Одного ребенка довели до астмы 2 степени, к другому применили физическое воздействие
9:13, 15 мая 2023 ОбществоНедавно Приморье «всколыхнулось» от новостей, когда в нескольких школах края учащиеся подвергались буллингу со стороны учителей и сверстников. Подобный случай произошел в одном из образовательных учреждений Находки. В ситуации разбираются уже несколько месяцев, однако в отношении школьника продолжается психологическое насилие, а недавно он получил подзатыльник за некрасиво написанную букву в тетради. Почему директор школы опасается «цепочки недовольных родителей» и что вообще происходит в этом учреждении на протяжении нескольких лет – разбирался корреспондент РИА VladNews.
10 марта 2023 года, МАОУ СОШ № 11 г. НГО, урок физкультуры в первом классе. Учитель дает детям мяч для выполнения обычного упражнения – перекидывания его друг другу. Очередь доходит до Миши (имя изменено). Он ловит мячик и передает следующему. В этот момент к нему подходит педагог (в начальной школе классный руководитель ведет все предметы, включая физическую культуру) и ударяет по попе, а затем дважды стучит мячом по голове. Вечером мальчик, привыкший делиться с родителями тем, как у него прошел день, рассказывает об этом маме.
«Мне было больно и обидно, потому что смеялись дети», – говорит ребенок.
Чтобы удостовериться в произошедшем, мама мальчика (Ирина, имя изменено) звонит одной из родительниц, которая подтверждает случившееся. Одноклассница Миши рассказывает, что учительница ударила мальчика не за что. После инцидента ребенок начал отказываться посещать уроки физкультуры, боясь, что подобное повторится.
Для решения вопроса взволнованные родители обратились к дирекции школы с просьбой показать видеозапись с урока, разобраться в ситуации и принять меры по недопущению подобного отношения преподавателя к детям. Если такой факт действительно был, то со стороны педагога такое поведение недопустимо.
На следующий день, 16 марта, состоялась встреча родителей с директором и завучем начальных классов. Директор школы принес извинения родителям за непедагогическое поведение учителя и сообщил, что видео с камер видеонаблюдения изъято, просмотрено и сохранено. Также он отметил, по словам Ирины, что подобное поведение для этого преподавателя является нормой. При этом руководитель образовательной организации не смог гарантировать родителям, что подобных действий в отношении их ребенка не повторится. Кроме того, в просьбе перевести Мишу в другой класс он отказал. По его словам, ему проще уволить педагога, как он пояснил, это «обрубит хвост недовольных родителей, желающих также перевести своих детей в другой класс». Родителей Миши предупредили, что, если они примут решение дать ход заявлению, то могут подвергнуться психологическому давлению со стороны других родителей, как виновники увольнения педагога.
Стоит отметить, что видеозапись с урока в этот день родителям Миши так и не показали.
21 марта упомянутый педагог позвонила Ирине и попросила о встрече, на которой озвучила свою версию произошедшего. По ее словам, во время урока ребенок нарушал дисциплину. Ему дважды было сделано замечание, а в третий раз со словами «Не балуйся» она легонько шлепнула его по попе.
Дети говорят одно, учитель – другое. А что же запечатлела камера видеонаблюдения? Это удалось выяснить спустя почти две недели, когда родителей мальчика повторно пригласили на встречу.
«На видео четко видно, что учительница ударила нашего сына, при чем ни за что! Ребенок просто не так кинул мяч. Надо было бросить от груди, а он бросил от живота. И дисциплину не нарушал, как было сказано педагогом в предварительной беседе. Учитель целенаправленно подошла к ребенку, чтобы ударить его. Она оговорила Мишу, дабы выгородить себя», – рассказывает мама Миши.
Факт нанесенных ребенку ударов был подтвержден и комиссией, сформированной для проведения служебного расследования:
В итоге учителю был вынесен выговор, но родителей Миши это решение не утроило. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», обучающимся предоставляются академические права на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья. Права ребенка были нарушены, так как мальчик не раз рассказывал родителям о том, что учитель рвала и выбрасывала его работы со словами «Мы не будем показывать это маме. Ей это не понравится», он неоднократно получал подзатыльники на уроках. Данные факты, к сожалению, доказать невозможно по причине отсутствия камер видеонаблюдения в классах. Учитель также все отрицает, говоря: «Не было такого, верьте им (детям) больше». Но что еще остается делать родителям, если не верить своим детям и пытаться их защитить.
