем программу ускоренного развития региона, после реализации которой будут увеличен грузооборот в два раза (со 149 до 311 млн тонн) за счет импорта грузов в контейнерах. При этом в разы увеличится масштаб экономики с ростом ВРП до 3,6 трлн рублей.

Тем не менее, мы не концентрируемся на развитии исключительно транспортно-логистической составляющей нашей экономики. В крае реализуются проекты, способствующие развитию судостроения и судоремонта, сельского хозяйства и кормов, переработки сельскохозяйственной и производства пищевой продукции, туризма, добычи и переработки водных биологических и лесных ресурсов, строительстве.

Специфика экономики Приморья состоит в том, что она на треть формируется за счет малого и среднего предпринимательства. Мы лидируем в ДФО и в России по этому направлению. Каждый четвертый предприниматель ДФО работает в Приморье. За год количество занятых в малом и среднем бизнесе увеличилось на 8% и составило около 340 тысяч человек. Это значит, что люди верят в успех, видят перспективы и готовы открывать и вести своё дело в Приморье. По числу самозанятых край занимает первое место на Дальнем Востоке.

В непростом прошлом году мы организовали поддержку предпринимателей, для этого предоставили различные налоговые льготы, всевозможные субсидии, государственные гарантии. В том числе снизили ставки по микрокредитам и комиссию Гарантийного фонда, обеспечили на полгода отсрочку по уплате процентов, продлили сроки действия градостроительных и разрешительных документов. В итоге в крае появилось 360 новых социальных предприятий, на конкурсной основе им выдано 85 грантов. Мы активно поддерживаем инновационных предпринимателей. Уже четвертый год проводим конкурс «Приморский старт», за это время поступило более 300 заявок, 30 победителей получили гранты по два миллиона рублей на реализацию своих проектов. Проекту «Русский карбон» по производству инвалидных колясок из композитных материалов мы предоставили дополнительную поддержку в 50 миллионов рублей на открытие серийного производства. Этот проект поддержал Минпромторг России, он был представлен на ВЭФ и в Совете Федерации, сейчас мы включаем эту компанию в ТОР «Патриотическая».

Какие планы есть по модернизации и строительству новых портовых мощностей в Приморье?

– Бизнес воспринял позитивно масштабный поворот на Восток и инициировал ряд инвестиционных решений. Ведется проектирование и строительство новых портов с грузооборотом порядка 163 млн тонн –Суходол, «Вера», «Коулстар», ВМТП, ВСК, Аврора и другие. Создаются «сухие порты» общей мощностью до трех млн TEU в год. Один из крупнейших – на 1 млн TEU – строится в Артеме. Модернизируются существующие мощности. В итоге к сегодняшней обрабатываемой грузовой базе в 150 млн тонн мы ежегодно будем прибавлять по 20 млн, что позволит удвоить мощности портов Приморья до 300 млн тонн к 2030 году.

Общий объем инвестиций, направленных на реализацию крупных проектов по развитию портовой инфраструктуры до 2030 года, составит почти 400 миллиардов рублей. Планируется создать более 5,5 тысяч новых рабочих мест. Надеемся, что благодаря новым проектам мы будем увеличивать таможенные платежи дополнительно на 200 млрд ежегодно, достигнув к 2030-му году уровня трёх триллионов рублей в год. Поступления в бюджет с лихвой окупят расходы на инфраструктуру, обеспечат прирост федерального бюджета на долгие годы.

Как развивается железнодорожный комплекс с учетом роста объема грузов, направляемых в Китай?

– Как я уже сказал, 150-миллионные мощности приморских портов в ближайшие пять лет удвоятся, и провозных возможностей железной дороги не будет хватать. Поэтому надеемся, что в РЖД будут направлены дополнительные средства для масштабного расширения Восточного полигона. Этот проект принесет быстрый эффект и окупится.

Благодаря совместной напряжённой работе Минтранса России, РЖД, приморских портов и логистических компаний регион в целом справляется с ростом грузопотока. При всех существующих сложностях, в целом транспортный комплекс края успешно решает стоящие перед ним задачи. За первое полугодие на станциях Дальневосточной железной дороги в Приморском крае погружено 11,8 млн тонн различных грузов, что на 24% больше, чем за такой период прошлого года.

Возрастающие объёмы перевозки грузов требуют увеличения пропускной способности железнодорожной инфраструктуры, своевременной реконструкции и технического переоснащения автомобильных пунктов пропуска на границе с Китаем. Мы работаем над этим совместно с Правительством Российской Федерации. Второе большое направление – обеспечить доступность международных пунктов пропуска. В течение четырех лет их мощность вырастет в десять раз – со 120 до 1300 автомобилей в год. Приморский край ведет проектирование подъездов ко всем пунктам пропуска, часть проектно-сметной документации уже готова. Стоимость первоочередных объектов – 15,8 миллиарда рублей.

За время, которое прошло после объявления президентом курса на Восток, начали ли реализовывать новые инвестиционные проекты? Продолжают ли реализовываться проекты, заключенные до введения масштабных санкций в отношении России? Какие инвестиционные проекты сегодня необходимы краю?

