Какую радиостанцию вы слушаете?

Электронные версии
Культура, история

Говорящий балет Илзе Лиепы

Единственное представление со сценами из спектакля Илзе Лиепы «Жизнь без слов» состоялось в минувшее воскресенье во Дворце культуры моряков. Прима Большого театра блистала, исполняя дуэт из любимого балета «Мадам Бовари», легендарного «Лебедя» Сен-Санса, сцену из «Шехерезады». Редкий для Владивостока праздник. Впрочем, в буднях все прозаичнее. В предисловии к своей книге о выдающемся танцовщике Марисе Лиепе Илзе написала: «Всю жизнь для меня было загадкой: талант дается богом как награда или как испытание? И думается мне, все, что ведет человека к творчеству, – это награда, но вся жизнь – испытание. Испытание и потери». Вечер после концерта стал лишь еще одним подтверждением написанного.

Единственное представление со сценами из спектакля Илзе Лиепы «Жизнь без слов» состоялось в минувшее воскресенье во Дворце культуры моряков. Прима Большого театра блистала, исполняя дуэт из любимого балета «Мадам Бовари», легендарного «Лебедя» Сен-Санса, сцену из «Шехерезады». Редкий для Владивостока праздник. Впрочем, в буднях все прозаичнее. В предисловии к своей книге о выдающемся танцовщике Марисе Лиепе Илзе написала: «Всю жизнь для меня было загадкой: талант дается богом как награда или как испытание? И думается мне, все, что ведет человека к творчеству, – это награда, но вся жизнь – испытание. Испытание и потери». Вечер после концерта стал лишь еще одним подтверждением написанного. Солистка Большого театра, народная артистка России, драматическая актриса, блестяще сыгравшая в театральных спектаклях «Ваша сестра и пленница» и «Сон императрицы», снявшаяся в художественных фильмах, обладательница премий «Хрустальная Турандот», «Чайка» и зрительских симпатий «Комсомольской правды», едва сняв грим, паковала багаж. Через пару часов поезд увозил артистов в другой город. А потому интервью «В» получилось коротким.

- Илзе, вам принадлежит определение «говорящий балет». Расшифруйте его…

- В балете есть музыка, которая ведет внутреннюю жизнь сценического действа. И когда танцовщик начинает ее слышать и говорить эту музыку своим языком - языком тела -  это и есть говорящий балет.

- А вы могли бы танцевать без музыкального сопровождения?

- Это возможно. Но это безумная затрата энергии, тогда нужно заставить всех слышать музыку, что у тебя внутри, или мысль, которую ты хочешь сказать своим телом.

- Как выстраиваются ваши отношения с Большим театром? Странно, но в сетевом сайте, где размещена вся труппа Большого, вашего имени нет.

- Достаточно много лет я приглашенная артистка, работаю по контракту и у меня нет никаких обязательств по отношению к театру. Руководство тоже не чувствует себя обязанным. Так работаю не я одна, но и другие солисты. Контракт, к примеру, у Нины Ананиашвили. Но это не значит, что негативное отношение ко мне. Прошлый сезон принес мне в стенах Большого театра успех: это встреча с Ролланом Пети и «Пиковой дамой». Для меня это официальное возвращение в театр.

- Вы наблюдали достаточно драматический путь отца в Большом, откуда он был вынужден уйти. И все же вы там. И в балете, в принципе. Почему?

- Во-первых, когда выбирается путь в балете, человечку очень мало – 5-6 лет - он не в состоянии оценить, взвесить все и принять решение. Потом уже поздно. Хотя я должна признать, когда я так тяжело приходила в Большой театр, у меня была мысль бросить балет и пойти поступить в театральное училище. Моя мама - актриса, и я думала о мхатовской школе, но у меня не хватило в тот момент смелости. А если бы хватило, то, скорее всего, не получилось бы ничего, потому что там нужен совсем другой характер. Сейчас прийти в драму – это возможно. Но не знаю, нужно ли…...

- И все же ваши три премии - театральные.

