Политолог и экономист рассказали, чего ждать жителям региона в ближайшем будущем
17:25, 6 марта 2022 ОбществоВ Приморье регулярно растут цены на бензин. Почему это происходит и стоит ли ждать очередного повышения стоимости топлива в ближайшее время, в эфире радио «Лемма» рассказали политолог Виктор Бурлаков и профессор, доктор экономических наук Александр Латкин, сообщает РИА VladNews.
̶ Александр, расскажите о причинах повышения цен на бензин у нас в крае.
Латкин: ̶ Причин много, но есть фундаментальная, она заключается в том, что сейчас на российском рынке ушло в прошлое понятие о нормальной конкурентной среде в нефтедобыче и нефтепереработке, а это необходимый атрибут в рыночной экономике. Отсутствие конкурентной среды значит, что игроки одни и те же. У нас это, в основном, Роснефть и Газпром, отсюда возникают проблемы для обычных потребителей топлива. Первая особенно для нас, учёных, связана с тем, что нет никакой прозрачности в оценке того, что производят, по каким ценам производят, по каким ценам продают, сколько и кому продают – здесь статистики нет. Мы вынуждены пользоваться самыми различными источниками и по ним складывать понимание, что действительно у нас есть тенденции к росту цен на бензин, и они будут сохраняться. Мы дорабатываем несколько десятков скважин прошлого столетия, отсюда низкий уровень технологического производства и добычи в переработке нефти. Такое положение дел, честно говоря, снижает объём добычи нефти, о чём многие не знают. В прошлом году в России снизился объём добычи нефти, но главное ̶ растёт себестоимость добычи нефти. Надо понимать, что добыча даётся всё сложнее и сложнее, поэтому, увы, цена растёт и себестоимость увеличивается.
Второе – низкий уровень технологичности нефтеперерабатывающих предприятий, за исключением нескольких, все остальные – это прошлый век. Относительно Дальнего Востока, если бы мы выполнили программные обещания нашего правительства по запуску нефтехимического комплекса в бухте Врангеле, который начали строить много лет назад, тогда у нас была бы собственная продукция нефтепереработки и бензин бы стоил дешевле, чем в других регионах страны. На мировом рынке конкуренция растёт и нас оттуда понемногу вытесняют, мы всё меньше и меньше экспортируем нефть. Это всё формирует неприятную для нас тенденцию по удорожанию нефтепродуктов.
̶ Получается, бензин будет расти в цене и дальше?
Латкин: ̶ Тенденция может остановиться, если мы радикально изменим ситуацию по добыче нефти и её переработке. Конечно, надо создать не только нефтехимический комплекс, который мы никак не можем построить, а сделать это приоритетом номер один в нашей стране. Я думаю, что за пять лет можно что-то изменить.
̶ Вы сказали, что одними из самых крупных игроков на рынке топлива являются Роснефть и Газпром – компании, которые вкладывают приличное количество своих средств для улучшения качества сырья и добычи. Тогда кто производит топливо на старых производствах?
Латкин: ̶ Эти средства ̶ наши с вами налоги, но мы не знаем результативность их вложений, потому что это государственные корпорации. Мы не видим ни отчётности за квартал, ни отчётности за год. Хотя экономика должна быть прозрачной. Вот вложили в газопровод, который до сих пор не сертифицирован – «Северный поток – 2», и что дальше? Деньги заморожены. Наша с вами задача ̶ говорить и поднимать эту проблему.
Бурлаков: ̶ Я не согласен с тем, что система ценообразования на бензиновом рынке страны и мира определяется конкуренцией, наоборот, традиционно нефтяной рынок страны был монополизирован до безобразия. Это не только российская действительность, а мировая. Деньги на нефти можно сделать только тогда, когда ты контролируешь рынок – рынок производства, рынок сбыта и переработки, иначе ты больших денег не сделаешь. И вся задача Рокфеллера (американский предприниматель – прим. ред.) состояла в том, чтобы монополизировать рынок США, а в дальнейшем ̶ и мировой рынок. А сейчас мы пожинаем плоды этой самой идеи. У Рокфеллера получилось, но в силу определённых обстоятельств сегодня в мире существуют 10 основных сестёр нефтедобывающих компаний, которые по своей мощности стирают любое мелкое добывающее предприятие просто в пыль, не оставляя никаких следов её существования. 10 на весь мир ̶ о какой конкуренции можно говорить. Естественно, ни о каком конкурентном ценообразовании речь не идёт. Как не прозрачен баланс Роснефти, точно так же не прозрачен тот же ExxonMobil (крупнейшая американская нефтяная компания – прим. ред.) и любые другие.
Система ценообразования происходит только путём биржевых спекуляций. В первую очередь, ̶ это нефтяные фьючерсы, когда цена на них повышается достаточно высоко, никто не будет пытаться торговать себе в убыток. Контракты на фьючерсы – это контракты на покупку нефти, которая ещё не добыта. Естественно, вкладывая деньги в добычу, вы не будете работать себе в убыток. Поэтому в этой ситуации биржевые спекулянты пытаются повысить цены на нефть. Кроме того, важно понимать, что российская нефтедобывающая промышленность находится в интеграции с мировой промышленностью и, как только на Западе будет продаваться сырьё выгоднее для наших компаний, они станут продавать там.