23 марта Ирина подала жалобу в управление образования администрации НГО с просьбой разобраться в ситуации и принять соответствующие меры. В учреждении сообщили, что в течение 30 дней будет проведена проверка и ее можно организовать в присутствии родителей, если те хотят этого. Женщина согласилась.
Позже стало известно, что в начале апреля преподаватель ушла на больничный, а проверку перенесли до ее выздоровления. Педагог вышла на работу 28 апреля, в этот же день специалисты провели проверку самостоятельно, не поставив родителей в известность.
13 апреля Ирина встретилась с уполномоченным по правам ребенка в Приморском крае Ольгой Романовой, которая посетила Находку с визитом, и рассказала ей о случившемся. Детский омбудсмен попросила женщину написать заявление в Следственный комитет и отправить обращение ей. Но по сей день оно остается без ответа. При этом заключение, озвученное Ольгой Владимировной после услышанной истории, было жестким и категоричным – увольнение виновных.
Как рассказывает Ирина, из городского Следственного комитета заявление о физическом воздействии в отношении несовершеннолетнего ребенка, поступившее от нее 13 апреля, перенаправили 21 апреля в СК по Партизанскому району. Следователь опросил мальчика, была проведена судебно-медицинская экспертиза. Но из-за отсутствия состава преступления по ст. 115, 116 УК РФ 28 апреля дело направили в отдел МВД России по г. Находка. 5 мая оно поступило в ОМВД, а 8 мая передано участковому.
Стоит отметить, 9 апреля упомянутый учитель сказала одной из родительниц класса о том, что увольняется. Причиной ухода назвала то, что на протяжении года на нее якобы жалуются родители двух учеников класса. Одни из них — это родители Миши. Тему начали обсуждать в родительском чате, из которого Ирину чуть позже исключили.
«В родительском чате я подверглась оскорблениям, требованиям перевестись в другую школу, а про моего ребенка стали ходить разговоры, что он неуправляемый, неадекватный», – комментирует женщина.
Однако преподаватель, которая замещала упомянутого учителя во время ее больничного, характеризует мальчика только с положительной стороны, как активно работающего на уроках, стремящегося быть первым и лучшим. Положительно характеризует ребенка и преподаватель дополнительного образования:
Пока вышестоящие инстанции разбираются в случившемся, Ирина подала заявление с просьбой разрешить ей присутствовать на уроках, потому что предпринятые меры дисциплинарного взыскания в отношении учителя не возымели своего действия. Как выяснилось, 2 мая ребенок опять получил подзатыльник. Вопрос о переводе в другой класс еще не решен (30 дней на рассмотрение с даты подачи заявления 02.05.2023). Михаил боится идти в школу, администрация образовательного учреждения не может гарантировать недопущения физического и психического воздействия со стороны учителя в отношении мальчика.
«Знаю, что одного из детей психологически довели до астмы. Остальным родителям просто предложили перевести детей в другие школы. Они не стали бороться», – вспоминает Ирина.
Любопытно, что директор школы предложил женщине перевести ребенка в другое образовательное учреждение, чтобы решить проблему. Корреспондент РИА VladNews связался с родителями, чьи дети подвергались буллингу со стороны данного учителя.
Леру психологически довели до бронхиальной астмы 2 степени
Ситуация произошла в 2020 году, когда Лера (имя изменено) училась во втором классе. Ребенок стал приходить из школы замкнутый, подавленный, обеспокоенная мама начала расспрашивать дочь. Девочка рассказала, что классный руководитель сильно кричит. Во второй четверти у Леры началась отдышка, затем первый приступ астмы, а после второго приступа ребенка увезли в больницу, где врачи поставили диагноз — бронхиальная астма 2 степени.
«Как сказал врач – это уже на всю жизнь», — добавляет Татьяна, мама девочки (имя изменено).
Когда ребенок был дома, приступов не наблюдалось. Врачи сообщили родителям Леры, что симптомы возникают, когда речь заходит о школе. Татьяна поняла, что ребенка нужно переводить на домашнее обучение. Директор и упомянутый педагог сказали, что сделать это не получится, так как необходимо собрать много справок, а также пройти врачей, в том числе психиатра.
