Восточное путешествие Цесаревича Николая. Владивосток

Программа путешествия наследника царского престола по России была разработана заблаговременно

12:30, 30 ноября 2012 Политика
ce2d20010a2e6f48a1ddd13fa6aac9ca.jpg

Программа путешествия наследника царского престола по России была разработана заблаговременно. В конце 1890 года Приамурский генерал-губернатор А.Н.Корф был ознакомлен с секретным документом «Высочайше утверждённый маршрут путешествия Его Императорского Высочества наследника Цесаревича Великого Князя Николая Александровича из г.Владивостока в г.Уральск», где было указано по всем населённым пунктам время прибытия и отбытия, цель остановки, объекты посещения, километраж. В соответствии с циркуляром была разработана чёткая программа пребывания наследника в Приамурье и Приморье, церемониала встреч, оформления населённых пунктов, подготовки населения. К путешествию Цесаревича в Петербурге был издан специальный путеводитель, который так и назывался «От Владивостока до Уральска. Путеводитель к путешествию Его Императорского Высочества государя наследника Цесаревича». Книга содержала множество ценных сведений о трёх областях, входивших в Приамурское генерал-губернаторство: Амурской, Приморской и Забайкальской, а также о сибирских губерниях, данные об их территории, геологическом строении, климате, флоре и фауне. Имелся краткий исторический очерк о каждой области; сообщались данные о населении, промышленности, земледелии, лесном, зверином и рыбном промыслах, горном деле, торговле, путях сообщения; давалась краткая характеристика сёл, станиц, городов.

Эскадра Цесаревича во Владивостоке 

Первым российским городом, который посетил Николай Александрович был Владивосток. Здесь он он должен был принять участие в закладке Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути. Это событие было предрешено рескриптом Александра III, поручившего своему сыну принять символическое участие в столь важном для империи деле.
Владивосток и раньше посещали члены Императорской Фамилии. В 1873-м году город встречал Его Императорское Высочество Великого Князя Алексея Александровича, возвращавшегося из кругосветного путешествия. Восточная Сибирь тогда впервые была удостоена посещения представителя династии Романовых. В 1886 году на корвете «Рында» город посетил Его Императорское Высочество Великий Князь Александр Михайлович. В 1887 году он вторично посетил Владивосток. Но сейчас город ждал будущего Самодержца Всероссийского, связывая с его приездом определение дальнейшей судьбы форпоста России на Дальнем Востоке.

«О посещении Наследником Цесаревичем Сибири, по окончании своего путешествия на Восток, население было заранее поставлено в известность и оно подготовилось встретить подобающим торжеством Первенца своего возлюбленного Монарха. На долю Владивостока выпало счастие первым приветствовать Августейшего Гостя на Русской земле», — писал в своей книге «Приморская область 1856-1898 гг.», удостоенной медали Русского географического общества, тогдашний военный губернатор П.Ф.Унтербергер.
К встрече Наследника Цесаревича готовились заблаговременно. На общественные средства была сооружена каменная триумфальная арка на адмиралтейской пристани, в соборе установлены иконостас и комплект колоколов, из Москвы по заказу было доставлено блюдо, предназначенное для поднесения хлеба-соли Его Императорскому Высочеству Великому Князю наследнику Цесаревичу.
Подробное описание этого блюда давалось в прессе: «Блюдо серебряное, работы Овчинникова (в Москве), диаметром 13 1/2 вершков с округлым поставом в русском вкусе, весьма изящное и массивное; в середине блюда большая золотая литера "Н" с таковым же венком вокруг неё, с царской золотой короной. Кругом блюда на золотом поле рельефными эмалированными золотыми буквами изображено : "Всеподданнейшее поднесение от г.Владивостока." На верху блюда государственный герб, внизу — герб Владивостока, слева — "1891", а справа — "года"; всё это рельефными золотыми буквами. Солонка тоже довольно массивная с теми же надписями; покрышка её — вид шапки Мономаха. Стоимость блюда с солонкой 1006 рублей с выпиской. Блюдо выставлялось для публики в магазине Чурина.»
За пять месяцев до прибытия на берега Золотого Рога августейшей особы городская дума 12 января 1891 года постановила: «Для увековечивания памяти посещения Владивостока Его Императорским Высочеством наследником Цесаревичем построить на перекрёстке Светланской и Прудовой улиц из камня и кирпича Триумфальные ворота, с постановкой в оных образа Святителя Николая Чудотворца с неугасимою лампадою и ходатайствовать в установленном порядке о наименовании этих ворот Николаевскими... Из городских сумм назначить 5 тысяч рублей и обратить на это же пожертвованный купечеством для сего капитал около 4 тысячи рублей. Само сооружение поручить городскому архитектору капитану Н.Коновалову...».

