Приморские поисковики разыскивают могилы погибших летчиков

Спустя два года они узнали причины авиакатастрофы 1957-го года

17:38, 29 ноября 2023 Общество

Обстоятельства гибели бомбардировщика Ил-28 в приморской тайге раскрыли приморские поисковики, сообщает РИА VladNews со ссылкой на Telegram-канал АвиаПоиск.

«Два года назад — в ноябре 2021 года, во время полевой разведки в Чугуевском районе осмотрели место падения самолета Ил-28, — рассказали ребята. — Тогда же был установлен его сокращенный заводской номер — 56960. Самолеты такого типа стояли на вооружении 36-го бомбардировочного авиаполка в Черниговке».

На днях поисковики получили ответ из Центрального архива Министерства обороны. В документе говорится, что 27 августа 1957 года экипаж самолёта Ил-28 №55006960 из состава 3 АЭ 36 БАП в составе летчика — старшего лейтенанта Георгия Васильевича Купряшина, штурмана — лейтенанта Николая Александровича Лукашонка и воздушного стрелка-радиста — рядового Юрия Сергеевича Князева, выполнял маршрутный полет по программе подготовки спецчастей (носители ядерного вооружения).

В 10:20 стрелок-радист доложил о проходе ИПМ и в 10:35 о проходе первого поворотного пункта на высоте 9500 метров. В 10:45 на запросы он уже не отвечал.

После длительных поисков силами 13 самолетов, 2 вертолетов и 3 наземных поисковых групп было обнаружено место катастрофы в тайге в 12 км северо-западнее с. Самарка. На месте не было обеих консолей крыльев, одного двигателя, фюзеляжа и хвостовой части, а также тел летчика и стрелка. Среди обломков лежал только труп штурмана. Спустя 23 дня было обнаружено тело стрелка-радиста Юрия Князева.

«Установлено, что после 2 поворотного пункта летчик получил от штурмана доклад, что до орбиты осталось 20 км, и дал команду подвернуть вправо, — озвучили детали авиакатастрофы поисковики. — После ввода в разворот летчик обнаружил переход самолета в пикирование и резкое увеличение скорости. Самолет в горизонт не выводился. На высоте 300-400 метров летчик дал команду на покидание, и на высоте 150-200 метров катапультировался сам. При приземлении он получил травму ног и четверо суток лежал в тайге. Лишь на 15 сутки, 10 сентября он вышел в поле, где его в бессознательном состоянии подобрал тракторист».

В результате катастрофы Ил-28 погибли штурман и стрелок-радист. Причиной трагедии стала потеря пространственной ориентации в облаках.

В архиве содержится учётно-послужная карта погибшего штурмана Ил-28, лейтенанта Николая Лукашонка, где сказано, что он родился 15 января 1932 года в деревне Каменка Пуховичского района Минской области Белоруссии.

В 1954 году окончил Харьковское военное авиационное училище штурманов.

8 декабря 1954 года ему присвоено звание лейтенант с распределением в распоряжение командующего 54-й Воздушной армии.

С 12 февраля 1955 года лейтенант Николай Лукашонок состоял на службе в 3-й авиаэскадрильи 36-го бомбардировочного авиационного полка штурманом самолёта Ил-28.

После гибели 27 августа 1957 года при исполнении служебных обязанностей, был похоронен на кладбище с. Кремово Приморского края.

Погибший в результате катастрофы воздушный стрелок-радист 3 авиаэскадрильи, рядовой Юрий Князев, 1936 г.р., был похоронен на Сахарозаводском кладбище г. Ворошилова (г. Уссурийск).

«В настоящее время мы приступили к поискам могилы рядового Юрия Князева на закрытом кладбище Сахзавода, — поделились планами поисковики. — Могила лейтенанта Николая Лукашонка на кладбище Кремово в ходе длительного исследования не обнаружена. Вероятной причиной является отсутствие именной таблички, что в настоящее время характерно для большинства захоронений 1950-х годов на Кремовском кладбище».