– Отмечу, что именно инвестиции обеспечивают рост экономики, создание новых рабочих мест, увеличение налоговых отчислений. Это даёт возможности вкладывать средства в повышение социальных выплат, развитие социальной инфраструктуры, адресную поддержку нуждающихся групп населения. Это реальный вклад в завтрашний день Приморья. Деньги инвесторов станут заделом для ввода новых производственных мощностей и строительства объектов в социально сфере.

В новых геополитических условиях мы столкнулись с множеством проблем, и необходимо было быстро принимать решения, чтобы сохранить наши ресурсы. Ключевой задачей для нас стала поддержка реального сектора экономики, в который входят приоритетные отрасли для развития края.

Мы оперативно разработали план мер по обеспечению устойчивого развития экономики Приморья в условиях внешнего санкционного давления. В него вошло 105 мер поддержки на 28 миллиардов рублей. Уже реализована 71 мера поддержки на 11 миллиардов. Для значительной части территории края установлены особые условия ведения экономической деятельности, созданные для содействия интеграции нашего региона в экономическое пространство государств АТР, в том числе для развития международной торговли.

Привлекательность Приморья увеличивают преференциальные режимы. В крае зарегистрировано 150 резидентов территорий опережающего развития, которые реализуют 163 проекта. Общий объем инвестиций резидентов ТОР составляет 1 триллион 548,4 млрд рублей, в настоящее время осуществлено более 282 млрд рублей инвестиций. Предусмотрено почти 46 тысяч новых рабочих мест, из них более 18 тысяч уже создано. Также территории опережающего развития расширились на Дальнегорск, Уссурийск, Находку и Арсеньев.

Среди крупнейших резидентов – Судостроительный комплекс «Звезда» – объем инвестиций по соглашению составляет около 300 млрд рублей, из них более 150 млрд рублей осуществлено. Создано 10 740 рабочих мест. Проект находится в стадии осуществления строительно-монтажных работ до 2024 года. Ведутся работы по строительству 1-й и 2-й расширенных очередей, параллельно осуществляется строительство судов. Также стоит отметить Находкинский завод минеральных удобрений с объемом инвестиций по соглашению около 200 млрд рублей, из них более 34 млрд рублей инвестиций осуществлено. Создано 158 рабочих мест. Проект находится в стадии строительно-монтажных работ до 2026 года.

Около двух тысяч резидентов Свободного порта Владивосток реализуют более двух тысяч проектов. Суммарный объем заявленных инвестиций составляет 1 триллион 235 млрд рублей, осуществлено инвестиций на сумму 261,6 млрд рублей. Планируется более 90 тысяч рабочих мест, уже создано 34,7 тысячи.

Значимые для региона объекты ввели в эксплуатацию шесть резидентов ТОР – это компании «Русагро-Приморье», «Приморский бекон», «Газпром гелий сервис», «НК Лотос», РК «Новый Мир», «Мерси трейд», а также пять резидентов СПВ – компании «Восточный порт», СЗ «Восточный луч», МГК «Золотой Рог», СП «Строитель», «Авиаполис Янковский». Общий объем вложенных инвестиций составляет 81,4 млрд рублей, создано почти 5 тысяч рабочих мест.

Кроме того, в соответствии с концепцией развития острова Русский на его территории реализуется порядка 20 инвестиционных проектов, в том числе резидентов СПВ, на общую сумму более 163 млрд рублей. Они находятся на разных стадиях реализации по направлениям: туризм и отдых, марикультура, жилищное строительство, IT и другим.

В Приморском крае заключено 28 соглашений в сфере государственно-частного партнерства, из них 27 – концессионные соглашения, одно соглашение о государственно-частном партнерстве –охотхозяйство Орлиное. Общая стоимость создаваемых объектов – 49 млрд рублей.

Отдельно хочу отметить проект «Белая гора» в Арсеньевском городском округе – благодаря механизму «дальневосточной концессии» Приморский край получил софинансирование на строительство современного горнолыжного курорта.

Кроме того, мы продолжаем совершенствовать действующие условия реализации инвестиционных проектов. Помимо режимов территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток предоставляем бизнесу и другие инструменты. К примеру, производственные и промышленные предприятия могут получить статус «Регионального инвестиционного проекта», а вместе с ним – льготы по налогу на прибыль и на добычу полезных ископаемых.

На территории Приморского края реализуется 44 приоритетных инвестиционных проекта на общую сумму более 300 млрд рублей. Больше всего проектов – в сфере жилищного строительства, в том числе строительство арендного жилья для привлечения молодых специалистов. За последние два года мы упростили процедуру получения такого статуса в части снижения требований к стоимости инвестиционного проекта, подтверждения собственных средств. И оптимизировали процесс получения статусов приоритетного и масштабного проектов посредством одного заявления.

2022 год задал тренд на развитие газовой отрасли, в связи с чем в Приморском крае появились три приоритетных проекта, связанных с автономной газификацией жилых домов, строительством газозаправочных станций, а также строительством контейнерного терминала для перевалки сжиженных углеводородных газов.

Значимыми проектами можно назвать строительство морского порта Аврора в бухте Безымянная, основным учредителем которого является компания «Коулстар». Проектом предусмотрено создать 650 рабочих мест, а общая стоимость проекта – 200 млрд рублей. В 2023 году проект компании «ФинИнвест» по строительству ТЛЦ в Артеме признан приоритетным и поддержан со стороны федеральных властей. Его общая стоимость – 15 млрд рублей.

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!