Триумфальная арка, воздвигнутая во Владивостоке в 1891 году в честь визита Цесаревича

С 1-го февраля начались работы по устройству перемычки для строящегося сухого дока, закладка которого должна была состояться по приезду Цесаревича. Велись подготовительные работы комитетом по устройству во Владивостоке памятника Невельскому для предстоящей закладки в присутствии высокого гостя; с апреля открылись железнодорожные работы (успели проложить две с половиной версты железнодорожного полотна). Дома в городе украшались флагами, декорациями, транспарантами, гирляндами, вензелями.
В целом во Владивостоке Цесаревич пробыл 11 суток: с 11 по 21 мая (23 мая – 2 июня по новому стилю) 1891 года. Такая продолжительная остановка, скорее всего, была связана с ранением. Тем не менее, Цесаревич принял участие во всех главных церемониях. Изначально по плану Цесаревич должен был прибыть во Владивосток в июне. Но происшествие в Японии («инцидент в Оцу») способствовало сокращению японской программы.
Утром в субботу 11 (23) мая 1891 года Цесаревич прибыл во Владивосток. Описание встречи оставили многие очевидцы грандиозного события.
Над заливом стоял туман. Три пушечных выстрела с приморских батарей оповестили жителей о том, что эскадра под командованием вице-адмирала П.Н.Назимова, на которой находится высокий гость, подходит к Владивостоку, и всё население города устремилось к адмиральской пристани, где предполагалась встреча. Командир порта контр-адмирал П.И.Ермолаев вышел на паровом баркасе навстречу эскадре. Через некоторое время после сигнальных выстрелов послышались салютационные выстрелы с крепости и ответные с эскадры. Ещё до появления эскадры на рейде, на адмиральской пристани собрались: приамурский генерал-губернатор барон Андрей Николаевич Корф, военный губернатор генерал-майор Павел Фёдорович Унтербергер, командир порта контр-адмирал Платон Иванович Ермолаев, комендант крепости генерал-майор Николай Юльевич Аккерман и другие высшие военные и гражданские чины Приамурского края и Приморской областной администрации, городская депутация и полицмейстер г.Владивостока... По отдаче якоря приамурский генерал-губернатор барон А.Н.Корф и военный губернатор П.Ф.Унтербергер явились на фрегат приветствовать Цесаревича с благополучным прибытием в пределы России. После представления главные начальствующие лица удостоились приглашения на завтрак к Его Императорскому Высочеству. Ермолаев поднёс от имени своей супруги букет цветов, а взамен этого Его Высочество послал госпоже Ермолаевой 25 цветов в горшках.

Адмиральская пристань и арка Цесаревича

По случаю плохой погоды съезд на берег был назначен на другой день.В день своего прибытия во Владивосток Цесаревич объявил Всемилостивейший Его Императорского Величества Александра III Манифест: «В ознаменование посещения Сибири Любезнейшим Сыном нашим, Государем Наследником Цесаревичем и Великим Князем Николаем Александровичем, желая явить милость нашу тем из отбывающих ныне в Сибири наказания, в силу судебных приговоров, ссыльных, кои по день прибытия Его Императорского Высочества в пределы Сибири распределены в установленном порядке, повелеваем: 1. ссыльнокаторжным, которые добрым поведением и прилежанием к труду достойны снисхождения, уменьшить назначенные судом сроки каторги до 2/3, безсрочную каторгу заменить срочною на 20 лет; 2. осуждённым за преступления, содеянные в несовершеннолетнем возрасте, в каторжные работы менее 4-х лет, ныне же перечислить в разряд ссыльно-поселенцев...»
В день прибытия Цесаревича Николая Александровича было получено известие о назначении его шефом первого стрелкового батальона.

