День ракетных войск и артиллерии, который отмечается в нашей стране 19 ноября, возник во время Великой Отечественной войны и олицетворяет собой мощь советской артиллерии, в этот день в 1942 г. массированное применение артиллерии обеспечило успех наступления советских войск под Сталинградом
13:08, 23 ноября 2023 ОбществоСреди многообразия артиллерийских орудий несомненное внимание всегда привлекала артиллерия крупного калибра, называемая еще тяжелой. К такой артиллерии, как правило, относят орудия калибром свыше 152 мм. Могущественный калибр имели многие орудия береговой артиллерии, чтобы противостоять мощнейшим орудиям линейных кораблей и тяжелых крейсеров. На Дальнем Востоке в период Российской империи такой могущественный калибр имели только пушки и мортиры береговых крепостей. Во Владивостокской крепости к таким калибрам относились дальнобойные 254-мм пушки образца 1895 года, менее дальнобойные 280-мм и 229-мм пушки образца 1867 и 1877 годов, а также 229-мм и 280-мм мортиры, уже к началу русско-японской войны не отвечавшие по дальности стрельбы требованиям борьбы с кораблями противника.
В советский период всех этих орудий во Владивостоке и на Дальнем Востоке уже не было, 254-мм пушки еще в Первую мировую войну были отправлены на западный театр боевых действий, их уцелевшие экземпляры остались только в Кронштадте, а давно устаревшие пушки и мортиры калибра 229 мм и 280 мм были сняты с вооружения и порезаны на металл.
Пришедшая советская эпоха принесла обновление как береговой, так и сухопутной артиллерии. На вооружении береговой артиллерии советского флота оставались только самые могущественные орудия царской эпохи. Это прежде всего 305-мм пушки – калибр линкоров, а также 356-мм пушки для планировавших к постройке линейных крейсеров типа «Измаил», дальность стрельбы этих орудий в зависимости от угла возвышения и типа снаряда составляла от 25 до 51 км. Пушки калибра 356 мм, вес снаряда которых составлял 747 кг, устанавливались только на железнодорожные установки, а 305-мм пушки двух разных систем, имеющие снаряды весом вплоть до 470 кг, устанавливались как в броневые башни, так и на железнодорожные установки. Имелись еще пушки калибра 203 мм, но в Приморском крае они были размещены только на одной железнодорожной батарее. Самым распространенным калибром советской тяжелой береговой артиллерии стали 180-мм пушки, способные вести огонь снарядом весом 97 кг на дальность до 37 км, которые в Приморском крае располагались как в броневых башнях, так и в открытых установках.
Именно эти пушки и составили основу береговой артиллерии, размещенной в Приморском крае. На вооружении отдельной железнодорожной береговой артиллерийской батареи № 6 находилось 3 орудия калибра 356 мм, ее основная позиция «Гнилой угол» располагалась в районе современной ТЭЦ-2 во Владивостоке. Ворошиловская батарея № 981 на о. Русский состояла из 6 пушек 305-мм калибра, еще 6 пушек такого же калибра находилось на вооружении двух железнодорожных артиллерийских батарей - № 7 и № 8, одна из которых располагалась во Владивостоке на позиции Эгершельд, а другая недалеко от пос. Дунай. Две редкие для Приморского края 203-мм пушки входили в состав 5-го отдельного железнодорожного артдивизиона и располагались на позиции в районе бухты Улисс. А 180-мм пушки – всего количеством 28 штук – располагались на о. Русский, о. Попова, на полуострове Гамова, острове Аскольд и в районе Находки. Именно эти 45 крупнокалиберных орудий в предвоенные годы и во время Великой Отечественной войны составляли тот щит, который позволял противостоять угрозе мощнейшего японского флота.
На фото: 305-мм Ворошиловская башенная батарея № 981 на о. Русский является одним из символов Владивостока.
