Говорящий балет Илзе Лиепы

Единственное представление со сценами из спектакля Илзе Лиепы «Жизнь без слов» состоялось в минувшее воскресенье во Дворце культуры моряков. Прима Большого театра блистала, исполняя дуэт из любимого балета «Мадам Бовари», легендарного «Лебедя» Сен-Санса, сцену из «Шехерезады». Редкий для Владивостока праздник. Впрочем, в буднях все прозаичнее. В предисловии к своей книге о выдающемся танцовщике Марисе Лиепе Илзе написала: «Всю жизнь для меня было загадкой: талант дается богом как награда или как испытание? И думается мне, все, что ведет человека к творчеству, – это награда, но вся жизнь – испытание. Испытание и потери». Вечер после концерта стал лишь еще одним подтверждением написанного.

28 янв. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1299 от 28 янв. 2003

Единственное представление со сценами из спектакля Илзе Лиепы «Жизнь без слов» состоялось в минувшее воскресенье во Дворце культуры моряков. Прима Большого театра блистала, исполняя дуэт из любимого балета «Мадам Бовари», легендарного «Лебедя» Сен-Санса, сцену из «Шехерезады». Редкий для Владивостока праздник. Впрочем, в буднях все прозаичнее. В предисловии к своей книге о выдающемся танцовщике Марисе Лиепе Илзе написала: «Всю жизнь для меня было загадкой: талант дается богом как награда или как испытание? И думается мне, все, что ведет человека к творчеству, – это награда, но вся жизнь – испытание. Испытание и потери». Вечер после концерта стал лишь еще одним подтверждением написанного. Солистка Большого театра, народная артистка России, драматическая актриса, блестяще сыгравшая в театральных спектаклях «Ваша сестра и пленница» и «Сон императрицы», снявшаяся в художественных фильмах, обладательница премий «Хрустальная Турандот», «Чайка» и зрительских симпатий «Комсомольской правды», едва сняв грим, паковала багаж. Через пару часов поезд увозил артистов в другой город. А потому интервью «В» получилось коротким.

- Илзе, вам принадлежит определение «говорящий балет». Расшифруйте его…

- В балете есть музыка, которая ведет внутреннюю жизнь сценического действа. И когда танцовщик начинает ее слышать и говорить эту музыку своим языком - языком тела -  это и есть говорящий балет.

- А вы могли бы танцевать без музыкального сопровождения?

- Это возможно. Но это безумная затрата энергии, тогда нужно заставить всех слышать музыку, что у тебя внутри, или мысль, которую ты хочешь сказать своим телом.

- Как выстраиваются ваши отношения с Большим театром? Странно, но в сетевом сайте, где размещена вся труппа Большого, вашего имени нет.

- Достаточно много лет я приглашенная артистка, работаю по контракту и у меня нет никаких обязательств по отношению к театру. Руководство тоже не чувствует себя обязанным. Так работаю не я одна, но и другие солисты. Контракт, к примеру, у Нины Ананиашвили. Но это не значит, что негативное отношение ко мне. Прошлый сезон принес мне в стенах Большого театра успех: это встреча с Ролланом Пети и «Пиковой дамой». Для меня это официальное возвращение в театр.

- Вы наблюдали достаточно драматический путь отца в Большом, откуда он был вынужден уйти. И все же вы там. И в балете, в принципе. Почему?

- Во-первых, когда выбирается путь в балете, человечку очень мало – 5-6 лет - он не в состоянии оценить, взвесить все и принять решение. Потом уже поздно. Хотя я должна признать, когда я так тяжело приходила в Большой театр, у меня была мысль бросить балет и пойти поступить в театральное училище. Моя мама - актриса, и я думала о мхатовской школе, но у меня не хватило в тот момент смелости. А если бы хватило, то, скорее всего, не получилось бы ничего, потому что там нужен совсем другой характер. Сейчас прийти в драму – это возможно. Но не знаю, нужно ли…...

- И все же ваши три премии - театральные.

- Да.  Хотя последняя награда все же балетная - за «Пиковую даму» я получила Царскосельскую премию, не считая звания народной артистки и приза за исполнительское мастерство на конкурсе балетмейстеров.

- Илзе, можно сказать, что родители наградили вас драматическим и танцевальным талантами поровну. Какой взял верх?

- Могу считать, что я все-таки стала актрисой. Для меня это интереснее, чем балет (простите…)... Но на самом деле я сама себе задаю вопросы, чем мне интереснее заниматься в жизни больше? Все зависит от того, что в проекте. И что происходит в моей душе. Например, на какой сцене я танцую. Во Владивостоке может родиться такой «Лебедь», который никогда не появится в Москве. И если это случается, то это ценно. Если в душе случается нечто, связанное с драмой, я понимаю, что это правильно. А бывает, что ты тянешь лямку. Балет все же требует много затрат и сил. Но иногда случаются откровения, которые все окупают…...

- Вы как-то сказали, что все мы ленивы, надо только не жалеть сил преодолевать эту лень. У вас всегда хватает сил на то, чтобы оставаться красивой, творчески состоятельной. Что для этого нужно сделать специально?

- Мужаться, терпеть.

- Расхожая фраза «И даже в области балета мы впереди планеты всей» сегодня, на ваш взгляд, устарела?

- В чем-то мы все равно впереди. Хотя бы в мироощущении. То, что мы понимаем под фразой «загадочная русская душа», недоступно ни одному человеку другой национальности. Сейчас не будем расшифровывать это. Это внутри себя ощущает каждый русский. Мы другие. Мы в чем-то хуже. В чем-то мы странны, но интересны. Мы не похожи на весь остальной мир.

Автор: Ольга ЗОТОВА, «Владивосток»