Панорама Владивостока во время визита в город Цесаревича Николая

На следующий день 12 мая в 11.30 Его Императорское Высочество под гром салюта и восторженные крики "ура!", посланной по реям судов команды, собравшегося на берегу народа и войск, при звоне колоколов, сошёл на берег у Адмиральской пристани. На пристани был выстроен почетный караул от 1-го Восточно-Сибирского линейного Его Императорского Высочества Великого Князя Алексея Александровича батальона. Высокий гость был встречен генерал-губернатором Приамурского края, военным губернатором Приморской области, командиром порта, комендантом и представителями города. Городской голова И.И.Маковский поднёс на серебряном блюде хлеб-соль и сказал речь:
«Ваше Императорское Высочество! Население Владивостока, как и вся Сибирь, было исполнено невыразимой радости, ожидая Наследника Русского Престола, впервые посещающего здешние далекие окраины. Оно как громовым ударом было сражено известием о злодейском покушении на Священную Особу Вашего Императорского Высочества. Но Господь не допустил свершиться злодеянию и охранил Россию от тяжкого испытания. В общей молитве мы принесли благодарение Всевышнему, явившему новое милосердие Своё к русскому народу, и теперь ликуем, встречая на пороге отечества Ваше Императорское Высочество в добром здоровье. Простите неустроенность нашего города! Город — ещё новый, только что строится, многого в нём недостаёт. Но население его богато твёрдою верою во Всемогущего Бога, безграничною любовью и непоколебимою преданностью своему Монарху и Его Августейшему Дому, — богато именно тем, что издревле составляет оплот величия и могущества нашей родины. Добро пожаловать, Ваше Императорское Высочество!».
Приняв хлеб-соль, Цесаревич направился к триумфальной арке, воздвигнутой в ознаменование его приезда. От пристани до арки путь был устлан коврами. По одну сторону пути разместились городские дамы и воспитанницы женских училищ, по другую — гимназисты и воспитанники школ со своими воспитателями. От арки, по левую сторону пути следования Цесаревича, начиная почётным караулом, стояли шпалерами войска вплоть до Успенского храма, по другую сторону — представители всех ведомств и учреждений и массы народа. Приняв почётный караул, Цесаревич в сопровождении свиты и конвоя из казаков Уссурийской сотни проследовал, приветствуемый громогласным "ура!" народа, в храм, где был встречен протоиереем Михаилом Смирновым с местным духовенством приветственною речью. Народный поток прорвал тонкие шпалеры войск и коляска двигалась в этом потоке. После совершения благодарственного молебна Цесаревич прибыл в помещение генерал-губернатора, где ему были представлены начальники частей сибирской флотилии и порта, военных частей, гражданских и городских учреждений, а также железнодорожные инженеры. По окончании представления Цесаревичу поднесли хлеб-соль на серебряных блюдах старшины от китайских, японских и корейских обществ, проживающих во Владивостоке. По окончании приёма Цесаревич в сопровождении принца Георгия Греческого, отбыл на фрегат «Память Азова», провожаемый народом и войсками. В этот день, а также и во все дни пребывания здесь Цесаревича, город был убран флагами, коврами, гирляндами из зелени. По вечерам были иллюминации.

13 мая Цесаревич посетил генерал-губернатора, который встретил его у подъезда. В 5 часов дня был назначен в лагере парад войскам, после чего предполагалась заря с церемонией, но вследствие дождливой погоды все это отменили.
14 мая в 9 часов утра Цесаревич в сопровождении генерал-губернатора, коменданта и свиты на лодке «Манджур» отправился в бухту Улисс, оттуда в экипаж и по батареям. На обратном пути Цесаревич, возвращаясь сухим путем, посетил Сибирский флотский экипаж: осмотрел Экипажную церковь (где прослушал краткий молебен), побывал в канцелярии, казармах, отведал пробу пищи. После проследовал к себе на фрегат. Вечером военным губернатором был дан обед в честь наследника. К семи часам стали съезжаться высшие военные и гражданские власти, представители разных учреждений. Ровно в семь часов прибыл Его Императорское Высочество наследник Цесаревич с Его Королевским Высочеством принцем Георгием... По окончанию обеда — отъезд на фрегат.

