Выбор ниши как залог успешного бизнеса: франшиза Dark Dreams и другие

Что нужно учесть владельцам компаний на старте и при расширении

11:18, 29 октября 2025 Общество

В ведении бизнеса многое зависит от нюансов, которые своевременно учитываются, либо становятся причиной проблем. На что предпринимателям стоит обращать внимание, разбирался корреспондент РИА VladNews. Например, основатель франшизы Dark Dreams советует выбирать экзотические ниши с высокой маржинальностью, председатель Ассоциации рестораторов Хабаровска Андрей Веретенников рекомендует не экономить на аналитике, а владелица пекарни Светлана Хачатрян - следить за психологическим климатом в коллективе.

Свое исследование мы начали с вопроса о том, как выбрать правильную нишу. Ответы на данный вопрос разнятся. Некоторые советуют опираться на собственные предпочтения и эмоциональный отклик от бизнеса.

“Рассматривала что-то связанное с кондитерским делом — еще в расплывчатом виде. И в какой-то момент наткнулась в интернете на рекламу пекарни и поняла: да, вот оно, это то, о чем я и мечтала! В 2016 году я четко пришла к выводу, что хочу свою пекарню”, - цитируют индивидуального предпринимателя Светлану Хачатрян в ИА PrimaMedia (18+).

Другие бизнесмены при выборе ниш предлагают ориентироваться на сложившуюся конъюнктуру.

“Бизнес-модель, сочетающая премиальный вкус напитка, современный внешний вид точки, отсутствие аренды и масштабируемость позволила выделиться на фоне устаревших вендинговых решений”, - объясняет успех своего бизнеса изданию “Деловой квартал” (18+) владелец кофеен самообслуживания «KofeLift» Семен Трофимов, вовремя сделавший ставку на вендинг.

Доводы в пользу данного подхода мы нашли и в комментариях других предпринимателей. В частности, о росте вопреки трендам говорил и региональный директор компании "Интерлизинг" по ДФО Дмитрий Говоров, объясняя, как предприятие сферы финансов сумело прирасти в условиях повышения ключевой ставки Центробанка.

“Важно понимать, что ставка выросла для всех, но потребность в технике у клиентов никуда не уходит, и лизинг в этом плане — инструмент универсальный. Если раньше ключевым фактором при выборе лизинга были какие-то налоговые выгоды, то сейчас это простой источник фондирования — удобный и гибкий инструмент для привлечения основных средств. Индивидуально под каждого клиента можно подобрать какие-то специальные условия. Предприятиям не нужно инвестировать 100% стоимости техники, они ограничиваются авансом, кроме того, могут применить субсидии, которые компенсируют и затраты на него”, - говорил в интервью ИА PrimaMedia (18+) Дмитрий Говоров.

Некоторые владельцы компаний считают, что важно не только опираться на собственный опыт и рыночные условия, но и найти нишу, которая сама по себе позволит зарабатывать больше. Например, такую позицию что VladNews встретили в недавнем интервью основателя франшизы Dark Dreams Ярослава Косинского. Если прикладывая одинаковое количество усилий можно варьировать доходы, то почему бы не сделать ставку на высокую маржинальность?

“Попав в сферу стриптиза, я увидел, что здесь нужны те же навыки и компетенции, что и в общепите, но есть возможность генерации гораздо большего объема выручки. Например, работая в кофейне, какой вкусный напиток ты бы ни варил и как приветлив бы ни был, ты точно знаешь, что не сможешь сварить более 200 чашек, цена которых фиксирована. То есть, свой КПД в коммерческом плане ограничен примерно 60 тысячами рублей. Сотрудник стриптиз-клуба, совершая все те же действия, в любой момент времени может сгенерировать продажу на 100 тысяч рублей. И это будет одна операция, а не итог дня”, - рассказал в недавнем интервью владелец франшизы Dark Dreams Ярослав Косинский.

Чтобы выбрать определенную сферу и правильно “качать” ее, экономить на аналитике недопустимо, настаивает председатель Ассоциации рестораторов Хабаровска Андрей Веретенников.

“Мы знаем исследования, которые стоят около 100 тысяч, и знаем исследования, которые стоят более 20 миллионов. Это обусловлено тем, что, когда вы хотите открыть сеть, многие инвесторы именно таким образом хотят заполнить все кластеры Хабаровского края (или только города Хабаровска) по районам, и они в это вкладываются, - рассказывал о специфике своего региона в 2020 году бизнес-омбудсмен Хабаровского края Андрей Веретенников телеканалу “Хабаровск” (18+). - Даже если они не зайдут со своей франшизой, не зайдут со своим брендом, они могут потом аналитику продать. И эта аналитика работает. Не нужно жалеть на это деньги.

О том, какой эффект дает правильный выбор ниши, с нами поделился предприниматель, недавно принявший решение о том, что его франшиза Dark Dreams готова к масштабированию.

- Сейчас рынок общепита и сферу услуг в целом лихорадит. Мы же за 2024 год приросли на 30%, в 2025-м тоже уже зафиксировали рост. При этом рентабельность сети Dark Dreams находится на уровне 70%, и мы ожидаем, готовится к открытию франшиза. Коммерческая эффективность нашего бизнеса привлекает, уже ведутся переговоры об открытии точек в Хабаровске и Москве, - говорит основатель франшизы Dark Dreams.

Задаемся вопросом: достаточно ли работы в высокомаржинальной сфере для достижения успеха? Ярослав Косинский на примере своего предприятия подчеркивает: для того, чтобы франшиза стала реальностью, одного выбора ниши было мало. Компании пришлось основательно поработать над рядом задач: обеспечением приватности посетителей, контролем всех процессов процессов на предприятии и созданием бизнес-модели, которая будет интересна партнерам. Например, сейчас в Dark Dreams установлено не менее 50 видеокамер, данные с которых анализирует искусственный интеллект. Это, вкупе с работой менеджеров, позволяет владельцу стриптиз клуба в любой момент быть уверенным, что все происходящее в клубе вписывается в рамки законодательства РФ и соответствует регламенту заведения.

“Во времена, когда я работал барменом, воровство персонала было столь распространенным, что сотрудники зарабатывали 3-4 среднестатистические зарплаты, а учредитель проекта с огромными выручками не зарабатывал ничего. Я не понимал, почему так происходит. Мы еще на старте Dark Dreams ввели систему, прерывающую этот порочный круг. Есть тайминг, по которому менеджер обходит клуб. Он постоянно смотрит за каждым уголком: туалетами, гримерками, входной группой. Так мы создаем безопасную для всех среду. И, если гость к нам обращается с каким-либо вопросом, мы можем на него ответить, посмотрев камеры. Персонал о них знает и ведет себя гораздо лучше. И такой формат работы мы планируем продвигать и в других городах”, - говорит о том, что планирует изменить в сфере ночной жизни франшиза Dark Dreams Ярослав Косинский.