Что если останутся только «Самбери» и «Реми»?
18:32, 22 марта 2021 ОбществоХабаровская сеть гипермаркетов «Самбери» покупает «Фреш25» и «Радиус». В это же время сеть супермаркетов «Реми», по информации РИА VladNews купила сеть супермаркетов «Парус». Конкуренция в рознице сводится к минимуму, но при этом разгорается как никогда. Как объединение сетевых гипермаркетов скажется на цене, ассортименте и качестве продуктов, которые мы едим каждый день?
В деловых кругах обсуждают глобальные слияния крупных ритейлеров Дальнего Востока. В «Самбери» подтвердили поглощение «Фреш25».
(Ритейлер – продавец в розничной торговле)
«Самбери» поглощает «Фреш25» и «Радиус», который по сути является проектом сети «Фреш25». Приморская сеть супермаркетов вывела на рынок новый бренд «Радиус» в 2016. «Радиус» — это сеть придомовых супермаркетов, где можно купить самое необходимое по низкой цене. Формат продиктован кризисом, люди стали внимательнее смотреть на цены. Теперь оба ритейлера становятся частью «Самбери».
По сути, в Приморском крае появится ритейлер-гигант с долей рынка более 60%. Создание закупочных союзов, объединение логистических платформ – неплохой инструмент в борьбе за место под солнцем. Союзы позволяют небольшим торговым операторам более уверенно вести диалог с продавцами-гигантами.
Система франшизы в России развита слабо по сравнению с теми же европейскими странами. Когда плохо структурированная франшиза ложится на такой же локальный бизнес, последний начинает работать менее эффективно. Если бизнес уже был не эффективен, он перестает работать совсем.
Входя в закупочный союз, торговая сеть сохраняет рычаги влияния и роль своего бизнеса. При этом компания получает дивиденды как часть крупной торговой сети.
По сути, локальные ритейлеры таким образом защищаются от федеральных и международных гигантов. Правда, сам Приморский край гигантам пока не интересен. Регион удален от центральной части России, в нем недостаточно торговых площадей и складов класса А. Эксперты уверяют, что главной проблемой все равно остаются люди, которых на Дальнем Востоке России почти нет. Население Приморского края менее 2 миллионов человек, и оно неравномерно размазано по огромной территории. Другое дело, если в крае появится действительно большой игрок с разработанными локациями, торговыми площадями, складами и логистикой. Поглотить такой бизнес – уже интересно. Кандидат экономических наук по специальностям «Экономика и управление народным хозяйством» и «Финансы, денежное обращение и кредит», Максим Кривелевич уверен, что слияние «Самбери» с «Фреш25» и «Радиусом» может привести в регион сверхгиганта типа «Ашан», «Лента», Дикси».
«Торговые площади и склады можно построить, но где взять людей? Если бы здесь жили несколько миллионов человек, то другое дело. Но важно оценивать не только количество людей, но и количество денег у этих людей. В Приморье не хватает платежеспособного населения чтобы делать тут продающую мегаструктуру.
В условиях, когда более сильный «Самбери» поглощает «Фреш25» и «Радиус», больше шансов, что к нам зайдет огромная федеральная сеть. Сама по себе она не придет, но она может однажды поглотить «Самбери». То есть, прийти на наработанные локации, в готовые торговые площади с простроенной логистикой», - говорит эксперт.
«Реми» купил «Парус» и, по сути, создал конкуренцию сверхновому торговому гиганту. В популярном приморском паблике появился опрос, где подписчиков спрашивают, как они отреагируют, если завтра из супермаркетов останутся только «Реми» и «Самбери». Подобные «вбросы» по сети наблюдаются все прошлую неделю, но представители сети супермаркетов «Реми» на вопросы журналистов пока не отвечают.
Удивительно, что подавляющее большинство комментариев к опросу свелось к тому, что «Фреш25» давно пора закрыть – низкое качество, высокая цена, скудный ассортимент. Эксперты посерьёзнее отмечают другие причины слияния.
Мы живем в период высокой концентрации, во времена Amazon и AliExpress. В каком-то смысле мир стал маленьким, сегодня бананы из Эквадора могут продаваться рядом с картофелем местного урожая, и картофель может стоить дороже. Для потребителя по большому счету выгоден принцип единого окна. Интересно, что в политике человеку-потребителю нужна конкуренция, а в экономике его вполне устроит монополизм. Политический монополизм ведет к тому, что вы теряете право голоса. В экономике отсутствие конкуренции форм ведет всего лишь к унификации. Объединение крупных торговых сетей в два больших конкурирующих лагеря приведет к росту стандартов, считают эксперты. Четыре кита, на которых стоит розничная торговля «цена-качество-ассортимент-локация», поменяли расстановку. Теперь покупатели оценивают качество так же, как цену, а иногда и вовсе обращают ещё больше внимания. Но вместе с качеством растет и стоимость.
«Есть сыр из молока и есть сыр из пальмового масла. Чем больше в регионе неплатежеспособных, тем больше вероятность того, что на прилавках может остаться только сыр из пальмового масла. Качественный натуральный сыр просто перестанут покупать, потому что он дороже. В итоге продукт исчезнет с прилавков. Для наименьшей части населения возникает другая проблема. Деньги на хороший продукт есть, но самого продукта нет. Доступность качественного и полезного питания здорово уменьшается», говорит кандидат экономических наук по специальностям «Экономика и управление народным хозяйством» и «Финансы, денежное обращение и кредит», Максим Кривелевич.
Ритейлерам гигантам проще балансировать между ценой-качеством-ассортиментом. Сведенная к минимуму конкуренция заставит держать высокую планку, говорят эксперты. Серьезной проблемой для Приморья является высокая добавочная стоимость продукта. Наценки агрессивные. Отечественной продукции практически нет, а импортная — это в обязательном порядке таможня, налоги, форс-мажоры. Москва – крупный центр, вокруг которого расположено производство – это и промышленность, и сельское хозяйство. Вокруг нас практически ничего нет, даже местное производство держится на импортном сырье. Потребителям не стоит беспокоиться о росте цен, потому что цены будут все равно будут расти, вне зависимости от объединений торговых сетей.