Приморские проекты оценили в Москве
23:28, 11 декабря 2021 ОбществоПопулярной темой региональных политиков сегодня становится реновация дальневосточных столичных городов. При этом в основном подразумеваются решения по осовремениванию жилого фонда, социальной инфраструктуры, инженерных сетей, дорог, в какой-то степени промышленных зон и прочих специализированных городских пространств, сообщает РИА VladNews.
«Все эти проекты объединяет общая тема – архитектурно-экологическая реновация морского побережья Владивостока. Они учитывают, что даже в городе человек остается частью природы. Невозможно создать нормальные условия для его городской жизни, если сама природная экосистема в границах нашего Владивостока постоянно деградирует»
Однако если говорить о Владивостоке, то здесь из обсуждаемой реновации, по сути, «выпало» все его побережье, которое требует особого внимания.
Беспризорная черта
По краевому закону о Владивостокском ГО, вступившему в силу 1 января 2005 года, у города в настоящее время имеется 144 километра водных границ, то есть берегов – не только на полуострове Муравьева-Амурского, на островах залива Петра Великого, но и на полуострове Песчаном, находящемся на другом берегу Амурского залива. Это разные по функционированию территории – пляжи, частично сохранившиеся труднодоступные природные берега, набережные, причалы портов и предприятий, линии лодочных гаражей и спустившаяся к берегу жилая застройка. Все это как-то регламентируется и непонятно для других развивается. И это требует осмысления и определенных действий на улучшение этой части города.
Но, как считают эксперты Инженерной школы ДВФУ, в разрабатываемых проектах совершенно не учитывается требование восстановления исходного природного контекста. В той же недавно принятой «Концепции пространственного развития Владивостока –2050» необходимость восстановления и сохранения природных экосистем на территории города практически не упоминается. А береговая черта – это как раз один из тех элементов, который должен быть связующим для всего природного каркаса города. Видимо, об этом не подумали, забыли и упустили…
Однако есть люди, которые погружены в тему реновации владивостокских берегов и мечтают о том, чтобы они были максимально приближены к горожанам и были приятной частью их жизни.
Приморские проекты оценили в Москве
Уже много лет студенты департамента архитектуры и дизайна Инженерной школы ДВФУ работают над экологическими проектами Владивостока. Накоплен их богатый багаж, который может послужить на благо развития родного города. И к нему постоянно добавляются новые работы.
На прошедшем этой осенью в Москве международном архитектурном фестивале «Зодчество-2021. Истина», главном архитектурном фестивале России, экологические проекты студентов приморского вуза вновь были замечены и отмечены наградами.
Лучшим в номинации «Экоустойчивая архитектура» был признан и отмечен серебряным знаком студенческий проект Александра Серегина «Центр изучения и восстановления прибрежных ландшафтов на мысе Артур, г. Владивосток» (руководители работы Павел Казанцев, Егор Ван-Хо-Бин и Ирина Пилипко-Осипович). Диплом Союза архитекторов России и Совета по экоустойчивой архитектуре САР заслужила работа Софьи Туценко «Реновация территории завода «Восточная верфь» (руководители работы Павел Казанцев и Егор Ван-Хо-Бин). А третьей приморской работой, представленной на этом конкурсе, был магистерский проект Анастасии Смеловской «Принципы формирования городской среды в условиях восстановления речных экосистем г. Владивостока». Ранее он был отмечен дипломом Московского архитектурного института (МАрхИ) и дипломом 1-й степени Межрегиональной общественной организации содействия архитектурному образованию (МООСАО) на XXIX Международном смотре-конкурсе выпускных квалификационных работ.
Профессор департамента архитектуры и дизайна Инженерной школы ДВФУ Павел Казанцев поясняет: «Все эти проекты объединяет общая тема – архитектурно-экологическая реновация морского побережья Владивостока. Они учитывают, что даже в городе человек остается частью природы. Невозможно создать нормальные условия для его городской жизни, если сама природная экосистема в границах нашего Владивостока постоянно деградирует. Поэтому в основе архитектурных концепций этих проектов лежит восстановление экосистемы прибрежной полосы, ее надводной и подводной части, через формирование ландшафтов, благоприятных для возвращения былого биоразнообразия природных систем».
Руководитель многих экологических проектов студентов считает: «На обычном, бытовом уровне представлений работа архитектора в обустройстве городских набережных – это работа декоратора, расставляющего скамейки, беседки, фонтаны и фонари на асфальто-бетонном променаде. Но при таком подходе нельзя вернуть природные системы на городские берега. Сколько ни очищай ту же бухту Золотой Рог, она не вернет себе репутацию бухты Голубого трепанга. Промышленные здания вдоль берега, бетонные причалы, их вертикально уходящие под воду стенки и их основания после реконструкции должны своей архитектурой воспроизвести утраченные мелководья и зеленые террасы морского побережья, благоприятные для подводных обитателей и наземной флоры и фауны. Такой подход сегодня является новаторским и достаточно необычным для отечественной архитектуры, хотя в мировой практике преобладает уже примерно 5-7 лет. Достаточно посмотреть проекты и реализации набережных Копенгагена, Сиэтла, Ванкувера, Нью-Йорка, Балтимора, Шанхая...»
Берега нужно включить в реновацию
Павел Казанцев предлагает такую оценку к «береговой» части обещанного общественности проекта реновации Владивостока:
«Береговая черта приморских городов – наиболее ценный экономический ресурс их территории, и именно поэтому она подвергалась активному вмешательству человека. Владивосток, основанный как главный морской город России на тихоокеанском побережье, не исключение. К настоящему времени город практически утратил свою естественную береговую черту. Формирование порта, промышленно-транспортных зон в пределах основного градостроительного пятна вдоль побережья бухт Золотой Рог, Диомид, Улисс и побережья Амурского залива привело к нарушению функциональных и композиционных связей основного массива городской застройки и прибрежной акватории, а также к полной деградации исходных экосистем береговой суши и прибрежных мелководий.
Но именно сегодня создаются уникальные условия для возращения природы в прибрежную часть города, когда активно обсуждается и предлагается в проектах вынос за городскую черту сложившихся в XIX – начале ХХ вв. прибрежных промышленно-транспортных и портовых зон (Первореченской нефтебазы, 92 СРЗ, Владивостокского порта...), что открывает широкие возможности для архитектурно-экологической реновации побережья...»
Виктор КУДИНОВ