- Да.  Хотя последняя награда все же балетная - за «Пиковую даму» я получила Царскосельскую премию, не считая звания народной артистки и приза за исполнительское мастерство на конкурсе балетмейстеров.

- Илзе, можно сказать, что родители наградили вас драматическим и танцевальным талантами поровну. Какой взял верх?

- Могу считать, что я все-таки стала актрисой. Для меня это интереснее, чем балет (простите…)... Но на самом деле я сама себе задаю вопросы, чем мне интереснее заниматься в жизни больше? Все зависит от того, что в проекте. И что происходит в моей душе. Например, на какой сцене я танцую. Во Владивостоке может родиться такой «Лебедь», который никогда не появится в Москве. И если это случается, то это ценно. Если в душе случается нечто, связанное с драмой, я понимаю, что это правильно. А бывает, что ты тянешь лямку. Балет все же требует много затрат и сил. Но иногда случаются откровения, которые все окупают…...

- Вы как-то сказали, что все мы ленивы, надо только не жалеть сил преодолевать эту лень. У вас всегда хватает сил на то, чтобы оставаться красивой, творчески состоятельной. Что для этого нужно сделать специально?

- Мужаться, терпеть.

- Расхожая фраза «И даже в области балета мы впереди планеты всей» сегодня, на ваш взгляд, устарела?

- В чем-то мы все равно впереди. Хотя бы в мироощущении. То, что мы понимаем под фразой «загадочная русская душа», недоступно ни одному человеку другой национальности. Сейчас не будем расшифровывать это. Это внутри себя ощущает каждый русский. Мы другие. Мы в чем-то хуже. В чем-то мы странны, но интересны. Мы не похожи на весь остальной мир.

Автор : Ольга ЗОТОВА, «Владивосток»

В этом номере:
В «Надежде» есть компас земной

В субботу из Владивостока вышел в очередной рейс учебный парусник «Надежда» Морского государственного университета имени адмирала Невельского. Впереди у «Надежды» - три океана и 14 месяцев рейса, два десятка заходов в порты разных стран мира, участие в торжествах по случаю 300-летия Санкт-Петербурга и различных регатах и гонках. Все это входит в план кругосветки российского судна.

Паруса Крузенштерна шумят над моей головой

На вопросы «В» отвечает капитан «Надежды» Владимир ВАСИЛЕНКО:

Морской Волков

В последнее время Юрий занимался своим здоровьем, вернее самой важной для художника его частью – зрением. Две операции подряд по удалению катаракты в принципе приковали его к врачебному кабинету. Несмотря на успешный результат, пациент обязан наблюдаться и проходить процедуры. Но звание «морского волка» Волков заслужил по праву. Это его вторая кругосветка. И как только он узнал о том, что «Надежда» собирается в плавание, стал собираться в путешествие. Вопрос о здоровье отпал сам собой. Врачам он написал «отказную» - всю ответственность беру, мол, на себя. Иначе и быть не могло.

Дипломатия восходящего солнца

С редкой страной у России такие сложные отношения, как с Японией: несомненные культурные симпатии и соседские отношения – с одной стороны, войны в прошлом и территориальные разногласия в настоящем – с другой. Ожидалось, что некоторые точки над i расставит долгожданный визит премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми в Россию. Но встречи японского руководителя с президентом РФ Владимиром Путиным и дальневосточным полпредом Константином Пуликовским оставили двойственное впечатление: дипломатические улыбки и некоторая ясность по частным вопросам не убрали камня преткновения – ситуации вокруг Южных Курил, они же – Северные территории.

Тайны цитадели

В эти дни страна отмечает одну из самых памятных дат – годовщину Сталинградской битвы. Ровно 60 лет назад, 2 февраля 1943 года, завершилось сражение, длившееся без малого 200 дней! Наш корреспондент побывал в Центральном архиве Министерства обороны. Его рассказ – о неизвестных эпизодах участия воинов нашего края в битве на Волге, роли Дальневосточного фронта в важнейших сражениях Великой Отечественной войны.

Последние номера