Галопом по культуре: скачки продолжаются

На 21 марта запланировано заседание общественного совета по культуре при губернаторе Приморья

17:47, 20 марта 2014 Культура
e1b6c00d9c1a818e10aedb3f8bc88e94.jpg

В одном из предыдущих номеров газеты «Владивосток» была опубликована информация о предстоящем заседании общественного совета по культуре при губернаторе Приморья. Мероприятие должно состояться 21 марта, и будет посвящено обсуждению кандидатур на вакантные должности руководителей в ряде ключевых учреждений, подведомственных краевому департаменту культуры, у которых 1 апреля заканчиваются контракты с данным ведомством. (См. «В» № 40 (5213) от 20 марта 2013 года, материал «Галопом по культуре». Прим. ред.) Днем ранее эта же информация была размещена на сайте www.vladnews.ru

Как мы уже писали, среди тех, у кого есть шанс остаться в ближайшее время без должности: директор Приморской краевой филармонии Алексей Макаренко. На его место претендуют два человека, один из претендентов - женщина. Директор Владивостокского художественного училища Николай Тимофеев, и художественный руководитель Приморского краевого драматического театра молодежи Виктор Галкин. У него также два оппонента. Среди них молодой, но уже известный в Приморье театральный режиссер Сергей Руденок...

Напомним, что попытка не продлить контракт с Николаем Тимофеевым и Виктором Галкиным уже предпринималась руководителем краевого департамента культуры Анной Алеко ровно год назад. Но провалилась из-за открытого протеста здравомыслящих граждан. Галкину, кстати,тогда вменялась его «неэффективность»...

Публикация «Галопом по культуре» не осталась незамеченной общественностью. В числе первых, обратившихся в редакцию «В» со своими мыслями по поводу сегодняшней ситуации в культуре Приморья был экс-начальник краевого департамента культуры Петр Семин. Текст его письма мы публикуем практически без изменений.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Эффект «эффективности» развития культуры: приморский вариант

- Расходы бюджета Приморья должны быть максимально эффективны. Это не только в моих интересах, как губернатора, но, прежде всего, в интересах жителей Приморья, которые исправно платят налоги». В.В. Миклушевский, губернатор Приморского края(Primamedia.ru19.03.2013 21:40)

Эффективность расходования средств бюджета – своеобразная лакмусовая бумажка уровня профессионализма государственного или муниципального менеджмента. Не является исключением и сфера культуры. Правда, необходимо отметить, что в области культуры оценить эффективность менеджмента бывает непросто. Творческая составляющая продукта может преподноситься как результат, оправдывающий любые затраты…

Я бы хотел, руководствуясь здравым смыслом и опубликованной в официальных СМИ информацией, проанализировать и сделать некоторые собственные выводы в отношении качества менеджмента приморской культуры в 2013 году. И, соответственно, эффективности работы департамента культуры Приморского края.

Основные финансовые затраты краевого бюджета в сфере культуры в 2013 году были направлены на организацию и проведение культурно-массовых мероприятий (Deita.ru 17.03.2014 22:46). Рассмотрим подробно организацию одного из них, наиболее дорогостоящего...

75 лет со дня образования Приморья – событие, без сомнения, важное.В этой связи, понятно желание губернатора края устроить праздник в каждом муниципальном образовании края. И деньги на то были выделены немалые. Распоряжением Администрации Приморского края № 215-ра от 16 мая 2013 года «Об организации и проведении мероприятий, посвященных празднованию 75-летия образования Приморского края» была утверждена смета расходов, общий объем которых составил 51 млн. рублей.

Эти средства были потрачены, согласно смете, на организацию и проведение концертов и фейерверков в 15 муниципальных образованиях края, гала-концерт и фейерверк воВладивостоке, обеспечение рекламной и имиджевой продукцией участников и зрителей. Общее название проекта – PRIMOTION.

Не буду затрагивать механизм финансирования этого мероприятия, лишь отмечу, что никаких аукционов здесь не проводилось. Вероятно, деньги были переведены в профильные учреждения в виде субсидий, но не на компенсацию затрат по основному виду деятельности, а на иные цели. В чем разница? Всё просто. Субсидию на компенсацию затрат пришлось бы рассчитывать по утвержденным нормативам и тогда, я думаю, сумма была бы не 51 млн. рублей, а не более 15 млн. Интересно то, что для профильных учреждений организация и проведение подобных мероприятий и являются основным видом деятельности. Я присутствовал на одном из таких концертов в Артёме. Там в качестве организаторов мероприятия выступили сотрудники известного агентства «EDDISON», наверняка, работавшего по договору подряда. Есть ли в этой цепочке нарушения действующего законодательства в сфере госзакупок или защиты конкуренции – дело соответствующих контрольно-надзорных органов.