Развитие крупнокалиберной артиллерии затронуло не только береговую оборону флота, но и сухопутные части. Новые крупнокалиберные 203-мм гаубицы и немногочисленные сверхдальние пушки калибра 152-мм и 210-мм получили названия орудий большой мощности, а мортиры калибра 280 мм и оставшиеся с царских времен 305 мм гаубицы образца 1915 года – орудий особой мощности. Тяжелые гаубицы и мортиры имели дальность стрельбы 14-15 км и должны были разбивать мощные стены вражеских железобетонных долговременных сооружений (ДОТов). Задачей дальнобойных 152-мм и 210-мм орудий было поражение глубоко расположенных резервов, передовых аэродромов, железнодорожных станций и других объектов в тылу противника.
Дальнобойные 152-мм пушки, 203-мм гаубицы и 280-мм мортиры перевозились тракторами на специальном гусеничном шасси и могли быстро разворачиваться для ведения огня, а 210-мм дальнобойные пушки и 305-мм гаубицы перевозились по частям и устанавливались на сборное основание в земляном котловане.
В ходе Великой Отечественной войны в Приморском крае располагались только 203-мм гаубицы Б-4 в составе трех гаубичных артполков большой мощности. В начале 1945 г. в преддверии войны с Японией имеющиеся полки 203-мм гаубиц переформировали в артиллерийские бригады. В это же время после разгрома немецко-фашистских войск из Германии на Дальний Восток потянулись железнодорожные эшелоны с различной техникой. Основная часть всей техники, как прибывшей из европейской части, так и бывшей на территории Приморья, сосредоточилась в полосе 5-й армии, солдаты и офицеры которой прошли страшнейшие испытания в боях по освобождению Польши и овладению Восточной Пруссией, а теперь должны были наступать вглубь Маньчжурии.
На фото: 152-мм дальнобойная пушка Бр-2 и 203-мм гаубица Б-4 в экспозиции Центрального музея Вооруженных сил, г. Москва. Фото автора
К началу войны с Японией 5-я армия имела в своем составе 72 орудий большой мощности – 203-мм гаубиц Б-4 в трех гаубичных бригадах (107-й, 119-й и 223-й ГАБР БМ), а также 12 орудий особой мощности –280-мм гаубиц Бр-5 в составе 32-го и 34-го артдивизионов (ОАД ОМ), помимо этого имелось 8 дальнобойных пушек 20-го тяжелого артполка (ТАП) – 6 буксируемых на гусеничном шасси 152-мм пушек Бр-2 и 2 уникальных 210-мм Бр-17 раздельной возки. Многие прибывшие артдивизионы и артполки ранее вели тяжелые бои в Германии, например, 32-й ОАД ОМ в Берлине вел огонь по Ангальтскому и Потсдамскому вокзалам, рейхстагу, зданию гестапо. Пушки 20-го ТАП также вели огонь по Берлину.
Прибывающие с запада тяжелые артсистемы разгружались в июле 1945 г. на станции Хорватово (ныне – Пржевальская) в 57 км от границы, после чего перемещались в район с. Гродеково (ныне – Пограничный), а к началу августа 1945 г. были развернуты на сопках, прилегающих к границе.
На фото: 305-мм гаубица образца 1915 г. в экспозиции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, г. Санкт-Петербург. Фото автора
Примечательно, что участок сосредоточения 5-й армии был выбран в удаленной таежной западной части Приморья, рядом с рекой Волынка, впадающей в Китай, где рядом не было населенных пунктов. При выдвижении к границе было очень трудно перемещать в сезон приморских дождей артиллерийские системы весом от 18 до 20 тонн. Такие грузы не выдерживал, пожалуй, ни один мост, поэтому тяжелым пушкам и буксирующим их тракторам приходилось вброд преодолевать маленькие и большие речки, часто застревая в речном иле. На разбитых дождями дорогах и бездорожье дело доходило до курьезов. Например, командование 20-го ТАП, прибывшего из Восточной Пруссии, просило среди прочего выделить легковую автомашину отечественного производства, так как имеющийся трофейный автомобиль «Адам-Опель» был совершенно непригоден для эксплуатации в условиях местности Приморского края.