Во время врачебной комиссии было выявлено, что девочка боится учителя. Специалисты выдали справку, которая позволяет перевести ее на домашнее обучение.
«Психолог мне тогда сказала, что Лера боится учителя. “Бегите оттуда. Меняйте школу или старайтесь от учителя держаться подальше” – она прям так и сказала», — добавила женщина.
Родители Леры пришли в школу к классному руководителю, чтобы узнать, почему их ребенок боится ходить на уроки.
«Я сказала учителю: “Из-за Вас у моего ребенка бронхиальная астма второй степени”. Она сначала испугалась, а потом ответила: “Да что Вы, я бы такого не сделала”. А я сказала: “У меня же есть все карты медицинские, все справки”. Тогда она ответила “Такого не может быть, это не из-за меня, вы всё врете”», — вспоминает Татьяна.
Она пошла к директору школы с просьбой перевести дочь в другой класс, чтобы ее оставили на второй год в третьем классе. Директор навстречу не пошел. С переводом в другой класс помогли в управлении образования администрации НГО.
Теперь девочка учится в другом классе, но осадок от произошедшего остался, как и бронхиальная астма 2 степени.
В конце разговора с корреспондентом Татьяна вспомнила, что ее дочь — не единственная, кто подвергся унижениям со стороны данного учителя:
«Мне об этом дочь рассказала. Какой-то мальчик из ее класса не успел после физкультуры переодеться в раздевалке, забежал в класс, учитель его вывела к доске и сказала: “Да ты свинья жирная, ты толстый, от тебя воняет потом, почему ты не переоделся?!”».
А два года назад этот педагог в столовой схватила одного из учеников за волосы, вывела и привела в класс. О случившемся одноклассники мальчика рассказали своим родителям. Они на следующий день пришли в школу, чтобы разобраться в произошедшем. Учитель ответила, что такого не было. В точности как в ситуации с Мишей и Леонидом, о котором корреспондент расскажет чуть позже.
Когда дети (рассказавшие родителям о случившемся в столовой) пришли в школу, преподаватель поставила мальчика (которого за волосы вывела из столовой) в центр класса и, по словам мамы Леры, сказала их одноклассникам:
«С этим ребенком вам общаться не стоит и вот с этими ребятами, которые подтвердили, тоже общаться не стоит».
Как сообщила Татьяна, тогда на учителя жаловалось примерно 15 взрослых, если не больше. Однако никакого результата за этим не последовало.
«Так надо было сделать» или почему Никиту не пускали в школу
В начале разговора Дарья – мама Никиты (имена изменены) – сразу отмечает, что ее сын беспокойный, может иногда выкрикивать на уроках, в особенности, когда учитель игнорирует его поднятую руку. В 2021 году мальчик, обучаясь в 3 классе, выполнил домашнее задание по технологии – сделал поделку – но забыл дома. Он подошел к учительнице с просьбой принести работу завтра, а сегодня он дома ее сфотографирует и отправит. Учительница не разрешила. В этот момент к ней подошла другая ученица с аналогичной просьбой. Ей разрешили. Школьник, возмущенный подобной несправедливостью, спрашивает у учителя почему к нему такое отношение. И получает ответ:
«Выходи из класса, ищи себе другую учительницу», – отмечает Дарья.
Еще одна неприятная ситуация произошла чуть позже. Во время классного часа ребятам раздавали круассаны за мероприятие. Когда школьник, раздававший угощения, дошел до Никиты, он поинтересовался у педагога: «А Никите давать?». Учитель ответила: «А кто это? А у нас нет такого мальчика. По-моему, он у нас не учится».
Мама Никиты пришла в школу, чтобы разобраться в ситуации. В присутствии завуча преподаватель утверждала, что все было иначе: она несколько раз делала ребенку замечание по поводу нарушения дисциплины, он не реагировал, и только после ее слов «Никита, наверное, у нас не учится», ученик обратил на нее внимание.
Странно, что после разговора с завучем педагог ответила Дарье по поводу случившейся ситуации и ее обидных слов ему: «Так надо было сделать». Примечательно, что родитель записывала разговоры на диктофон и, прослушав запись, была очень удивлена.
