В борьбе помогут новые технологии и законы
8:00, 29 августа 2022 ОбществоКак окончательно победить автоподставщиков на дорогах Приморского края? Можно ли справиться со страховым мошенничеством в регионе? Какая ситуация сложилась в Приморье с получением полиса ОСАГО? На эти и другие непростые вопросы ответил РИА РИА VladNews вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергей Ефремов.
По словам эксперта, сегодня мошенники на дорогах придумали новую схему обмана. Они не предоставляют «липовые» документы, а делают подставные реальные ДТП, по которым в конечном итоге добиваются от страховой компании той или иной выплаты.
«В этом случае страховщикам в течении 20 дней — период выплаты, нужно доказать, что страховое событие было сфальсифицировано, провести соответствующие экспертизы, написать заявление о возбуждении уголовного дела. Это достаточно тяжело. Не всегда хватает нужных доказательств. И в этом плане пока страховщики проигрывают», — отметил Сергей Ефремов.
Но уже совсем скоро ситуация в Приморском крае может кардинально измениться.
«Для того, чтобы доказать, что было совершенно подставное ДТП, необходимо, чтобы страховщики имели доступ к материалам фото и видеофиксации — получать информацию непосредственно с видеокамер, — объяснил способ борьбы с автоподставщиками вице-президент Всероссийского союза страховщиков. — И такая работа начата — уже в течении двух месяцев идет тестирование. Страховые компании в Приморье подключаются к системе видеокамер в крае. Власти пообещали, что на территории края будет увеличено количество камер именно на тех местах, где наиболее часто происходят ДТП. Хорошо бы сделать возможность с различных ракурсов обозревать эти перекрестки и проблемные участки дорог».
Судебных споров становится больше
Борьба страховщиков с недобросовестными автоюристами в регионе все чаще перетекает в судебную плоскость, а это тревожный звоночек.
«Количество судебных споров в регионе растет — это нас беспокоит, — отметил специалист. — И самое важное, что отношение судебных расходов к сумме основного требования в регионе уже составляет 319 процентов. Страховщики пока еще проигрывают те споры в судах, которые навязываются недобросовестными автоюристами. Сегодня достаточно сложно доказывать именно фальсификацию, подставы со стороны мошенников, связанные с ДТП, которые потом выставляются, как страховые события».
Еще один показатель, который тревожит приморских страховщиков — средняя выплата по ОСАГО. В России она составляет в среднем 71,5 тысячу рублей. В Приморье — 92556 рублей. Достаточно серьезные различия, которые тоже заставляют задуматься, по какой причине такая высокая средняя выплата.
«Особенности Приморского края в том, что здесь высокая доля праворульных автомобилей, а стоимость ремонта таких авто значительно выше, чем леворульных, — объяснил эксперт. — Поскольку весь Приморский край — это больше 85 процентов праворульных автомобилей, то, понятно, здесь и соответствующий рост средней выплаты».
Ситуация меняется к лучшему
Тем не менее ситуация в регионе меняется, и меняется в лучшую сторону. Если еще в первой половине 2021 года Приморье являлось лидером «красной» зоны по количеству страховых мошенничеств и возглавляло «антирейтинг» регионов России с самым высоким риском мошенничества в ОСАГО, то в 2022 году регион опустился сначала на шестое, а затем на седьмое место «антирейтинга».
Позитивная тенденция связана с тем, что активную деятельность по борьбе со страховым мошенничеством скоординировано ведут страховые компании в сотрудничестве с прокуратурой края, полицией и местной администрацией.
«В 2021 году возбуждаемость уголовных дел по заявлению страховых компаний в полицию составляло всего 7 процентов, а уже во втором квартале этого года эта цифра выросла до 72 процентов (по ОСАГО). Это лучший показатель в России и это лишний раз показывает эффективную работу с правоохранительными органами», — отметил Сергей Ефремов.
Полисы ОСАГО стали доступнее
Стабилизировалась и ситуация с продажей полисов ОСАГО на территории Приморского края.
«Хотя достаточно большое количество жалоб еще поступает на страховщиков на территории края, но тем не менее жалоб по доступности всего 18 процентов от общего количества. Это не говорит о том, что ситуация хорошая, но лучше, чем была в начале года, — уверен эксперт. — Можно уверено говорить, что в регионе улучшилась ситуация с доступностью полисов ОСАГО, а также в результате запуска перестраховочного пула существенно повысилась доступность обязательной «автогражданки». Мы проехали по офисам страховых компаний, где заключают договор ОСАГО – никаких очередей не увидели. Надеемся, что ситуация в этом плане будет еще лучше».
Борьба со страховыми мошенничествами безусловно будет продолжена в Приморском крае. Существенную помощь в этой непримиримой схватке может оказать законодательство.
«Мы знаем, что одна из основных причин, которые побуждают мошенничество на территории Приморского края — это праворульные автомобили, — объяснил на примере Сергей Ефремов. — В условиях сегодняшних реалий новые детали на праворульные автомобили практически отсутствуют. И их никто не завозит. Весь ремонт транспортных средств, попавших в ДТП, проводится бэушными запчастями. Однако, в соответствии с единой методикой ремонтировать транспортные средства по ОСАГО необходимо непосредственно новыми запчастями. Получается страховщики делают расчет за ремонт новыми запчастями, которые по цене отличаются от в разы — в 10,20 раз дороже бэушных. И это лишний раз подталкивает недобросовестных граждан к нечестному заработку. Ситуация могла бы измениться, если найти способ рассмотреть возможность кузовного ремонта не новыми запчастями».
И она существует. На территории края работает наибольшее количество лабораторий, которые сертифицируют ввозимые на территорию края автомобили из Японии и Кореи. Эти лаборатории могли бы сертифицировать и запасные части. И по согласию с гражданином можно было эту запчасть устанавливать на поврежденное транспортное средство.
«В скандинавских странах работает именно схема. И если человек согласен производить ремонт б/ушными запчастями, то тогда полис ОСАГО обойдется гораздо дешевле. Так же мы могли сделать и в Приморском крае», — предложил интересный вариант вице-президент Всероссийского союза страховщиков.