Меня больше интересует вопрос: кто определял стоимость того, что нам показывали? Состав участников акции далеко не звёздный. Несколько сильных фольклорных и танцевальных коллективов, группа «Иван Панфилов» (постоянные участники подобных мероприятий) и коллективы художественной самодеятельности ДВФУ. Кто и по какому принципу занимался комплектованием участников концерта и определением их репертуара? Проходил ли этот проект и его стоимость экспертизу в экспертном совете по культуре при губернаторе? Почему в концертах не принимали участие профессиональные коллективы филармонии, театров, академии искусств? На эти вопросы в публикациях, посвященных проекту, ответов нет.

Если бы это было производство, я бы сказал, что подобная «комплектация» направлена на снижение себестоимости выпускаемого продукта и соответственно увеличение прибыли от его продажи. Но ведь речь идет об эффективности расходования бюджетных средств. Что касается зрителей, то, к примеру, в Артеме их было немного, до 100 человек днём, половина из которых - сами участники проекта. И зря устроители концерта обвиняли принимающую сторону в плохой организации зрителей: мероприятие проходило в пятницу, в разгар рабочего дня. Надо сказать, что в фотоотчетах СМИпо концертам в других населенных пунктахпредставлены снимки, как правило, самих участников мероприятия, поэтому судить о количестве зрителей сложно. Меня трудно обвинить в отсутствии патриотизма и нелюбви к творчеству жителей Приморья, я с уважением отношусь ко всем участникам-исполнителям этого проекта, к ним нет никаких претензий. Но, думаю, со мной согласятся многие - за такие деньги люди ждали другого. Приморский край, который «вживую» знаком с исполнителями классической и джазовой музыки мирового уровня, с творчеством самых известных российских групп, легендами мирового рока NAZARETH, DEEPPURPLE, SCORPIONS и т.д. и т. п., трудно удивить художественной самодеятельностью, пусть даже качественной. Вряд ли в виде «спасательного круга» можно рассматривать выступления групп «Мумий Тролль» и «Иван Панфилов». На бюджетные деньги, выделенные на реализацию проекта PRIMOTION, можно было бы провести гала-концерт с участием такой рок-звезды как Стинг для 50 тысяч зрителей, в том числе и из края. А из оставшихся денег заплатить по 1 млн. рублей 15-ти муниципальным образованиям для организации концертов на местах. Муниципалы справились бы не хуже, а краевой бюджет, тем самым, поддержал бы развитие творчества на местах. Я это не предполагаю, а говорю ответственно, исходя из собственного опыта. Но, к сожалению, ничего этого не случилось.

Организаторы проекта Primotion характеризуют его, как беспрецедентный. Трудно с этим не согласиться, но… только с точки зрения затрат. Всё остальное, по сути, в крае уже делается последние 10 лет и называется губернаторским гастрольным туром «Мастера искусств жителям Приморья». Возможно концерты в рамках этого тура не такие продолжительные, зато участвуют в них лучшие творческие коллективы края. В том числе и муниципальные, да и стоимость этой программы никогда не была выше 3 млн. рублей.

И ещё. По расходам бюджетных средств на организацию и проведение, с проектом Primotion может сравниться только Международный кинофестиваль «Меридианы Тихого» (50 млн. рублей). С его торжественными церемониями открытия и закрытия, кинотурами по всем 34 муниципальным образованиям, приездом российских и зарубежных звёзд, кинопоказами, выставками и др., продолжающимися в течение недели. На мой взгляд, при сравнении качества этих двух мероприятий комментарии излишни.

Так же в рамках празднования юбилея края произошло долгожданное открытие Приморского театра оперы и балета, с торжественным собранием, посвященным этой дате. Бюджету края это мероприятие обошлось в 30 млн. рублей. Точнее эта сумма была затрачена только на концерты по случаю открытия театра (18-19 октября). Мне непонятно, почему это событие финансировалось по отдельной смете, когда театр до этого уже получил деньги на организацию и проведение подобных концертов в виде субсидии на компенсацию затрат по основному виду деятельности. Ответ на этот вопрос в компетенции соответствующих органов.