В апреле 2021 года Никита находился во дворе школы. Из открытого окна было слышно, как завуч ведет урок математики. Мальчик решил передразнить ее. Женщина вышла на улицу, в этот момент подошла упомянутая выше учительница и после объяснений завуча сказала Никите: «Все, теперь ты у нас не учишься». Затем она позвонила отчиму ребенка и сообщила, что у него есть 15 минут для того, чтобы забрать мальчика. Мужчина, находящийся в это время на работе, опешил. Никиту при этом не пускали в школу.
На втором уроке мальчик все-таки зашел в класс, но ему пришлось долго уговаривать учителя разрешить сесть за парту. На следующий день мама несовершеннолетнего пришла в школу и спросила у педагога, на каком основании ребенка не пустили в школу.
«Она ответила: “Были причины”», – комментирует Дарья.
Конструктивный диалог ничего не дал. Педагог, по словам женщины, начала кричать и спрашивать, что вообще Никита делает в ее классе, в этой школе, и что лучше перевести его в другое образовательное учреждение, потому что с ним невозможно учиться, так как он мешает учебному процессу.
Мама мальчика написала жалобу в управление образования администрации Находкинского городского округа. Они организовали проверку, учителю сделали выговор.
Сотрудники управления образования администрации НГО провели беседу с директором школы и учителем, посетили уроки и провели анкетирование среди учеников класса.
В отчете сообщается, что факты, указанные мамой Никиты в жалобе, подтвердились частично. Ее сын якобы намеренно кричал под окнами школы, передразнил завуча и сорвал урок. Она написала служебную записку на имя директора. При этом не упоминается ситуация, когда классный руководитель Никиты произнесла фразу «Все, теперь ты у нас не учишься». И мальчика учитель «попросила подождать отчима и пройти вместе с ним в класс». Педагог не имела права оставлять ребенка одного и не пускать в фойе школы.
По ситуации с круассанами: «Фраза, которую учитель сказала в адрес Вашего сына, была использована как педагогический прием, а не с целью его оскорбить». Весьма странный прием, основанный на унижении. Также анкетирование учеников показало, что коллектив сплоченный и «Ни в одной из анкет ученики не отметили предвзятого отношения ни к себе, ни к одноклассникам».
После жалобы в управление образования администрации НГО ребенка поставили на внутришкольный учет.
Разорванные поделки и публичные унижения Лени перед всем классом
В 2022 году, когда Леонид (имя изменено) пошел в первый класс, его мама – Мария (имя изменено) – со временем стала замечать его нервозность, боязнь уроков ИЗО и технологии.
«Учительнице не нравится, когда дети допускают ошибки, она нервно реагирует на их неудачи. Не хвалит, не подбадривает, а публично высмеивает работу, поднимая вверх, демонстрируя классу: “Посмотрите, как у него плохо получилось”. Все смеются, показывают пальцами. Поскольку дети не отличаются толерантностью, мой сын испытал стыд, унижение. А это не может благоприятно сказаться на отношениях с одноклассниками, на отношение к учителю, школе. Дальше – больше», – делится Мария.
В начале октября Леонид выбежал из школы в истерике, со слезами на глазах, и сказал маме: «Мою работу разорвали и бросили на парту». Он говорил про того самого учителя. Матери стоило больших усилий успокоить свое чадо.
Через некоторое время мальчик пришел домой и рассказал, что учитель запретила ему завтракать дома. По словам Марии, педагог и раньше заставлял ребенка завтракать в школе, но он отказывался, так как перед школой ел дома. Раньше преподаватель принимала это. Но потом резко заняла противоположную позицию: ешь и все. Мама Лени поняла – нужно действовать. В беседе с учителем она попросила не заставлять ее ребенка завтракать в школе. Педагог ответил, что учителей контролируют, поэтому они заставляют детей есть. Родитель на это сказала, что будет вынуждена написать заявление на имя директора. И тут учитель быстро пригласила женщину на беседу.
«Только потом, гораздо позже, я поняла, что она не хотела, чтобы я шла к директору на беседу с заявлением, так как могла осветить ненужную информацию насчет порванных работ. Но это мои доводы, конечно, ведь учитель на контакт с родителями шла всегда неохотно», – отмечает Мария.