Посмотрите, что произошло в Казахстане в начале января: цены на газ подняли в два раза, потому что 90 % нефтегазовой промышленности Казахстана ̶ это даже не российские владельцы, а западные. Им нужна прибыль, и они повезли газ на Запад. То же самое происходит и в России, покуда наши производители нефти видят, что на Западе продавать выгоднее, они будут продавать там. Таким образом, российский потребитель будет получать её либо в недостаточном количестве, но по низкой цене, и тогда будет дефицит, из-за которого всё равно цена повысится, либо неизбежно повышение цены с учётом того, что происходит на Западе. Скажу так, что цена на бензин в России повышается не так быстро, как это происходит в Западной Европе, там она стабильно дороже. Капитализм диктует свои условия, он диктует одну простую вещь – мы платим и будем платить дальше, другого способа нет.
̶ Почему так происходит?
Бурлаков: ̶ Регулирование цен невозможно в этой системе координат. Мы можем говорить о конкуренции, государственном регулировании, что является по сути противоречием друг другу, но покуда существует такая система товарных отношений, по-другому картина не сложится.
̶ Что касается Дальнего Востока, у нас какая-то особая ситуация, чем в общем по стране?
Бурлаков: ̶ Мне кажется, что есть всё-таки определённая специфика. Действительно, цена на бензин на Дальнем Востоке традиционно выше, чем на западе России. Это связано с тем, что у нас ограниченные мощности по переработке. Насколько мне известно, только Хабаровский нефтеперерабатывающий завод работает и является основным поставщиком бензина по Дальнему Востоку. При этом не забывайте, что для Хабаровского и Приморского краёв и Сахалина вопрос доставки бензина достаточно прост, а вот для северных районов и той же Якутии это становится реальной проблемой.
̶ Давайте тогда разберём Приморье. Почему цена по районам края разная? Во Владивостоке бензин дороже, чем, например, в Уссурийске?
Бурлаков: ̶ Ничего удивительно здесь нет. Стоимость земли во Владивостоке дороже, аренда выше, пропускная способность больше, спрос выше. Поставить заправку в поле где-нибудь под Уссурийском – это одна цена, а поставить заправку в центре Владивостока – уже другая.
̶ А в Хабаровске, если там есть завод, значит, там и цена должна быть ниже, но цена отличается, наверное, в рубль всего.
Бурлаков: ̶ Тут как раз никакой разницы нет, потому что объёмы достаточно большие и поэтому транспортные расходы до Владивостока, по большому счёту, представляют собой некую статистическую погрешность. Цена доставки до Владивостока или Хабаровска примерно одинаковая, здесь разницы никакой нет. То есть речь идёт не о стоимости бензина, а о дополнительных расходах: строительство, аренда, обслуживание и пр.
̶ То есть цены растут только потому, что производители хотят больше прибыли для себя?
Бурлаков: ̶ В итоге, да.
̶ Есть ли у нас какие-то пути решения этой проблемы?
Бурлаков: ̶ В рамках данной системы сложившихся отношений никаких перспектив, к сожалению, нет. Как бы это парадоксально не звучало. Единственная надежда на то, что за инфляцией и повышением цен неизбежно последует повышение зарплаты. Поэтому, если доживём до повышения зарплаты, считайте, нам повезло, если нет, то, как говорится, это проблема конкретного работника. В рамках капитализма система работает именно так.
̶ А у нас всё-таки капитализм в стране? Пытаются же регулировать цены даже на продукты.
Бурлаков: ̶ Попытки регулирования цены не есть признаки капитализма или социализма. Основной признак капитализма – это частная собственность на средства производства. У нас, собственно говоря, происходит частная собственность на средства производства. Можно возразить, что те же самые нефтедобывающие компании являются госкомпаниями, но в реальности они не работают с государственным капиталом, а работают как частные фирмы и государство, вкладывая в них деньги и, как один из собственников компании, получая прибыль – дивиденды. На их систему ценообразования, внутреннюю политику или на что другое государство влиять не может. Эти компании действую абсолютно самостоятельно. Но какая разница, кто является владельцем компании: государство, которое, по сути дела, является капиталистическим, или бизнесмен? Разницы никакой нет в этом плане. Население просто платит налоги и повышенную плату за инфляцию.
̶ Вы, как политолог, можете спрогнозировать, что будет дальше?
Бурлаков: ̶ К сожалению, в ближайшее будущее я смотрю без оптимизма. Учитывая нынешнюю ситуацию, совершенно очевидно ухудшение положения – повышение стоимости доллара, обвал бирж – всё это неизбежно приведёт и к инфляции, и к подорожанию. В данном случае ничего хорошего я, честно говоря, не ожидаю. Как правило, ухудшение экономической ситуации ведёт к усилению политического давления, власть начинает предпринимать какие-то экстраординальные меры.
Сложно вообще предсказать, как будут развиваться события, но само по себе признание республик ДНР и ЛНР – это явное нагнетание конфронтации, а значит, ухудшение экономической ситуации.