Независимые АЗС могут обанкротиться уже к лету
13:46, 4 апреля 2021 ЭкономикаНа Дальнем Востоке бушует топливный кризис. Рекордный рост цен зафиксировали в Приморском крае, Хабаровском крае и на Сахалине. Один из двух дальневосточных нефтеперерабатывающих заводов закрылся, а везти топливо из других регионов России — дорого. Независимые АЗС могут обанкротиться уже к лету, сообщает РИА VladNews.
«АЗС вынуждены покупать топливо на бирже дороже, чем оно продаётся в рознице», — заявил «Известиям» глава Приморского топливного союза Владимир Черсков. Но покупать дороже, а продавать дешевле сейчас могут только компании ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании, в Приморье представлены заправочными станциями Роснефти и ННК). Частные АЗС вынуждены повышать цену. Это делает их неконкурентоспособными: в итоге частники могут уйти с рынка. Уже этим летом Дальний Восток может охватить небывалый топливный кризис. Цена бензина достигнет исторического максимума, а его наличие – исторического минимума.
В январе-феврале этого года Приморье, как и другие регионы ДФО, столкнулось с топливным кризисом. Дефицит бензина возник как раз из-за того, что Хабаровский нефтеперерабатывающий завод не функционировал – на производстве случилась авария. В самом Хабаровске ситуация докатилась до того, что бензин стали отпускать по талонам. В Приморье до этого не дошло, но заправиться было не просто, даже там, где бензин был, за ним приходилось часами стоять в очереди. К лету ситуация может повториться, только сценарий будет куда хуже.
Дальневосточный Федеральный округ ежегодно потребляет 6 миллионов тонн бензина, местные нефтеперерабатывающие заводы - Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре производят только 4 миллиона тонн. В середине апреля один из двух НПЗ - Хабаровский, закроется на ремонт. Руководство завода обещает справиться с работами за месяц, но как будет на самом деле – неизвестно.
Коммерческий директор сети АЗС BENZO Анна Моисеенко рассказала РИА VladNews, что ситуация действительно «крайне печальная для всех независимых АЗС». Когда Хабаровский НПЗ закроется на ремонт, Комсомольский поднимет выработку на 15%, но этого не хватит, чтобы удовлетворить потребности регионов ДФО. АЗС будут вынуждены больше закупать в Омске, Ангарске и других городах. Каждый километр Транссиба увеличивает стоимость топлива.
«Решение только одно – мы ждём льготу - демпфер на ЖД тариф перевозки топлива, который нам обещают с первого июня. Он существенно поможет. Сейчас рекордно высокие цены на бензин. Губернатор подписал письмо, что согласование находится на финальной стадии. В случае, если такая льгота будет, то мы сможем закупать топливо с удалённых точек, и цена на доставку будет ниже, значит и итоговые цены на бензин будут ниже. На Омском или Ангарском НПЗ цена ниже на закуп изначально, а с учётом доставки получается выше. Если сможем добиться льготы, то розничную цену мы сможем пересмотреть», - отмечает директор АЗС BENZO.
Глава Приморского топливного союза Владимир Черсков отметил, что цена тонны бензина Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже при покупке с Ангарской нефтехимической компании (АНХК) 29 марта составила 56 тысяч рублей. Учитывая железнодорожный тариф до Владивостока – это 7,5 тысячи рублей, цена тонны топлива - 63,5 тысячи рублей, или 48,6 рубля за литр. В итоге цена Аи-92 в рознице на независимых АЗС превышает 52 рубля за литр.
Заявление главы Приморского топливного союза Владимира Черкасова о том, что независимые АЗС могут обанкротиться – небезосновательное. Директор такой АЗС сама подтверждает, что им уже давно нелегко, а с закрытием Хабаровского НФЗ и дисбалансом между оптовыми и розничными ценами может стать ещё хуже.
«С осени мы были вынуждены отказаться от аренды или продать семь своих заправок по краю – это серьёзный показатель. Все текущие расходы, которые можно было сократить, мы уже полностью сократили. Единственный выход опять же – ждать демпфера. Сейчас мы готовимся к любому сценарию и по максимуму закупаем бензин, чтобы сделать запасы», - говорит коммерческий директор сети АЗС BENZO Анна Моисеенко.
Субсидия снизит затраты на транспортировку топлива почти в два раза. Это поддержит не только частные АЗС, но и самих потребителей, ведь мера поддержки отразится на стоимости литра.
Руслан НОВИКОВ