Как избавиться от математической тревожности - в материале РИА VladNews
17:18, 16 декабря 2023 ОбществоВспомните себя в школе: боялись ли вы когда-нибудь выйти к доске на уроке математики? Охватывала ли вас паника, когда открывали учебник по алгебре? Испытывали ли вы страх при решении уравнений, которые одноклассники щёлкали как орешки? Все эти симптомы указывают на математическую тревожность. Выясняем, почему дети начинают испытывать беспокойство на уроках математики уже в младшей школе. И как можно им помочь победить страх перед цифрами.
Если ребенок наотрез отказывается учить математику, а выполнение домашнего задания каждый раз приносит всей семье стресс — не спешите списывать все на лень и природные способности. Вполне возможно, вы столкнулись с математической тревожностью. Тогда зазубривание формул и часовые разговоры об успеваемости могут только усугубить ситуацию.
Впервые о математической тревожности заговорили в середине прошлого века. Оказалось, ученики могут настолько бояться числового материала, что это влияет на качество выполнения заданий. Сегодня этот феномен распространён по всему миру, но об истинных причинах по-прежнему нет единого мнения. Не существует и общепринятого термина «математическая тревожность» в психологии и медицине. По сути, это явление включает:
— Переживания, возникающие у ребенка в ходе изучения математики. Речь идёт не только о боязни получить плохую оценку, но и о страхе перед решением задач.
— Тревога во время урока по математике, где учитель объясняет материал: ребёнок заранее боится, что не поймёт материал
— Боязнь учителя, носителя математических знаний.
Почему возникает математическая тревожность?
Издание Quanta Magazine проводило опрос среди читателей о том, как и когда они полюбили или возненавидели математику. Среди причин ненависти опрошенные называли некомпетентных педагогов и непонимание, как полученные знания пригодятся в жизни.
Учителя и родители могут высказывать мнение о том, что оценки по математике — мерило интеллекта: и те дети, у которых легко получается решать примеры, — изначально умнее и могут добиться большего успеха в жизни.
Когда ребенок слышит об этом, он начинает беспокоиться уже не о том, сможет ли он решить новые уравнения с дробями, а хватит ли ему способностей, чтобы прожить счастливую жизнь. Так, исследования показывают, что девочки чаще подвержены математической тревожности, чем мальчики. Виной тому стереотипы о том, что мальчикам математика дается лучше — их часто высказывают и учителя, и родители. И чем чаще ученицы это слышат, особенно от учителя, тем хуже их оценки и тем меньше они хотят заниматься предметом. Печально и то, что такие стереотипы транслирует массовая культура. Например, в девяностых компания Mattel выпустила куклу Барби, которая умела говорить набор фраз, в том числе: «Урок математики — это так сложно».
Математика — точная наука, в которой используются абстрактные символы и понятия. Увидеть и потрогать сложение, умножение, дробь мы не можем. «Математическая тревожность может быть связана с тем уровнем абстракции, который требует от нас предмет — когда приходится оперировать тем, что нельзя увидеть или пощупать», — говорит Наталья Романова-Африкантова, детский нейропсихолог и магистр когнитивных наук.
Важно и то, что в школах математике уделяется много учебных часов — детям кажется, что этот предмет — самый главный, и они начинают сильнее переживать, если что-то не поняли на уроке.
Что не влияет на страх перед математическими задачами
Культурные особенности и различия в учебных программах не сказываются на развитии математической тревожности у школьников. Это доказано в совместном исследовании России и Британии.
Гена математической тревожности не существует. Но 40% тех, кто страдает математической тревожностью предрасположен к тревожному расстройству личности. Это вывод исследования 514 пар близнецов, так учёные пытались понять, влияет ли наследственность на появление страха перед математикой.
Лень не связана с плохими оценками по математике. Вообще, лени в психологии не существует, говорит Наталья Романова-Африкантова, детский нейропсихолог и магистр когнитивных наук и консультант Плюс Детям.
«Если ребенок идет на математику через силу – надо разбираться, почему так. Может быть, ему не подходит уровень занятий или педагог, а может быть математика ни при чем, и он просто с детьми там не поладил или физически устал, потому что предмет у него сразу после английского, карате, робототехники и флейты. Профилактика математической тревожности — это своевременность развития и доброжелательная среда, адекватный уровень требований, правильная обратная связь от педагогов, поддержка родителей, положительное подкрепление каждого математического успеха», — объясняет Наталья Романова-Африкантова.
Как заметить, что у ребенка математическая тревожность
Что должно насторожить родителя:
Ребенок негативно отзывается об уроках математики. Не хочет делать домашнее задание по предмету или до последнего оттягивает его выполнение. При занятиях математикой дома у ребенка портится настроение и появляется плаксивость. Он говорит, что «ничего не понимает и никто не сможет ему помочь». Тревога проявляется на физиологическом уровне. У ребенка потеют ладони, мерзнут руки, болит голова, возникает моторная активность или, наоборот, заторможенность.Важно, что при этом ребенок может интересоваться другими предметами и получать хорошие оценки по ним.