По прибытии на огневые позиции артиллеристы приступали к оборудованию наблюдательных пунктов, выявлению японских ДОТов, военных городков и прочих объектов, по которым они будут вести огонь. Не занимались выявлением целей на переднем крае только батареи 20-го тяжелого артполка, 152-мм и 210-мм пушки которого имели дальность стрельбы 26 км и 30 км, ввиду специфичности такая артиллерия могла вести огонь только с помощью корректировочной авиации.
Крупная группировка крупнокалиберной артиллерии находилась также в полосе обороны 35-й армии под г. Иман (ныне – Дальнереченск) – 24 гаубицы Б-4 калибра 203 мм 224-й ГАБР БМ и 4 гаубицы обр. 1915 г. калибра 305 мм в составе 295-го ОАД ОМ, последние были переданы Тихоокеанским флотом и до 1941 г. располагались на о. Русский в районе бухты Воевода. Эти орудия должна были разрушить Хутоуский укрепленный район – мощный оборонительный комплекс, возведенный японцами на сопках, прилегающих к р. Уссури. Этот укрепрайон имел свои тяжелые гаубицы калибром от 240-мм до 410-мм и береговые дальнобойные пушки калибра 150 мм, которые были способны разрушить железнодорожные мосты на Транссибе, нанести серьезные повреждения железнодорожным станциям в городе Имане.
Именно тяжелым гаубицам калибра 305-мм и 203-мм в г. Имане пришлось первыми в ночь на 9 августа 1945 г. открыть огонь по врагу, а в дальнейшем не только разрушать японские ДОТы, но и вести огонь на подавление японских тяжелых орудий, пытавшихся разрушить железнодорожные мосты на Транссибе. Артиллерийская дуэль на этом направлении продолжалась вплоть до 19 августа, а 10 гаубиц Б-4 были даже перевезены через р. Уссури для ведения огня прямой наводкой. Расход снарядов был колоссальным, было выпущено 866 снарядов калибра 305 мм и 5934 снаряда калибра 203 мм. Результатом было полное разрушение Хутоуского УР, уничтожение японских тяжелых орудий, а железнодорожные мосты на Транссибе продолжили свою работу, несмотря на отдельные попадания в них вражеских снарядов.
А вот в полосе наступления 5-й армии дела обстояли совсем иначе. Первые бои по овладению японскими укрепрайонами в долине р. Волынка прошли на удивление быстро, войска успешно подавляли огневые точки японцев обычными полевыми пушками, тяжелые доты разрушались огнем в упор из 152-мм самоходных установок ИСУ-152, поэтому советская тяжелая артиллерия на этом направлении применения не нашла. Уже 10 августа выяснилось, что проходимость дорог не позволяет тяжелым системам 20-го тяжелого артполка осуществлять движение за нашими частями для, поэтому его дальнобойным 152-мм и 210-мм пушкам не удалось сделать ни одного выстрела по японцам. 107-я ГАБР БМ под командованием полковника Никиты Богданова только 16 августа начала марш за войсками 5-й армии через станцию Пограничная (Суйфэньхэ), и к 18 августа достигла г. Мулин (Бамяньтун) на территории Маньчжурии. Из-за высокого темпа продвижения стрелковых и танковых подразделений ее 203-мм гаубицы Б-4 также не успели принять участие в боях с японцами.
В то же время сложной оказалась обстановка на других участках наступления, где советским войскам оказывали ожесточенное сопротивление гарнизоны японских укрепленных районов, а тяжелой артиллерии, способной разрушить японские ДОТы у них не было.
Первым таким участком была станция Пограничная (Суйфэньхэ), где японцы упорно держали оборону в подземных галереях на горе Тянчаншань. Туда из долины р. Волынки отправился 32-й ОАД ОМ с 280-мм мортирами Бр-5 под командованием подполковника Евгения Скворцова и 119-я ГАБР БМ с 203-мм гаубицами Б-4 под командованием полковника Иосифа Мицкевича. Тяжелые артсистемы пришлось перемещать более чем на 100 км, трактора, буксирующие пушки, шли со скоростью, незначительно превышающей скорость пешехода, поэтому чтобы «успеть на войну» колоннам приходилось двигаться круглые сутки. Зато после прибытия 32-му ОАД ОМ и 119-му ГАБР БМ потребовался всего один день, чтобы огнем с коротких дистанций с максимальной эффективностью разрушить основные ДОТы на сопке Тянчаншань и помочь войскам ликвидировать этот узел сопротивления. За этот день 15 августа 1945 г. 32-й ОАД израсходовал 184 снаряда калибра 280 мм, а 119-я ГАБР БМ израсходовала 498 снарядов калибра 203 мм, их огнем было разрушено 28 ДОТов и 8 ДЗОТов, а также подавлено 8 ДОТов, 18 ДЗОТов.
Более сложным было перемещение 34-го артдивизиона 280-мм мортир под командованием подполковника Павла Михайловского и 223-й гаубичной артиллерийской бригады под командованием полковника Владимира Реутова для борьбы с Дуннинским укрепленным районом японцев. Тяжелые артсистемы 34-го ОАД пришлось перемещать более чем на 170 км в район южнее с. Полтавка. На подъемах и на объездах мостов тяжелые повозки систем приходилось их буксировать двумя тракторами, что увеличивало время буксировки, но в целом движение колонн 14 и 15 августа было завершено за 46 часов.
После прибытия 280-мм мортиры 34-го ОАД ОМ с марша открыли огонь по японским долговременным сооружениям южного узла сопротивления Дуннинского УР. Дивизиону было выделено 6 особо важных целей, по которым он с 15 по 18 августа 1945 г. выпустил 534 снаряда. Удаленность целей от огневых позиций орудий дивизиона приводила к тому, что для одного попадания необходимо было израсходовать около 30 снарядов. При этом попадания тяжелого 246-кг снаряда было иногда недостаточно для полного разрушения железобетонного ДОТа, хотя это и приводило к значительным повреждениям. После 18 августа дивизион огня не вел, но находился на позициях, потому что на этом участке фронта начались долгие переговоры с окруженными японцами о сдаче в плен.
Более динамичной была деятельность 223-й ГАБР БМ, оснащенной 203-мм гаубицами Б-4. В Дуннинском УР у японцев было 4 мортиры 240-мм калибра в южном узле сопротивления и 2 гаубицы 305-мм калибра в северном узле сопротивления, которые вели редкий огонь по нашей пехоте и артиллерии. Все эти орудия были быстро подавлены огнем советских гаубиц с закрытых позиций. А вот для борьбы с японскими ДОТами гаубицы Б-4 вытягивались на прямую наводку на ближайшие сопки и 146-кг снарядами разбивали их с дистанции несколько сот метров. Такая рискованная тактика позволила к утру 19 августа 1945 г. сокрушить северный узел сопротивления Дуннинского УР на горе Мадашань (Подкова), а потом перебросить гаубицы к южному узлу сопротивления, способствуя его капитуляции 26 августа.
После окончания войны с Японией некоторые тяжелые артиллерийские орудия остались на дальневосточной земле, 280-мм мортиры 32-го ОАД ОМ до 1949 г. базировались в с. Барано-Оренбугское и с. Сергеевка, мортиры 34-го ОАД ОМ были сосредоточены в районе с. Покровка. Однако развитие авиационной и ракетной техники уже оставляло работу тяжелых пушек в прошлом, поэтому уже в 1953 г. началось расформирование дивизионов особой мощности.
Служба 203-мм гаубиц Б-4 продолжалась несколько дольше, но в 60-х годах и они стали сниматься с вооружения. На это время приходится и основная часть сокращения тяжелой береговой артиллерии Тихоокеанского флота.
Тяжелые пушки в Приморском крае уходили в историю как боевые единицы, но продолжают оставаться для нас символом гордости за создавших их конструкторов и за боевое мастерство отважных артиллеристов, обеспечивавших их долгую и эффективную службу при защите Родины.
Автор: Денис Никифоров, Военно-исторический клуб «Владивостокская крепость»