С 1 января 2027 года коэффициенты, применяемые для расчета этого платежа, вырастут на 10–20% в зависимости от категории техники
9:35, 7 октября 2026 АвтоУтилизационный сбор остается одним из ключевых факторов, влияющих на конечную стоимость автомобиля в России. С 1 января 2027 года коэффициенты, применяемые для расчета этого платежа, вырастут на 10–20% в зависимости от категории техники. Индексация будет проводиться ежегодно вплоть до 2030 года, сообщает РИА VladNews со ссылкой на РБК Autonews.
Что такое утильсбор
Утилизационный сбор — это разовый обязательный платеж, который взимается в отношении транспортных средств, произведенных в России или ввезенных в страну. Его сумма рассчитывается путем умножения базовой ставки на установленный правительством коэффициент.
Льготный утильсбор
Льготные коэффициенты действуют для физических лиц, которые ввозят машину для личного пользования и выполняют установленные требования. Для подходящего нового автомобиля коэффициент составляет 0,17, поэтому при базовой ставке 20 тыс. рублей сбор равен 3,4 тыс. рублей. Для автомобиля старше трех лет коэффициент — 0,26, или 5,2 тыс. рублей. После изменения методики с 1 декабря 2025 года льготный режим для автомобилей с ДВС сохраняется при объеме двигателя до 3 литров и мощности до 160 л.с. Для электромобилей и последовательных гибридов отдельный порог установлен по максимальной 30-минутной мощности электродвигателя — не более 58,84 кВт, то есть около 80 л.с. У гибридов других типов при расчете учитывается суммарная мощность ДВС и электродвигателя. Льготу можно получить, если гражданин ввозит автомобиль не для коммерческих целей. Так, при продаже ввезенной машины раньше чем через 12 месяцев потребуется доплатить сбор до полного размера. Аналогичным образом льготный коэффициент не применяется к машине, если физлицо ввозит ее раньше чем через год после предыдущей.
Коммерческий утильсбор
Коммерческим утильсбором называют расчет по полным коэффициентам. Отдельного вида платежа с таким названием законодательство не предусматривает. Полные коэффициенты применяются, в частности, при ввозе автомобилей юрлицами, ИП, а также физлицами, если машина не соответствует условиям льготного ввоза. Сам по себе статус физического лица поэтому не гарантирует пониженную ставку. Для легковых автомобилей сумма рассчитывается по той же формуле: базовая ставка умножается на коэффициент, однако значение берется из полной шкалы. Например, для нового легкового автомобиля с двигателем объемом от 1 до 2 литров и мощностью свыше 160 и до 190 л.с. полный утильсбор в 2026 году составляет 900 тыс. рублей. С 1 января 2027 года эти суммы в рамках плановой индексации вырастут до 990 тыс. рублей.
Кто платит утильсбор
Заплатить утилизационный сбор необходимо производителю за транспортное средство, изготовленное в России; импортеру за машину, которую ввезли в страну; покупателю за авто, по которому не осуществлялась оплата утилизационного сбора в предусмотренных законом случаях. Утилизационный сбор на автомобиль уплачивается один раз. При этом обязанность по его доплате может возникнуть у нового автовладельца, если ранее сбор не был внесен либо был уплачен с нарушением установленного порядка.
Кто может не платить утильсбор
Утилизационный сбор не уплачивается в отношении импорта машин в Россию и помещения под таможенные процедуры временного ввоза либо допуска; ввоза автомобиля через таможню в качестве личного имущества беженцами, вынужденными переселенцами или физлицами, участвующими в госпрограмме добровольного переселения; нахождения транспортных средств в собственности консульств, дипломатических представительств, международных организаций с привилегиями и иммунитетом, включая сотрудников организаций и членов их семей; автомобилей, с года выпуска которых прошло 30 лет и более, если они не используются в коммерческих целях, имеют оригинальные основные агрегаты и сохранены либо восстановлены до оригинального состояния; отдельных автомобилей младше трех лет, помещаемых под процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ Калининградской области.
Как рассчитывается утильсбор
Чтобы рассчитать сумму утилизационного сбора, базовую ставку нужно умножить на коэффициент. Формула расчета выглядит так: утилизационный сбор = базовая ставка × коэффициент. Коэффициент зависит от категории автомобиля, его возраста, типа и объема двигателя, мощности и условий ввоза. Для легковых автомобилей категории M1 базовая ставка составляет 20 тыс. рублей. Коэффициенты, которые влияют на сумму утильсбора, указаны в постановлении правительства № 1713 от 01.11.2025.
Повышение утильсбора с 1 января 2027 года
С 1 января 2027 года пройдет очередной этап индексации утилизационного сбора. Долгосрочная шкала повышения коэффициентов была утверждена ранее и предусматривает их дальнейшее увеличение до 2030 года. Минпромторг сообщил, что в 2027 году ставки по различным типам техники скорректируют на 10–20%. Для легковых автомобилей по действующей шкале полные коэффициенты увеличиваются примерно на 10%. Например, для новой машины с двигателем 1–2 литра мощностью 160–190 л.с. сбор вырастет с 900 тыс. до 990 тыс. рублей. При этом льготные суммы 3,4 тыс. и 5,2 тыс. рублей не индексируются.