Дом генерал-губернатора П.Ф.Унтербергера, где останавливался Цесаревич Николай

Памятная доска на здании бывшего дома генерал-губернатора Унтербергера

15 мая было днём Священного Коронования Их Императорских Величеств. В церквях и на кораблях служили благодарственные молебны. Суда и крепость произвели салют по уставу. Цесаревич в это время был на молебне в судовой церкви на «Памяти Азова», а по окончании принимал поздравления от морских и сухопутных начальствующих лиц. Затем у Цесаревича состоялся завтрак, на который были приглашены начальники частей. Вечером того же дня Цесаревич с генерал-губернатором и свитой ушел в Посьет и возвратился оттуда в четверг 16-го перед спуском флага. Фрегат «Памяти Азова» конвоировали лодки «Манджур» и «Кореец».
16-го мая в Новгородском посту были осмотрены казармы и лазарет, после чего состоялся смотр 2-ой стрелковой бригады, горной батареи и двух сотен казаков. Ещё в начале мая войска отряда были собраны в лагерный сбор вблизи Посьета, в шести верстах на берегу бухты Экспедиция, при устьи р.Барановки. В составе лагерного сбора находились 5 батальонов 2-ой Восточно-сибирской бригады, 3-я горная батарея, вторая уссурийская конная и 4-я забайкальская казачьи сотни.
С ранней весны начата была постройка часовни из местного белого мрамора, но при шлифованной отделке задача оказалась неисполнимою в такой короткий срок; успели окончить только цоколь с полом и вывести мраморный киот для образа, а строительные леса часовни декорировали флагами и зеленью. Берег у пристани был украшен барьером из наших и греческих флагов и зеленью, а у входа поставлены две пирамиды из флагов же и военных арматур, образовавших подобие арки. Общее внимание обращал на себя громадный двухглавый орёл из местного каменного угля, сделанный по мысли командира 6-го строительного батальона полковника Бубнова. На откосе одной из высоких гор, окружающих Новгородск, площадка около 400 кв.сажен вымощена каменным углем в виде орла, а прочие атрибуты герба вымощены щебенкою белого мрамора и кирпича. Украшение имело эмблематичное значение — на крайнем юго-восточном рубеже русских владений государственный герб покрыл самую почву.
В два часа утра заревая пушка подняла всех на ноги, а в пол-четвёртого, перекрестясь, войска выступили на место парада, куда и подтянулись к 6-ти утра. К тому же времени на рейде показалась эскадра Цесаревича: фрегат «Память Азова» с конвоировавшими лодками. Батарея заняла место для салюта на оконечности мыса Шелехова, а войска покрыли весь берег перешейка к постовой бухте, где ожидался Его Императорское Высочество. В пол-девятого часа утра с рейда вошла в пролив бухты лодка «Манджур» под брейд-вымпелом Цесаревича и за ней «Кореец». Батарея начала салютовать. На пристани Цесаревич принял рапорты командующих войсками отдела и начальника лагерного сбора. Пройдя арку, он направился к почётному караулу. Затем высокому гостю был поднесен хлеб-соль от местного купечества и окрестных корейских жителей. Отсюда Цесаревич направился к часовне, где состоялось краткое молебствие, по окончании которого, посетив лазарет и казармы квартирующего здесь 6-го батальона, отъехал на гору по просечённой в скале дороге, откуда открывался обширный кругозор, — видны отчётливо все берега громадной бухты Экспедиции с Новокиевском и лагерем, за которым синеют массивы пограничного с Китаем хребта Чёрных гор, а с другой стороны открывается почти весь рейд Паллада (на этой горе был водружён русский флаг при первом занятии Посьета). После принятия парада, на обратном пути, у пристани от охотничьей команды 9-ой стрелковой батареи были поднесены шкуры тигра и огромного медведя, убитых перед самым его приездом в верховьях реки Рязаново. Охотников свезли на фрегат «Память Азова», наградив каждого серебрянными часами. Старшие начальники и командиры частей получили приглашение к высочайшему завтраку. После этого эскадра возвратилась во Владивосток.

