Ветеран-афганец напутствовал приморцев, мобилизованных для участия в спецоперации, добрым словом и важным советом
13:34, 24 сентября 2022 ОбществоВ России объявлена ограниченная мобилизация. Мужчинам вновь приходится браться за оружие, чтобы защитить своим братьев, а в конечном итоге свой дом и свою страну от желающих покуситься на нашу землю, ресурсы и наш образ жизни.
18 октября 1987 года ветеран-афганец, житель Кавалеровского района Олег Викторович Беляков запомнил на всю жизнь. В этот день он прилетел в Афганистан. И сразу понял, что это такое.
- Запомнилось, что я прилетел в Афганистан 18 октября, несколько дней мы провели в Кабуле на пересыльном пункте. Затем меня отправили в Шиндант, где находился штаб дивизии, в которой я служил. И нас 25 человек погрузили в самолет Ан-12. Все офицеры. Прапорщик зачитывал фамилии офицеров, и мы по очереди заходили в самолет. Когда нас осталось двое – я и еще один лейтенант, пришел из полка старшина с секретными документами. Он тоже должен был лететь с нами. И кого-то надо было оставить. Я был в списке предпоследним, поэтому зашел на борт с этим старшиной, а лейтенант остался. Он должен был лететь следующим бортом с утра на следующий день. А тот борт сбили «стингером» моджахеды, и все погибли. Если бы в списке я был не предпоследним, а последним, я бы погиб.
- Есть мнение, что афганская война и спецоперация на Украине в чем-то похожи: и там и там Россия и Союз старались не допустить появления военных баз США и НАТО у границ нашей страны. Вы согласны?
- Да, если и похожи афганская война и спецоперация на Украине, то тем, что правительство Союза и руководство России старалось не допустить появления военных баз США и НАТО у наших границ.
- В какой период вы служили в Афганистане?
- Я заехал в Афган 18 октября 1987 г. и пересек границу Афганистана с выводом войск 13 февраля 1989 г. То есть воевал год и 4 месяца. Заслужил медаль «За боевые заслуги» и «За спасение погибавших». Служил в звании старшего лейтенанта.
- Как вы думаете, почему афганская война затянулась на 10 лет?
- Это была партизанская война. Много было недовольных правящим режимом Наджибуллы. До него был Бабрак Кармаль. А до него еще кто-то. Факт тот, что они попросили нас о помощи.
- Расскажите, в каких операциях вы участвовали. Какой была мотивация наших солдат в Афгане?
- В Афгане участвовал по прикрытию вывода наших войск. Еще была операция по прокладыванию дороги к заблокированным частям афганской правительственной армии на плотине. Дорогу проложили. Мы воевали вместе с правительственной армией с партизанами, моджахедами. С теми, кто был не согласен с политикой лидера Афгана Наджабуллы. Моджахеды были одурманены Западом, им хорошо платили, в Афгане заработков у населения было мало. А у моджахедов за каждого убитого солдата, за каждый подбитый танк хорошо платили. Большую роль сыграло и то, что большинство духовенства было на стороне моджахедов. А мы воевали вместе с правительственной армией. Правительство страны попросило помощи у руководства СССР.
- Расскажите еще о ситуациях, которые вам больше всего запомнились.
- Запомнился случай, когда я остался на точке, на выносном посту, с двумя танками и двумя солдатами. Все остальные уехали в баню в пяти километров. Весь личный состав экипажей танков поехал мыться. И на нас напали моджахеды, стрельнули из гранатомета и из автоматов. Один наш солдат был оглушен залпом из гранатомета. Но мы ответили огнем. Бой длился недолго, минут пять. Но нам было страшновато. Ничего, отбились. Думаю, это была разведка. Если бы моджахеды пошли вперед, я не знаю, что могло произойти.
- Вы воевали в танковых частях?
- Да, я был командиром танкового взвода. Один раз исполнял обязанности командира сводной танковой роты.
- Как вы относитесь к спецоперации российских войск на Украине?
- Я полностью поддерживаю спецоперацию России на Украине. Считаю, нужно быть патриотом и защищать своих братьев на Донбассе. Потому что к власти там пришли неонацисты, и если с ними не бороться, то неизвестно, что нас ждет в будущем.
- Есть ли какие-то параллели между Афганом и Украиной?
- Ну, там и там гибнут наши люди. Украинская война более страшная. Идет более массированное применение военной техники, идет не партизанская война, как в Афганистане, а реальные боевые действия. И самое страшное, что на этот раз мы воюем со своими братьями, славянами. У меня старший сын на Украине живет, мои корни с Украины идут. Да и не у одного у меня такая ситуация, у половины населения страны, наверно.
- Президент с 21 сентября объявил частичную мобилизацию. Как вы относитесь к этому шагу?
- Считаю такое решение верным. Если меня призовут – поеду. Я танкист, командир танкового взвода. Сам хотел записаться в добровольцы, были такие мысли. Только вот, думаю, староват уже – 57 лет.
- Какое напутствие вы бы сказали нашим ребятам-контрактникам, отправляющимся на Украину?
- Главное, ребята, поддерживайте друг друга. Мы здесь тоже поддерживаем вас. Победа будет за нами!
Беседовала Татьяна ПЕТРОВА