Приморский учитель принял участие в проекте «Летний институт»
17:36, 8 августа 2022 ОбществоУчитель английского языка владивостокской школы №54 и будущий участник Форума классных руководителей Алиса Рябцева приняла участие в Летнем институте общественной программы «Учитель для России» (УДР). Мероприятие, которое прошло в Калужской области, объединило сотню педагогов со всей страны, чтобы вывести российское школьное образование на новый уровень. Приморский педагог поделилась впечатлениями о мероприятии и рассказала, каких качеств не хватает современным учителям, сообщает РИА VladNews.
- Алиса, расскажите, почему именно «Учитель для России»?
- О программе знала давно, но до этого года она проводилась только в сельских школах и небольших школах европейской части России, в Сибири и на Севере. Когда узнала, что с этого года набор ведется и во Владивостоке, была рада и, конечно, решила поучаствовать. На тот момент я уже второй год работала в школе и успела столкнуться со многими трудностями работы молодого учителя. Мне не хватало поддержки моего профессионального сообщества относительно современного подхода преподавания, который применяла, и это несмотря на огромную помощь коллег и администрации. Это и стало моим главным мотиватором.
- Сложно было пойти отбор?
- Он состоял из четырех этапов. Первый - анкета и мотивационное письмо, второй - личное собеседование, третий - очный этап, где нужно показать свой урок в группе и четвертый - проверка методистом знание предмета.
Каждый из этапов проверяет личностные качества человека, способен ли он работать с детьми, подходят ли его ценности, есть ли лидерские качества и личная мотивация. Было относительно легко, потому что у меня уже есть опыт работы в школе. Как оказалось, из 2500 человек прошло только сто человек – и я в их числе.
- Вы понимаете основную идею программы, зачем она нужна сегодня?
- Сейчас каждый ребенок должен иметь рядом не просто хорошего учителя, но и безопасного, ответственного взрослого, к которому он всегда мог бы обратиться за помощью, советом или поддержкой. Сама система обучения сильно отличается от обычных программ переподготовки, которые нередко не имеют контакта со школой и учат лишь абстрактным теоретическим знаниям.
Обучение учителей в УДР построено неотступно от рамок реального школьного контекста и основано на практике. Занятия проводится очно, приглашаются эксперты из области педагогической науки и образования. Важным показателем является то, что 90% выпускников программы остаются работать учителями.
- Что «вынесли» из обучения?
- Самыми ценными знаниями, полученные на лекциях о ненасильственном общении, психологии детей и возрастных особенностях.
Мы разбирали большое количество проблемных кейсов и научились выступать медиатором в конфликтных ситуациях. Также очень полезными были занятия по планированию уроков – в своей работе я часто упускала этот момент и превращала урок в лекцию. Думаю, это проблема многих учителей, даже опытных.
- Что понравилось больше всего?
- Каждая лекция «Летнего института» была проведена так, как должен быть выстроен идеальный урок. Вся теория тут же отрабатывалась практикой, все методики мы сразу же применяли на себе. И, конечно, невероятная сила поддержки сообщества, грамотно выстроенный баланс между учебой и коммуникацией с коллегами, постоянный обмен опыта.
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы в России начали массово внедрять систему обучения педагогов, которую предлагают в «Учителе для России»?
- Думаю, что необходима реформа педобразования. Педагогические университеты не являются престижными и востребованными для абитуриентов, а их выпускники редко идут работать в школы. Система педагогического образования имеет мало общего со школьным контекстом, редко затрагиваются проблемы работы с детьми из неблагополучных семей, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, недостаточно внимания уделено работе с конфликтными ситуациями. Помимо этого, необходимо усовершенствовать систему обучения опытных педагогов, внедрить в нее обучение новым трендам в области образования, обучение ненасильственной педагогике, так как обычные курсы повышения квалификации для учителей в большинстве своем не дают прикладных навыков.