На встрече педагог отрицала, что разорвала работу Леонида, а также объяснила его слезы плаксивостью, якобы, если у него что-то не получается, он сразу плачет. Мама возразила, ибо ее сын занимался спортом, участвовал в соревнованиях и достойно переносил какие-либо поражения. Женщина попросила учителя не реагировать резко на неудачи и напомнила, что ребенок ее боится, боится задать вопрос на уроках, если что-то не понятно, так как она ведет урок на повышенных тонах. По словам Марии, у педагога не было никаких претензий по отношению к мальчику. Поэтому женщина вышла из школы с надеждой, что данный поступок со стороны учителя был недоразумением. Однако это были только надежды.
«У него стал появляться комплекс неудачника. Он говорил, что у него ничего не получится, что ничего не сможет, пропало желание учиться. Появился страх посещать уроки ИЗО и технологии, страх и нежелание вообще учиться. Вот тогда я поняла, что нужно что-то делать, менять. Нужно было спасать сына», – взволнованно комментирует Мария.
На родительском собрании она и другие родители подняли вопрос о том, что дети не могут задать педагогу вопрос, если что-то не поняли, потому что боятся учителя.
«Со слов моего сына и других детей, учитель говорит: “Я говорю один раз”. Если кто-то не понял и задал вопрос – в ответ крик. На это педагог ответила: ''Такого быть не может, верьте вы им (детям своим) больше''», – уточняет женщина. Снова педагог отрицает произошедшее, как в ситуации с Мишей и Никитой.
Завершающей каплей для мамы Леонида стал урок технологии в конце декабря 2022 года. Предпоследний день перед зимними каникулами, впереди Новый год и каникулы. Леня шел по коридору школы, нес поделку на ладошке и плакал. Мария спросила, что произошло.
«Мама, она снова разорвала мою работу и швырнула на парту», – ответил мальчик.
В этот момент в коридоре появилась учительница. Мама подошла к ней и спросила, что снова не так с работой.
«Я ничего ему не рвала!» – ответила педагог. Но Мария не говорила ей о том, что работу ребенка разорвали…После этого она резко переключилась на разговор с другой родительницей, оставив женщину без ответа.
Когда она с сыном вернулась домой, мальчик сказал: «Мам, у меня есть доказательства». Он достал из портфеля папку и открыл ее. Внутри лежала разорванная на куски снежинка, которая, видимо, получалась не такой, как хотела учитель.
Ко всему прочему выяснилось, что педагог запрещала жаловаться на нее родителям.
«Больше ты к этому учителю ходить не будешь», – ответила на всю ситуацию мама Леониду.
На следующий день она договорилась с завучем о встрече. Беседа длилась полтора часа.
«Завуч согласилась, что произошедшее – не норма, что руководство вообще не понимает, что происходит с учителем, потому что я не первый родитель с подобной жалобой, и может возникнуть проблема, что если сына переведут сейчас к другому учителю, то цитирую: “Потянется цепочка недовольных, а они в вашем классе есть”. И сказала, что вряд ли директор пойдет на этот шаг, но ситуацию она ему доложит», – вспоминает Мария.
Насколько длинной должна быть «цепочка недовольных», чтобы преподаватель прекратил унижать учеников и изменил свои педагогические «приемы» в виде криков, разорванных работ и оскорблений? Пока что корреспондент РИА VladNews собрал «цепочку» из четырех звеньев, но это только те, кто устал терпеть подобное поведение учителя. А сколько еще детей и их родителей молчали и молчат?
На слова завуча мама Лени ответила, что, если ее сына не переведут, они уйдут на семейное обучение. Казалось, проблему должны решить и психологическое состояние школьника придет в норму.
Начались зимние каникулы. За неделю до выхода детей на учебу Мария позвонила завучу, дабы прояснить ситуацию. Ей ответили: «Приходите, пишите заявление», что женщина и сделала. Секретарь предупредил: «Тридцать дней на рассмотрение, ответ пришлем по почте».
О каких 30 днях может идти речь, когда ребенка нужно переводить в другой класс прямо сейчас, ибо он боится ходить на уроки к определенному учителю из-за произошедшего? Ведь мама Лени не может не водить сына в школу или присутствовать с ним на каждом уроке, чтобы ему было спокойнее, пока заявление рассматривают.