Вопрос высоких зарплат, как и трат на PR-компанию новоявленного Театра оперы и балета не раз поднимался в СМИ (Primamedia.ru03.10.2013 17:25, 10.10.2013 13:55). И здесь невозможно не согласиться с претензиями худрука театра им. Горького Ефима Звеняцкого и директора Приморской краевой филармонии Алексея Макаренко, которые возглавляют учреждения такого же типа, но работают за иные, гораздо меньшие деньги. Но дело не только в зарплатах. Дело всё в той же стоимости культурного продукта, который они выпускают. Судите сами по информации о выполнении госзадания 2013 года, опубликованном на сайте департамента культуры Приморского края:

Учреждения Кол-во стационарных спектаклей Кол-во гастрольных спектаклей План Факт План Факт Театр им. Горького 240 243 10 21 Краевая филармония 313 321 30 95 Театр кукол 130 156 250 374 Театр молодежи 235 269 35 72 Театр оперы и балета 24 9 0 1




Конечно, цифры несоизмеримые. С замечаниями тех, кто скажет: «Они не виноваты, что театр так и не построили», я соглашусь. Претензий к персоналу Театра оперы и балета у меня нет. Более того, я, как мои коллеги, рад за людей, которые получают хорошую зарплату. Вопросы к заказчику. Уменьшился ли объем субсидий Театру оперы и балета в связи с невыполнением госзадания? И, если уменьшился, то почему это никак не отразилось на зарплатах сотрудников? На основании чего вообще определяли норматив стоимости затрат на основной вид деятельности этого учреждения, который и явился основанием для расчета объема субсидий? Давайте сравним бюджеты этих однопрофильных учреждений, а точнее объемы субсидий на возмещение нормативных затрат на основной вид деятельности. (Данные опубликованы на официальных сайтах департамента культуры Приморского края, учреждений культуры и СМИ).

1.Театр им. Горького - 60 млн. руб.

2.Краевая филармония - 43 млн. руб.

3.Театр кукол - 20 млн. руб.

4.Театр молодежи - 30 млн. руб.

5.Театр оперы и балета - 130 млн. руб.

Сколько каждое учреждение культуры отыграло спектаклей за эти деньги, показано выше.

Смешными и даже нелепыми на этом фоне выглядят претензии к художественному руководителю Театрамолодежи Виктору Галкину, высказанные в марте 2013 года (Primamedia.ru26.03.2013 11:30) о его якобы «неэффективной работе». 269 спектаклей на стационаре и 72 на гастролях, отыгранных этим театром в 2013 году, обошлись бюджету Приморского края примерно в 30 млн. рублей. Т.е. во столько же, во сколько открытие Театра оперы и балета, растянувшееся на два дня. Возможно, мы по-разному понимаем термин «эффективность»? Может быть, имеет место некая путаница с понятием «эффект»? А отличие состоит в том, что «эффективность» - это относительная величина, т.е. соотношение полученного эффекта с понесенными затратами…

Я не пытаюсь никого учить, а просто излагаю общепринятую формулировку. Так вот, за одни и те же бюджетныеденьги Театр молодежи в течение года устраивал праздник более чем для 50 тысяч человек, и в том числе большому количеству зрителей на безвозмездной основе. А его младший и амбициозный коллега, Театр оперы и балета – порадовал за 2 дня всего три тысячи избранных.

Кстати, на днях появилась информация о том, что у всех руководителей театров (кроме Театра оперы и балета) заканчиваются контракты 1 апреля, и их могут не продлить. Тому свидетельство многоговорящий заголовок на сайте одного из местных электронных СМИ: «Кадровые перестановки потрясут театры Владивостока в конце марта» (Primamedia.ru07.03.2014, 15:25). Наверно, с этими руководителями не продлят контракт всё по той же причине- «неэффективно работают»…

Не могу обойти вниманием затраты краевого бюджета на развитие культуры в муниципальных образованиях края. В 2013 году был выделен аж целый 1 млн. рублей для закупки светотехнического, звукоусиливающего и иного оборудования муниципальным субъектам (Primamedia.ru 28.10.2013 15:30). Грустно. Можно рассуждать сколько угодно по поводу того, что это разные уровни бюджета, что плохо работают сами органы местного самоуправления, что ситуацию это не изменит и не оправдает превращение госоргана, координирующего развитие культуры края, в праздничное агентство.

Тема эффективного расходования бюджетных средств в области культуры такженеоднократно обсуждалась в СМИ (Новая Газета, Primamedia.ru, Deita.ru, Saytoday и др.). Импонирует позиция ряда депутатов Законодательного собрания по данной проблеме. Ведь и от их действий зависит, сколько и куда будет направлено денежных средств из бюджета края.

Советник президента России Владимир Толстой в своём интервью телеканалу «Вести» 13. 02.2014, рассказывая о частных финансовых инвестициях в области культуры, обозначил вектор их применения – села и малые города.Речь шла о 50 млн. рублей, которые предполагается выделить в виде грантов конкретным людям, поддерживающим культуру в муниципальных образованиях и работающих с детьми. Это примерно 100 грантов по 500 тыс. рублей каждый. Советник президента РФ ссылался на то, что у регионов не всегда есть деньги на муниципалитеты. По странному стечению обстоятельств, сумма созвучна с затратами на проект Primotion. Значит, есть у нас деньги. Дело за малым: начать тратить их не эффектно, а эффективно.

Источник: Петр Семин

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!