В 10 часов утра 17-го мая, в пятницу, Цесаревич со свитой присутствовал при закладке памятника адмиралу Г.И.Невельскому, который во главе экипажа военного транспорта «Байкал» в 1849 году совершил обследование Амурского лимана и устья р.Амур, а впоследствии в течение пяти лет возглавлял экспедицию в этих местах.
Задолго до прибытия августейшего путешественника собрались члены комитета по устройству памятника и команда матросов с хором музыкантов. У самой закладки был разбит павильон, декорированный флагами — это место предназначалось для наследника престола и свиты. Ровно в десять часов в сопровождении принца Греческого Георгия, свиты, генерал-губернатора, военного коменданта и других начальствующих лиц прибыл Цесаревич, которого встретил председатель комитета по строительству памятника контр-адмирал Ермолаев. По совершению молебна Его Высочеству была подана серебряная доска. Заложив её в отведенное место, Цесаревич собственноручно заделал цементным раствором камень, после чего продолжилась работа по заделки закладки.
Впоследствии памятник был построен и открыт в 1897 году после торжественного молебна при параде войск и салюте. Выполнен он был из гранита серого цвета. Представлял собой четырёхугольную пирамиду высотой около 10 метров с глубокими горизонтальными рустами. На вершине пирамиды укреплены выполненные из бронзы глобус и двуглавый орел (автор проекта А.Антипов, скульптор А.Игнатьева).

Памятник адмиралу Г.И.Невельскому

Успенский собор и памятник Невельскому

После закладки памятника Невельскому Цесаревич проследовал в женское училище, а затем в мужскую прогимназию в сопровождении конвоя казаков уссурийской сотни. Потом посетил военный лагерь, при отъезде из которого офицеры отпрягли лошадей и повезли до конца лагеря коляску с августейшим гостем под громое "ура!" войск и народа.
В тот же день Цесаревич посетил местный музей, образованный при Обществе изучения Амурского края в 1890 году. Наследник Николай Александрович и Греческий принц Георг записали свои имена в число почётных посетителей музея. Цесаревич слушал пояснения В.П.Маргаритова, оставил в дар музею свою фотографию и пожертвовал тысячу рублей. От музея в дар было преподнесено чучело местного белокрылого орлана, а от общества охотников — красивая шкура уссурийского тигра.
В 10 часов вечера в Морском клубе (Морском собрании) прошел раут, собравший около 300 человек и завершившийся фуршетом, после чего в 12 часов гости разъехались.

18-го мая, в субботу, при стечении около 200 приглашенных лиц Его Высочество совершил закладку строящегося сухого дока. Для следования Цесаревича была устроена особая дорога, начиная от Первой Портовой улицы и до самого берега, к павильону. Над входными воротами красовался в цветах вензель Его Императорского Высочества, а весь путь до павильона украшен был гирляндами зелени и флагами. Для совершения молебна вблизи берега был построен павильон в русском стиле, центральная часть которого, значительно возвышенная и увенчанная золотым орлом, служила помещением для Цесаревича во время службы. Ряд колонн отделяли это помещение от остального, где разместились приглашённые лица. Вся прилегающая к павильону местность в несколько дней совершенно преобразилась: там, где недавно стояли громадные дощатые магазины и каменное здание минной мастерской, теперь не осталось ничего. Всё это было разобрано, перенесено и на месте бывших построек образована обширная, спланированная площадка, усыпанная песком. В 10 часов прибыл Цесаревич, принял почётный караул, направился к павильону, где вслед за тем началась служба. По окончании молебна командир порта прочёл телеграмму управляющего морскими министерствами, в которой сообщалось, что Государь Император высочайше повелеть соизволил произвести закладку дока в присутствии Государя Наследника Цесаревича и наименовать док именем Цесаревича Николая.

Надпись, сделанная на закладной доске, гласит: «1891 года, мая 18 дня, в благополучное царствование Его Императорского Величества Государя Императора Александра III, при генерал-адмирале Его Императорском Высочестве и Великом Князе Алексее Александровиче, заложен сей док имени Цесаревича Николая, Его Императорским Высочеством Господином Наследником Цесаревичем и Великим Князем Николаем Александровичем, в присутствии Его Королевского Высочества принца Георга Греческого, при управляющем Морским министерством вице-адмирале Н.М.Чихачеве, командире владивостокского порта контр-адмирале П.И.Ермолаеве, главном инженере-строителе порта и строителе дока, инженере и военном полковнике В.Иванове.»

Николай Александрович собственноручно положил её на приготовленное место и залил раствором. Затем строитель дока О.В.Линдгольм закрыл доску особым камнем, по которому Цесаревич три раза ударил молотком. Военный губернатор П.Ф.Унтербергер произнёс краткую речь. По окончании закладки Николай рассматривал чертежи дока и выслушал доклад строителя, который затем поднёс Цесаревичу серебряную рамку с дощечкой наподобие закладной, а также виды казенных зданий Морского ведомства порта. После закладки дока Цесаревич отправился в Адмиралтейство для осмотра портовых мастерских, а затем отбыл на фрегат.