«Мной было подано заявление на имя директора школы 10 января, но, когда мне ответили, что на рассмотрение 30 дней, я поняла, что они тянут время и вопрос не решится, тем более в устной форме завуч сказала, что директор опасается «цепочки недовольных родителей». Поэтому я позвонила в управление образования Администрации Находкинского городского округа и объяснила всю ситуацию, что мой сын не может ходить на уроки, он боится учителя, с руководством беседа была, школа вопрос не решает», – добавляет Мария.
Женщине пошли навстречу, предложили другие учреждения и сказали, что в одном из них освободилось место. В итоге Леонида перевели, мама пришла в 11 школу, чтобы забрать его личное дело и медкарту. Директор сообщил о необходимости подписать бумаги об отсутствии претензий. Мария свою подпись поставила, однако неприятные воспоминания остались. Сын иногда говорит о произошедшем, об унижении, которое ему пришлось пережить, и не может понять, почему с ним так поступили. Мама приложила много усилий, чтобы мальчик вновь поверил в себя, в нового учителя, школу.
Это были случаи, произошедшие с другими учениками до ситуации с Мишей.
4 мая 2023 года корреспондент РИА VladNews получил от мамы Михаила результат проверки, проводимой управлением образования администрации НГО 28 апреля. Сделать это должны были в присутствии мамы мальчика. Но, как упоминал выше корреспондент, этого не случилось.
Стоит отметить, сотрудники управления образования администрации НГО не смогли просмотреть запись с камеры видеонаблюдения на том самом уроке физкультуры по причине необходимости собрать письменные согласия всех родителей учащихся, которые попали в кадр. Данное видео является единственным доказательством и мама Михаила переживает, что оно не «доживет» до последующих проверок образовательного учреждения.
Итак, в ходе проверки установлено, что данный факт непедагогического отношения к мальчику имел место, и действия педагога противоречат нормам профессиональной этики. Учитель «не отрицает, что применила в отношении Вашего сына физическое воздействие, однако пояснила, что не имела умысла причинить хоть какую-то боль Михаилу». При этом педагог «отрицает факты неоднократного физического воздействия в отношении Вашего ребенка и других учеников». Отметим, что во время разговора с мамой Миши, мальчик ответил, что учитель давала подзатыльник не только ему, но и другим ученикам. Михаил назвал фамилии троих ребят из своего класса.
Объяснительные написали директор и учитель. Также в письме от управления образования администрации НГО упоминается, что педагог сожалеет о содеянном и, с ее слов, принесла маме Миши свои извинения.
Как следует из ответа управления образования администрации НГО:
При этом управление образования администрации НГО не может оказать влияние на этого учителя:
Итак, напомним, результаты проверки, проведенной 28 апреля, мама Миши и корреспондент получили 4 мая. Важно отметить, что 2 мая Миша вернулся домой и рассказал, что учитель снова дала ему подзатыльник.
«Проходя между рядами, заглянула в тетрадь и, увидев некрасиво написанную букву, постучала ладонью по столу и дала подзатыльник», – рассказывает его мама.
Ирина решила действовать решительно и обратилась в полицию с вопросом, что делать в такой ситуации. Сотрудники ОМВД приняли у нее заявление.
Отметим, в последнее время сообщения о школьном буллинге не оставляют равнодушными никого. Больше всех за своих детей переживают родители, а директора школ пытаются сохранить педагогические составы из-за нехватки учителей. Но дети не должны бояться ходить в образовательное учреждение или испытывать страх перед учителем, который позволяет себе поднимать руку на несовершеннолетних.
Также нельзя исключать переживания мамы Михаила, что, если буллинг со стороны преподавателя не прекратится, то у ее ребенка могут появиться психические проблемы или комплексы, как это было у других детей, чьи истории мы осветили.
Отметим, недавно в Приморье произошло несколько ситуаций с буллингом школьников как со стороны учителей, так и со стороны сверстников:
Учеников оскорбляют в начальной школе Владивостока (vladnews.ru)
Школьника жестоко избили ногами во Владивостоке (vladnews.ru)
В Приморье подростки избили одноклассника из-за сломанного телефона (vladnews.ru)
Бастрыкин поставил на контроль дело об избиении школьницы во Владивостоке (vladnews.ru)
Напомним, 2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника.