Школа приемных родителей - как подготовиться к важному событию

Корреспондент РИА VladNews провел один день в такой школе

14:16, 29 июня 2021 Общество

Приемная семья – это семья или один человек, не состоящий в браке, который добровольно взял на воспитание ребенка или несколько детей-сирот. Отличие приемной семьи от усыновления в том, что усыновленный ребенок принимается в семью на правах биологического ребенка, а в приемную – до совершеннолетия или окончания учебы (но не старше 23 лет). Приемные родители получают от государства денежные средства на содержание ребенка. За ребенком сохраняются алименты, пенсии и прочие выплаты, которые переходят в распоряжение приемных родителей для расходования в интересах детей. Важно знать, что у приемного ребенка сохраняется статус сироты. Информация о нем находится в базе данных на усыновление.

Люди, которые планируют принять ребенка в семью, не всегда могут сразу четко определиться, останутся ли опекунами или усыновят сироту. В любом из вариантов сценария родителя ждёт масса серьезных задач. Подготовиться ко всему невозможно, но проработать нестандартные ситуации, с которыми сталкиваются все приемные родители, и понять собственную мотивацию – вполне реально. Для этого в России работают школы приемных родителей. Там опытные психологи проводят занятия с кандидатами.

Главной задачей педагоги и психологи ставят осознание мотивации усыновления. Понятно, что ребенок, попадающий под усыновление, уже пережил психологическую травму, в той или иной степени. В связи с этим необходимо понять истинные причины кандидатов в усыновители, их психологическую готовность принятия ребенка в семью во избежание дальнейших возвратов.

Школы приемных родителей действуют в России с 2000 года. С 2012 года обучение в них стало обязательным для всех, кто собирается взять ребенка на воспитание.

Корреспондент РИА VladNews посетила занятие в школе приемных родителей

Школа приемных родителей, которую я посетила, находится в Артеме в Центре содействия семейному устройству. Занятия проходят в довольно просторном классе. Посреди класса стоит диван, по бокам - несколько кресел. В них с комфортом расположились ученики школы – молодые и зрелые пары, некоторые пришли по одиночке. Напротив учеников сидит преподаватель – психолог высшей категории.

Но увидеть все это мне довелось не сразу. Будущие приемные родители половину занятия не давали разрешения журналисту присутствовать в классе. Причины разные – кто-то собирается усыновить малыша и уже сейчас охраняет тайну усыновления, кто-то не хочет отвечать на вопросы. Так или иначе: полтора часа из трех, что идет занятие, я просидела за стенкой в кабинете директора.

Школа приемных родителей – история обязательная, тех, кто пришел в органы опеки, первым делом отправляют на занятия. Поначалу многие считают, что впустую тратят время. Некоторые открыто говорят: учиться тому, что самой природой заложено в человеке, — просто глупо. Поэтому к появлению журналиста все отнеслись насторожено, однако ко второй половине занятия градус настроения изменился, и я зашла в класс.

(Разговор услышан с середины, но автор попытался отразить суть, а не вырванные из контекста отрывки речи – примечание редакции)

Психолог и ученики обсуждают декрет. Почти все кандидаты в родители до этого занятия были уверены в том, что декрет нужен, только если речь идет о ребенке до трех лет. Но педагог уверяет - это не так. Многие берут трехлетнего малыша в семью и думают, что отдадут его сразу в детский сад. Взрослые забывают, что ребенок не родился в семье три года назад, он родился в семье в тот момент, когда его привели из детского дома. Именно этот момент надо считать моментом его рождения для вас, уверена педагог-психолог. С рождения детей в детский сад не отдают. Родители должны дать ребенку тепло, заботу, чувство защищенности. «Родные родители не дали ему этого, а вы должны дать», — говорит психолог. Брать декретный отпуск или нет, каждый решает сам, но ученикам школы его рекомендуют. Привязанность между родителем и ребенком не складывается сама собой. Это постоянное общение и забота.

Женщина средних лет спрашивает педагога: а что, если с ребенком будет сидеть ее мама, пока та будет на работе. Это не воспитатель из детского сада и не чужая няня, а родная мать – член семьи. На это педагог резонно замечает:

 - «Ну и кто тогда усыновил этого ребенка, Вы или ваша мать?»

- «Я», — говорит женщина

- «А кто заботится о ребенке? Кто готовит ему еду, помогает одеться, застегнуть сандалии, оберегает малыша и общается с ним?», — уточняет педагог.

- «Моя мама», — говорит женщина.

- «Так кто ребенка усыновил?»

- «Моя мама».

Занятия в школе приемных родителей дают человеку только то, что он еще не знал, о чем чаще всего даже не задумывался.  Кризис – это смена модели. Относиться к кризису в общении с ребенком надо правильно. Это всего лишь переход к чему-то новому, по сути, это развитие ваших отношений. Именно в таком ключе на занятиях обсуждают кризисные периоды. Кстати, происходят они в общении со всеми детьми – приемными и родными. Многие из учеников школы имеют кровных детей. После занятий все признают, что опыт, полученный в школе, полезен в принципе всем. Будущие усыновители жалеют о том, что не получили его раньше.

Мужчина лет 45-ти рассказывает педагогу, что у него есть родные дети, но только сейчас он понял, что конфликты в общении с детьми проходят гладко, когда сам родитель дорос до их решения.

- «С детьми надо вести себя адекватно. Взрослого человека может нести, а страдать то будут от этого они», — говорит мужчина.

- «Дети берут с нас пример. Мы сами решили, что можем быть родителями, но часто мы решаем так, только потому что вступили в детородный возраст, а надо быть созревшим для этого психически», — делится женщина средних лет.

- «Надо адекватно реагировать на просьбы и отказы ребенка. Да, он может сказать, что чего-то не хочет и что-то делать не будет. Здесь нам, взрослым, важно отнестись к этому без агрессии и обиды. Это большой труд – отстроить все у себя в голове. Но это – первая задача взрослого человека», — рассказала женщина средних лет, которая пришла на занятия с мужем.

Психолог подводит итог: ребенок может взять у вас только, то что у вас есть. Мы можем поделиться только тем, что имеем сами. Родительство – это профессия, в которой надо постоянно работать над собой.

В школе приемных родителей не ставят оценок, но дают домашние задания. В конце занятия ученикам дали задание нарисовать герб семьи, написать устав своей семьи. К заданию, по желанию, можно подключить родственников. Если пара семейная, то мама пишет эссе «Роль папы в семье», а папа пишет «Роль мамы в семье».

Кроме того, ученикам поручили сочинить сказку про приемность. Стилистика должна быть такой, как для ребенка 3-5 лет.

«Вам уже не страшно получать домашние задания?», — спрашивает педагог психолог.

«Нет», — хором отвечают ученики. 

При любой форме устройства ребенка в семью родители обязаны пройти обучение в школе приемных родителей. Сейчас исключение делают только родственникам малыша, которые хотят принять его в семью. Но психологи в один голос уверяют, что и этой категории граждан нужна школа. Даже если приёмные родители состоят с ребенком в кровном родстве, они столкнутся со сложностями в процессе совместной жизни. Облегчить жизнь себе и ребенку помогают в школе приемных родителей.

Материал подготовлен в рамках проекта "Рожденные сердцем".