Отменят ли утильсбор
По состоянию на октябрь 2026 года нормативного акта об общей отмене утилизационного сбора в России не принято. Напротив, действующая шкала коэффициентов предусматривает их дальнейшую индексацию. Однако в течение текущего года появилось несколько инициатив, касающихся заморозки утильсбора или введения дополнительных льгот. В частности, депутаты ЛДПР предложили приостановить взимание сбора до 1 января 2030 года, а на рассмотрении Госдумы находятся законопроекты об освобождении от него отдельных категорий граждан и возврате платежа многодетным семьям. Отдельные инициативы предполагали отмену утильсбора для электромобилей.
Как оплатить утильсбор
При ввозе автомобиля в Россию утильсбор, как правило, уплачивается через Федеральную таможенную службу (ФТС). В отношении автомобилей российского производства и ряда других случаев платеж администрирует Федеральная налоговая служба (ФНС). При ввозе автомобиля плательщик рассчитывает сумму сбора по действующим коэффициентам, перечисляет деньги по реквизитам ФТС и предоставляет в таможенный орган расчет утильсбора и необходимые документы. В их числе могут быть платежные документы, бумаги на автомобиль, подтверждение права собственности, паспорт и другие. Если автомобиль подлежит таможенному декларированию, необходимые документы предоставляют до его выпуска в обращение. Если декларирование при ввозе не требуется, документы необходимо подать не позднее пятого рабочего дня после пересечения российской границы и в любом случае до постановки автомобиля на государственный учет. Оплатить утильсбор, администрируемый ФТС, можно в том числе через банк, мобильное банковское приложение, банкомат или платежный терминал, а также через оператора таможенных платежей. В случаях, когда сбор администрирует ФНС, платеж перечисляют по соответствующему КБК. После уплаты плательщик предоставляет в налоговую инспекцию расчет утильсбора и подтверждающие документы. ФНС проверяет правильность расчета и поступление денег, после чего сведения об уплате передаются для внесения в электронный паспорт автомобиля либо соответствующая отметка ставится в бумажном ПТС.
Как узнать, оплачен ли утильсбор
Информация об уплате утилизационного сбора отражается в документах на автомобиль. В бумажном ПТС соответствующая отметка указывается в разделе «Особые отметки», а для электронного паспорта сведения об уплате передаются в систему ЭПТС. При покупке автомобиля, особенно ввезенного из-за границы, стоит проверить данные ЭПТС и документы об уплате сбора. При неуплате или неполной уплате сбора может потребоваться доплата, а в предусмотренных правилами случаях начисляются пени. Кроме того, отсутствие корректных сведений об уплате может стать препятствием для регистрационных действий с автомобилем.
Частые вопросы
Как утильсбор влияет на стоимость автомобиля? Утилизационный сбор увеличивает стоимость автомобиля при ввозе или производстве и поэтому может отражаться на конечной цене для покупателя. Особенно заметно это для импортных машин, к которым применяется полный коэффициент: сумма сбора может составлять сотни тысяч или даже несколько миллионов рублей. При этом рост утильсбора не означает, что розничная цена автомобиля автоматически увеличится на ту же сумму. На нее также влияют закупочная стоимость, курс валют, логистика, таможенные платежи, стоимость кредитования, скидки и наценка продавца. Для автомобилей российского производства влияние утильсбора на цену отличается, поскольку производители могут получать меры господдержки, связанные в том числе с уровнем локализации.
Есть ли утильсбор на электромобили и гибриды? Эти транспортные средства облагаются утилизационным сбором. Для электромобилей и последовательных гибридов учитывается максимальная 30-минутная мощность электродвигателя или сумма мощностей нескольких электромоторов. Для других типов гибридов правила расчета отличаются и учитывают характеристики как ДВС, так и электрической части силовой установки.
Можно ли несколько раз в год ввозить автомобили по льготному утильсбору? Если физлицо ввозит еще один автомобиль для личного пользования до истечения 12 месяцев после оформления предыдущего, то для следующей машины применяется полный коэффициент «утиля».
Возвращают ли утильсбор при утилизации автомобиля? Нет. Однако денежные средства можно вернуть, если утильсбор был уплачен ошибочно или в размере, превышающем необходимый.
Главное об утилизационном сборе
Утилизационный сбор — разовый обязательный платеж, который взимается при производстве автомобиля в России или его ввозе в страну. Сумма рассчитывается путем умножения базовой ставки на установленный коэффициент. Для легковых автомобилей базовая ставка составляет 20 тыс. рублей, однако итоговый платеж может отличаться в десятки и сотни раз в зависимости от возраста машины, объема и мощности двигателя, типа силовой установки и условий ввоза. Физлица могут воспользоваться льготным утильсбором при ввозе автомобиля для личного пользования и соблюдении установленных требований. Для подходящей машины младше трех лет сбор составляет 3,4 тыс. рублей, старше трех лет — 5,2 тыс. рублей. Коммерческий утильсбор — не отдельный вид платежа, а распространенное название расчета по полным коэффициентам. Его могут платить не только компании, но и физлица, если условия льготного режима не выполнены. С 1 января 2027 года пройдет очередной этап плановой индексации полных коэффициентов утильсбора. При этом льготные суммы 3,4 тыс. и 5,2 тыс. рублей для соответствующих условиям личного ввоза автомобилей с ежегодной индексацией полных коэффициентов смешивать не следует.