22 марта 1974 года море в один миг забрало 45 душ
13:44, 22 марта 2024 ОбществоСтрашный шторм, огромные волны, кромешная темнота, а до спасительного берега всего день пути… 50 лет прошло с того страшного дня — 22 марта 1974 года, когда затонул теплоход «Тикси». Море забрало весь экипаж — 45 душ. Полвека минуло, а боль от этой трагедии до сих пор жива в сердцах приморцев. Каждый год в этот скорбный день ветераны Дальневосточного морского порта, родные и близкие погибших приходят на Морское кладбище — отдать дань памяти. Побывал с ними на мемориале и корреспондент РИА VladNews.
В последний рейс
В свой последний рейс теплоход «Тикси» отправился 11 февраля 1974 года. В Японии загрузили на борт 185 грузовиков и пошли к берегам Австралии. Обратно должны были возвращаться с партией руды талька.
«Теплоход «Тикси» — судно достаточно большое – длиной 157 метров и шириной без малого 20 метров, по тем меркам современное – 1960 года постройки. Таких в те годы в нашем пароходстве было всего два — «Уссурийск» и «Тикси». И попасть на такое судно было достаточно престижно», — рассказал опытный моряк, ныне председатель Совета ветеранов Дальневосточного морского пароходства Евгений Павлюк.
Радовался новому назначению и сокурсник Евгения Николаевича — Виктор Дмитрюк, которого взяли на «Тикси» электриком.
«С Витей мы познакомились в 1968 году, когда поступили на первый курс электромеханического факультета в Дальневосточном высшем инженерно-морском училище имени адмирала Г. И. Невельского. Витька был принципиальным, активным, достаточно сдержанным, неглупым мальчуганом. У него была девушка, дружили с ней. Закончили училище, по распределению ушли в Дальневосточное морское пароходство, работали на судах, на которые нас направляли, — продолжил Евгений Павлюк. — У Вити в раннем возрасте умерли мама и папа. Его и трех его братьев и сестер поднимала старшая сестра — Антонина Полковникова. В то время, по правилам, сироту не могли допустить к загранплаваньям, и Вите определенное время не открывали визу. Рейс на «Тикси» стал его первым заграничным».
И, как оказалось, последним…
В Австралии «Тикси» получил новое задание – доставить в японский порт Хитачи партию тальковой руды. Погрузка 11 588 тонн длилась четыре дня, затем судно снялось с якоря и отправилось в порт на побережье острова Хонсю.
«Прошу следить за мной!»
Тревожное внеплановое сообщение от капитана «Тикси» Владимира Пряхи пришло вечером в пятницу, 22 марта. До порта назначения в Японии оставалось меньше суток хода.
«Теплоход «Тикси», 12.30 (московское время), радио, аварийная, Владивосток, Кашуре (от автора. Александр Кашура на тот момент заместитель начальника пароходства по безопасности мореплавания). Широта 32.03 норд, долгота 140.54 ост, скорость 10 узлов. От резкого крена на правый борт судно получило постоянный крен 25 градусов. Принимаем меры по выравниванию судна приемом балласта в междудонные танки левого борта и левый диптанк. Груз — руда талька. Прошу следить за мной. Капитан Пряха».
За час до этого с «Тикси» отправили обязательную радиограмму, которая совсем не предвещала беды. Радист, как положено, передал координаты судна, запас топлива и пресной воды, силу и направление ветра, состояние моря… Что произошло за этот страшный час, теперь можно только догадываться.
«В 200 милях от Японии «Тикси» попал в сильный шторм, — озвучил одну из версий Евгений Павлюк. — И во время качки произошло смещение груза. Сместившийся тальк еще больше накренил судно, которое сделало оверкиль (опрокидывание судна вверх килем) и утонуло. Спастись не было возможности ни у кого, 200 с лишним миль от берега — не добраться».
Утром 23 марта началась поисковая операция. Море прочесывали суда Дальневосточного морского пароходства «Анри Барбюс», «Пестово», «Минусинск», в небе кружили самолеты японских поисковых служб.