Памятная бронзовая доска на стенке сухого дока

Постройке дока придавалось особо важное значение, ибо он давал возможность в военное время нашему флоту стать твёрдой ногой на Дальнем Востоке. Сухой док имени Цесаревича Николая был введен в эксплуатацию 7-го октября 1897 года, приняв крейсер 1-го ранга «Дмитрий Донской», впоследствии героически погибший в Цусимском сражении.

7 октября 1897 года состоялось торжественное открытие построенного сухого дока

Всего несколько месяцев назад Александр III объявил о начале 8000-километрового проекта прокладки железной дороги через азиатскую часть России. Схема казалась оправданной со стратегической и экономической точек зрения, однако в имперской администрации существовали могущественные противники этого проекта. Привлечение наследника престола казалось хорошим способом подчеркнуть намерение императора довести дело до конца.
19-го мая 1891 года наследник престола выполнил поручение своего державного родителя, выраженное в высочайшем рескрипте на имя Наследника Цесаревича от 17 апреля 1891 года:
«Ваше Императорское Высочество. Повелев ныне приступить к постройке сплошной, через всю Сибирь, железной дороги, имеющей соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений, Я поручаю Вам объявить таковую волю Мою, по вступлении вновь на русскую землю, после обозрения иноземных стран Востока. Вместе с этим возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки, разрешённого к сооружению за счёт казны и непосредственным распоряжением правительства, Уссурийского участка великого сибирского рельсового пути. Знаменательное участие Ваше в начинании препринимаемого дела послужит полным свидетельством душевного Моего стремления облегчить сношения Сибири с прочими частями Империи, и тем явить сему краю, близкому Моему сердцу, живейшее Моё попечение о мирном его преуспеянии. Призываю благословение Господа на предстоящий Вам продолжительный путь по России.
Пребываю искренно Вас любящий АЛЕКСАНДРЪ».
Выполняя волю своего державного родителя, Цесаревич утром 19-го мая направился на закладку станции Владивосток. С 9-ти часов публика потянулась за город, к месту молебна у закладки земляных работ. По левую сторону великолепно декорированного специального павильона (близ лесопильни господина Монсэ) была устроена небольшая платформа, у которой стоял локомотив и вагон; украшенное флагами и зеленью место находилось недалеко от Первой речки в Куперовской пади.

Третья верста Уссурийской железной дороги, место её закладки

Ровно в 10 часов прибыли Его Императорское Высочество Наследник Цесаревич Николай и Его Королевское Высочество Греческий Принц Георгий. Их сопровождали Приамурский генерал-губернатор барон А.Н.Корф, губернатор Приморской области генерал-майор П.Ф.Унтербергер, командир порта контр-адмирал П.Николаев, комендант крепости генерал-майор Ю.Аккерман, начальник эскадры вице-адмирал П.Н.Назимов, начальник штаба Приамурского военного округа генерал-майор Л.Юнаков, лейб-гвардии 2-й артиллерийской бригады генерал-майор Д.Г.Арсеньев, начальник Окружного инженерного управления генерал-майор К.Ф.Геммельман, начальник войск на о.Сахалин генерал-майор В.Конопович. По окончании молебна высокие гости направились к месту земляных работ, сопровождаемые строителем железнодорожной линии А.Н.Урсати, начальником участка господином Прохаско и другими инженерами. У павильона были подготовлены лопата и тачка, в которую Николай Александрович собственноручно наложил землю и отвез её на полотно будущей железной дороги. Момент, когда царственный сын управлялся рабочей тачкой, двигаясь с нею вперёд и вываливая из неё землю как простой рабочий, — был поистине торжественный: все смолкли, остались неподвижно на своих местах, и только головы поднимали дабы не пропустить ни одного движения работы высочайшей особы (эти моменты были отсняты фотографами). Позднее по поводу фотографии Цесаревича Николая с тачкой было высказано немало противоположных суждений. Одни видели в этом факте демократизм Цесаревича, его близость к народу. Другие же считали это подрывом святости, боголепия царя — божьего помазанника.

