Таможня берет добро?

Арест Руслана Башко – начальника Гродековской таможни, который в понедельник днем прямо в его служебном кабинете произвели сотрудники транспортной прокуратуры Приморского края, похоже, знаменует собой начало одного из самых громких «таможенных» скандалов на Дальнем Востоке. Ведь Гродековская таможня – самая крупная из таможен Приморья и занимает достаточно большой вес среди всех 17 подразделений Дальневосточного таможенного управления.

12 нояб. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1458 от 12 нояб. 2003

Арест Руслана Башко – начальника Гродековской таможни, который в понедельник днем прямо в его служебном кабинете произвели сотрудники транспортной прокуратуры Приморского края, похоже, знаменует собой начало одного из самых громких «таможенных» скандалов на Дальнем Востоке. Ведь Гродековская таможня – самая крупная из таможен Приморья и занимает достаточно большой вес среди всех 17 подразделений Дальневосточного таможенного управления.

Именно в зоне деятельности Гродековской таможни идет резкое увеличение товарооборота, ежегодный прирост которого составляет около 1 млн. тонн. Так, если в 2001 году через железнодорожную станцию Гродеково пропущено чуть более 4 млн. тонн грузов, то в 2002 году - 5,2 млн. тонн (из них 5 млн. тонн экспортных грузов и 0,2 млн. тонн импортных, причем объем импортных грузов превышает аналогичный показатель 2001 года в 8 раз). А в 2003 году, по прогнозам специалистов ДВТУ, через станцию Гродеково будет пропущено до 6,2 млн. тонн грузов.

Для лучшей организации таможенного контроля в начале марта 2003 года на Гродековской таможне состоялось торжественное открытие специального таможенного поста железнодорожного пункта пропуска «Пограничный». Инициатором создания новой структуры выступил как раз незадолго до этого назначенный на новую должность начальник Гродековской таможни полковник таможенной службы Руслан Константинович Башко.

Общая численность нового таможенного поста ЖДПП «Пограничный» составила 68 человек. И, как сообщала накануне открытия пресс-служба ДВТУ, здесь «вакансий уже нет». В составе поста было организовано три отдела: отдел таможенного досмотра и два отдела таможенного оформления и таможенного контроля - в торговом и в неторговом обороте. Начальником таможенного поста был назначен майор таможенной службы Леонид Канин. У него два заместителя: капитан таможенной службы Константин Ковалев и капитан таможенной службы Владимир Жильцов.

Эти, казалось бы, отвлеченные подробности имеют самое прямое отношение к разгорающемуся скандалу, потому что именно через этот самый пост «Пограничный» в октябре нынешнего года прошел один из вагонов поезда, следовавшего из Китая в Россию. Как удалось выяснить корреспонденту «В», некий предприниматель, чей груз находился в злополучном вагоне, предъявил таможенному контролю декларацию о том, что груз состоит из строительных материалов, в  частности, древесно-стружечных плит. Вагон с невинным грузом сотрудники Гродековской таможни не досматривали и пустили его следовать дальше по России.

Но буквально на следующий день в  ходе осмотра на  станции Дубининский Михайловского района в  вагоне со «строительным», по документам, грузом были обнаружены не указанные в декларации товары народного потребления - изделия из кожи, меха, обувь и  тому подобное на  сумму свыше 10 тысяч долларов США.

По этому факту было возбуждено уголовное дело, к расследованию которого вместе с сотрудниками транспортной прокуратуры Приморья подключились сотрудники службы собственной безопасности ДВТУ, а чуть позже и ФСБ.

Следственные мероприятия позволили установить, что здесь «работала» организованная группа, одному из членов которой уже предъявлено обвинение в  контрабанде и  коммерческом подкупе. Стоило потянуть за эту ниточку, выяснились еще более серьезные факты, которые и привели к аресту полковника таможенной службы Руслана Башко.

По неофициальной информации, полученной  корреспондентом «В», вначале следствие предполагало в действиях Руслана Константиновича только некую служебную «халатность», но под давлением улик, собранных в ходе расследования истории с вагоном, вынуждено было признать наличие совершения преступлений, предусмотренных статьями УК с формулировкой «Контрабанда с использованием служебного положения, контрабанда, совершенная организованной группой».

По словам руководителя Уссурийской транспортной прокуратуры Вилена Зацепина, на данный момент часть лиц по этому делу находится в  розыске, Руслан Башко – под стражей, с остальных задержанных по  данному делу взята подписка о невыезде. По словам прокурора, последние граждане не имеют отношения к Дальневосточному таможенному управлению.

Пока Руслан Башко проходит по делу подозреваемым, но следствие готово предъявить ему обвинение в организации контрабанды на сумму более чем девять миллионов рублей.

КСТАТИ

В 2002 году таможенный контроль в зоне ответственности Гродековской таможни прошли более 199 тысяч железнодорожных вагонов, в составе 5585 поездов. В среднем, ежедневно здесь пропускается 545 вагонов в составе 15 поездов. При этом документальный контроль был проведен в отношении более чем 200 тысяч поездных и таможенных документов. Кроме того, в 2002 году таможенниками оформлено на въезд и выезд около 340 тысяч железнодорожных пассажиров и почти 18 тысяч должностных лиц поездных бригад.