Позже Михаил Поздняк, сын одного из участников спасательной операции, поделился воспоминаниями отца о тех жутких днях:
«Мой отец Сергей работал на контейнеровозе «Пестово». Был очень большой шторм. В месте крушения летали японские самолеты и кидали дымовые шашки в места нахождения людей. Они подходили в места обозначения. В месте крушения было много косаток. В основном находили останки людей, которых вытягивали на борт».
Владивосток, где уже знали о трагедии, замер в тревожном ожидании… Найдут ли выживших?
«Чтобы понять, что тогда чувствовали люди, нужно знать, как мы тогда жили, — поделилась своими воспоминаниями заведующая Историческим фондом ДВМП Наталья Демченко. — Самый морской район Владивостока — Моргородок. Все друг друга знают, дети ходят в один детский сад, потом в 51-ю школу, взрослые обсуждают последние сплетни в гастрономе «Сказка»».
Поэтому страшная весть о гибели экипажа «Тикси» словно взрывной волной оглушила всех без исключения.
«Мне было уже 17 лет, — продолжила Наталья Георгиевна. — Папа-капитан был в море. Было страшно и жутко от мысли, что твои близкие также могут не вернуться из рейса. Такое ощущение, что в те дни люди стали в два раза тише говорить, даже в гастрономе, где всегда было шумно. Так все были потрясены».
Из 45 членов экипажа, спастись не удалось никому. В тот страшный день 22 женщины в один миг стали вдовами, осиротели 25 детей.
Похоронки разлетелись по всему Советскому Союзу
Пришла похоронка и в Амурскую область, в поселок Серышево. Родом оттуда был второй механик «Тикси» Виктор Огур.
«Виктор был справедливый, честный, с твердым характером, — вспоминает его родная сестра Надежда Бирюкова (Огур). — Учился только на «4» и «5», мне всегда учительница говорила, что я до него не дотягиваю. Физику я учила днем и ночью, но не понимала. А когда Витя приезжал в отпуск, то у меня все задачи были решены».
Амурский мальчишка с детства грезил морем… После школы уехал во Владивосток, отучился в ДВВИМУ им. Невельского. Накануне рокового рейса Виктор успел побывать дома в отпуске — познакомил родных с молодой женой.
«Дома ему и сообщили о работе на новом судне. Он еще успел поздравить нас с 8 Марта и ушел… Навсегда», — продолжила нелегкий рассказ амурчанка».
2 апреля во Владивосток на похороны погибшего экипажа «Тикси» приехала осиротевшая женская часть семьи Огур.
«При входе на кладбище маме стало плохо, я с медиками отвезла ее в больницу, еще одна сестра — Танюшка, принимала портрет Виктора. Каких-то официальных версий гибели теплохода нам тогда не сообщали, помню, моряки говорили, что «Тикси» затонул за 15 минут. Во время спасательной операции нашли две шлюпки, а в них тела повара, электрика — тех, кто отдыхал после смены. Смерть Виктора очень подкосила родителей. Сейчас из родных Виктора осталась только я. Пока работала, то каждый год ездила на Морское кладбище — на могилу брата. Вспомнить его (хотя останков так и не нашли) и отдать дань уважения морякам».
Хранители памяти
Бережно хранят память о «Тикси» и в Историческом фонде ДВМП во Владивостоке. С общей фотографии смотрят члены последнего экипажа теплохода, рядом модель погибшего судна — в фонде фотографии, документы, личные вещи.
«Раньше перед 22 марта обязательно приходили родные и близкие погибших с «Тикси» — цветы приносили, а в этом году никого не было — 50 лет как-никак прошло, — вздохнула заведующая Историческим фондом ДВМП. — Но все, что от нас зависит, чтобы сохранить память о «Тикси» и его экипаже — мы сделаем».
22 марта по традиции поедут на Морское кладбище на мемориал членам экипажа «Тикси» ветераны и сотрудники пароходства, сокурсники, родные и близкие погибших.
«Когда мы учились — молодые, зеленые пацаны, для нас наша рота, группа — это была одна семья, мы все были братья. Друг к другу ездили в гости, отмечали все праздники. Как можно забыть брата даже если 50 лет прошло после его гибели? Те, кто может ходить, собираемся, несем цветы и вспоминаем наших братьев», — добавил председатель Совета ветеранов ДВМП Евгений Павлюк.