Что делать родителям, если ребенок боится уроков математики
Обратите внимание на то, как вы помогаете ему с урокамиЧасто родители стараются контролировать выполнение домашней работы по тем предметам, с которыми у ребёнка есть трудности. Иногда взрослый, не понимая, почему школьник не может усвоить тему, раздражается или даже срывается на него. К тому же от детей трудно скрыть недовольство и за напускным спокойствием. Оцените, как проходят ваши занятия: если ребёнок огорчается и не воспринимает ваши объяснения, то стоит пересмотреть подход.
Попробуйте дать ему делать домашние задания самостоятельно. И посмотрите, как он справляется.
Ребёнок может и должен выполнять домашние задания самостоятельно. Если ему нужна помощь взрослых, то родителям стоит всё с ним разобрать, объяснить, повторить, если нужно, а потом оставить заниматься одного.
В первое время школьник может отказываться выполнять домашние задания без родителей. Ведь он привык, что взрослый берёт ответственность за решения на себя. Как научить его самостоятельно выполнять домашние задания:
1) Научите готовить рабочее место и принадлежности: чтобы он не отвлекался в поисках линейки или карандаша.
2) Научите планировать выполнение заданий, пусть начинает с самого легкого — того, что нравится и получается. Это создает позитивный настрой.
3) Не заставляйте писать задание на черновике, при переписывании всегда много ошибок.
4) Объясните, что надо делать перерывы: через каждые 20—30 минут ребенку нужно попрыгать, полежать минут пять, съесть дольку яблока или выпить сок. А общее время приготовления домашних заданий в начальной школе не должно занимать больше полутора часов в день.
5) Обязательно хвалите ребенка — хотя бы за то, что самостоятельно выполнял задания.
Предложите дополнительные занятия в игровой формеЕсли ваш ребенок только готовится к школе или учится в младших классах, нанимать для него репетитора может быть рано. Зато ему могут помочь образовательные платформы и приложения с игровыми уроками по возрасту. Решать задачи помогают забавные персонажи, а верные ответы находятся с помощью логики, а не твердых знаний по школьной программе. Так ребенок накапливает успешный опыт в занятиях математикой — уверенности у него становится больше, а страха перед числами — меньше. Что дополнительно приятно — такие сервисы и активности вокруг них часто бесплатны.
Например, до 17 декабря проходит бесплатная игровая олимпиада по математике Плюс Детям для дошкольников (5-7 лет) и учеников младших классов (7-10 лет). Дошкольников ждут игры с задачами на счет и логику в приложении «Кубокот», а младшеклассников — турнир роботов на платформе Яндекс Учебника. У дошкольников время выполнения заданий не ограничено, а младшеклассникам нужно будет справиться за комфортные 90 минут. Такой подход снижает стресс, так как дает возможность сосредоточиться на качестве, а не на скорости решения задач.
Иногда ребенок даже не хочет пытаться понять математику, потому что она кажется ему скучной, не творческой. А ведь это совсем не так: красота чисел и формул может восхищать. Вспомните, когда вы пожалели о том, что не ходили на школьные факультативы по алгебре? После «Игр разума»? Или «Человека, который познал бесконечность?». Взрослые драмы про тернистые дороги гениев-математиков, конечно, не подходят дошкольнику или младшекласснику. Но они могут вдохновиться историями для их возраста. Дошколятам понравится мультсериал «Команда Умизуми», где дети-супергерои используют свои могучие математические способности для решения проблем, с которыми можно столкнуться в реальной жизни. Дети в младших классах оценят документальный сериал ВВС «История математики». Ученикам в средней школе можно предложить посмотреть драму «Одаренная», где у главной героини — 7-летней сироты Мэри уникальные способности к математике.
Помогайте разглядеть практическую пользуДети — практики, часто они просто не понимают, как математика помогает в повседневной жизни. Постарайтесь показать ребенку, как задачи могут перетекать в быт. Например, посчитайте вместе с ребенком короткий путь до дома с помощью теоремы Пифагора. Или вычислите площадь его комнаты, чтобы ответить на вопрос — сколько рулонов обоев нужно купить для ремонта.
Позвольте следовать собственной логике решения задачЧасто родители требуют, чтобы решение задачи было строго по учебнику. Вместо этого стоит обсуждать с ребенком логику выполнения заданий, отслеживать, как он думает и почему.
Главная проблема математической тревожности не в том, что ребенок не может справиться с программой, а в том, что само изучение предмета становится мукой. Если вовремя заметить симптомы и начать с ними работать, эту проблему можно свести к минимуму.