Цесаревич везет первую тачку

Совершая закладку, Цесаревич поинтересовался у господина Урсати о направлении линии, предстоящих выемках и насыпях, уклонах и тому подобных сведениях, о которых господин Урсати доложил наследнику. В это же время господин Урсати от лица всех инженеров поднёс Его Высочеству образ Христа Спасителя. По окончании церемонии Николай и Георгий сели в подготовленный вагон, туда же вошли Приамурский генерал-губернатор, военный губернатор, адмиралы, свита и Урсати. Раздался свисток, другой — и поезд тронулся медленно по свежей насыпи.

По мере приближения к месту закладки здания вокзала толпа увеличивалась, особенно на переездах. По прибытии к месту закладки станции «Владивосток», Цесаревич со свитой и генералитетом вышли к месту закладки станции, убранному зеленью и флагами. После краткого молебна наследник лично совершил закладку здания. На изящном серебряном блюде ему были поданы молоток и лопатка и в небольшом творильце цементный раствор. Августейший посетитель тщательным образом заделал памятную доску в камень, набожно перекрестясь. Надпись на доске гласила:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В лето от Рождества Христова 1891, месяца мая 19, в благополучное царствование Его Императорского Величества Государя Императора Самодержца Всероссийского Александра III в г.Владивостоке заложен сей первый камень строящегося конечного участка Сибирской железной дороги (Уссурийской дороги) Его Императорским Высочеством Государем Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем, в присутствии Его Королевского Высочества принца Георгия Греческого, при управлении Министерством путей сообщения статс-секретарем А.Я.Гюббенет, Приамурском генерал-губернаторе бароне Корф, при председателе временного управления казенных железных дорог генерал-лейтенанте Н.П.Петрове, губернаторе Приморской области генерал-майоре П.Ф.Унтербергер и при начальнике работ Уссурийской железной дороги инженере коллежском советнике А.И.Урсати.»

Владивостокский жд вокзал, торжественное освящение которого прошло 2 ноября 1893 года

После этой церемонии Цесаревич принял предложенный инженерами завтрак, сервированный на триста персон, в великолепно декорированной палатке. После третьего блюда подали шампанское и Николаем был зачитан Высочайший рескрипт на имя Наследника Цесаревича от 17 апреля 1891 года. Текст слушали стоя при громе салюта с эскадры и крепости.
За завтраком Приамурский генерал-губернатор барон Корф произнес тост: «Вчера заложен громадный док для нашей великолепной эскадры, сегодня заложено начало великой сплошной сибирской железной дороги. Последствия этого так велики, что мы их в настоящую минуту понять не можем, и я не буду их перечислять, и могу ... сказать только, что отблагодарить Государя изливающего щедрою рукою милости на край, мы можем только, заложив в глубине сердец наших клятву верою и правдою служить великому русскому делу и высоко держать русское знамя на берегу Великого Океана...»
По окончании завтрака Цесаревич уехал в помещение Военного собрания для осмотра временной выставки сахалинских изделий. Там он пробыл полчаса, а оттуда отправился на фрегат «Память Азова».

Памятный знак "последнего" километра Транссибирской магистрали

В понедельник, 20-го мая, утром Цесаревич объехал стоящие на рейде суда и завтракал на фрегате «Владимир Мономах» в кругу офицеров всей эскадры. После завтрака, когда Цесаревич собрался отбыть на берег, офицеры корабля заменили матросов-гребцов на катере и под громкое "ура!" с судов эскадры доставили его к адмиральской пристани, а оттуда на руках донесли до дома военного губернатора, где он должен был остановиться на ночлег. В память пребывания высокого гостя в этом доме в большом зале над входом в него изображена золотыми буквами надпись: «Его Императорское Высочество Наследник Цесаревич и Великий Князь Николай Александрович, вступив впервые на русскую землю во Владивостоке после путешествия своего на Восток, изволил остановиться в этом доме 20-го и 21-го мая 1891 г.»
В семь часов вечера Цесаревич принял прощальный обед, данный офицерами фрегата «Память Азова», на котором он проплавал восемь месяцев. Обед был долгим, на берег возвратился ночью.

Его Императорское высочество наследник Цесаревич, принц Георг и великий князь Георгий Александрович с офицерами фрегата «Память Азова»

Полная статья

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!