Рабочие грозят объявить бессрочную забастовку
17:18, 2 октября 2020 ОбществоВо Владивостоке происходит уникальная ситуация - рабочие стучат касками, но не от плохой жизни, а от хорошей. Сегодня, 2 октября сотрудники Владивостокского морского торгового порта вышли на второй день митинга против увольнения генерального директора ВМТП Заирбека Юсупова, - сообщает РИА VladNews. Рабочий коллектив отзывается о директоре с большим уважением, говорят, что зарплата при нем выросла, а условия труда улучшились. Причиной отставки люди открыто называют конфликт интересов владельцев FESCO.
1 октября на территории морского порта прошел митинг. В нем приняли участи 1500 человек, весь день люди сменяли друг друга. Работа порта в этот день остановилась. Профсоюз помог с организацией – привезли лавки, воду, микрофон. Весь день в защиту Заирбека Юсупова выступали простые сотрудники порта. Народ требовал восстановить директора в должности.
Сегодня погода внесла коррективы, митинг переместился в здание. В остальном все проходит по вчерашней программе, кроме того, что порт возобновил работу – предприятие все-таки стратегическое.
«У нас сейчас порт работает в обычном нормальном режиме. Те сотрудники, которые принимают участие в митинге – это сотрудники, которые пришли после ночной смены, некоторые сегодня пришли в свой выходной. Некоторые сотрудники действительно пошли на собрание с работы, но они друг друга меняют и порт работает в нормальном режиме», - сообщили в пресс-службе ВМТП.
Почему работяги бьются за директора?
Заирбека Юсупова поддерживает многотысячный коллектив торгового порта. Разговоры о том, что людей на собрания выводят – выдумки. Каждый разговор с работником порта моментально перерастает в беседу с большим коллективом. Работники порта рассказывают о Юсупове с жаром, забегая друг другу вперед.
«При приходе Юсупова Заирбека Камильевича у нас сразу стала закупка техники. Не просто техники, а хорошей техники: тягачей, автопогрузчиков новых китайских. Они ездили туда и закупали технику, которая нужна для перевалки, чтоб груз перерабатывать. До него ни Робканов, ни Местулов, ни один руководитель не покупал технику. Ездил на старье, добивали то, что есть», - делится Владимир Ковальчук, слесарь ВМТП.
Владимир Гетман, слесарь ВМТП
«До этого никто из руководителей ничего подобного не делал, все старались только с этого что-то поиметь, нажиться без вложения капитала. А этот человек пришел, увидел перспективу, вложился и начал поднятие коллектива с колен. Все! После его ухода думаем, что ничего хорошего нас не ожидает», - рассказывает Владимир Гетман, слесарь ВМТП.
Заирбека Юсупова уволили без объяснения причин. Работники порта утверждают, что ни одной объективной причины для этого действительно не было.
Изменения, которые произошли под руководством Юсупова за 4 года:
- в ВМТП провели модернизацию, закупили современное оборудование;
- перевалка грузов выросла в два раза;
- зарплата сотрудников порта в среднем увеличилась на 30%;
- увеличился социальный пакет для сотрудников порта.
Коллектив торгового порта рассказывает, что Заирбек Юсупов показал себя не только эффективным менеджером, но и просто порядочным человеком. Первым делом отремонтировал несколько помещений, в которых разместили комфортные душевые и сауны для работников порта. Все время пребывания на посту Юсупов вводил дополнительные меры поддержки в социальный пакет работников порта. Сегодня социальному пакету ВМТП нет аналогов во всем Приморском крае. Сотрудники порта получают лучшую медицинскую помощь, выплаты по рождению ребенка, обеспечены местами в детском саду, предприятие предоставляет спортивные залы, бассейн и даже услуги массажиста. Главное, что пользоваться этим могут не только рабочие ВМТП, но и члены их семей.
«У нас на предприятии трудятся 2,5 тысячи человек, вместе с семьями это почти 10 000 человек. Мы выходим стучать касками за себя, за свое будущее и будущее своих семей. Мы с ним себя людьми почувствовали, он дал нам достойную зарплату и достойные условия труда. Таких предприятий в крае больше нет, и наш порт стал таким именно при Юсупове», - рассказывает докер ВМТП Василий Никитин.
На всех причалах, во всех помещениях и кабинетах вист табличка с электронной почтой Заирбека Юсупова. К нему можно обратиться лично и он всегда отвечает, реагирует на конфликтные ситуации, жалобы, помогает решать личные вопросы.
«У товарища ребенок сильно заболел, дочка. Не знали как в Москву отправить, надо было операцию делать. Заирбеку Камильевичу написали и все, в несколько часов решился вопрос! Вы представляете? Все оплатили полностью лечение. Нашли билет на самолет и ближайшим рейсом ребенка отправили», - делится докер ВМТП Василий Никитин.
За что тогда уволили Юсупова?
Компания FESCO причины увольнения не объясняет, но коллектив уверен, что их директор стал жертвой конфликта интересов.
Транспортная группа FESCO задолжала своему главному активу ВМТП колоссальную сумму – 19 миллиардов рублей. Накануне своего увольнения Юсупов потребовал от FESCO вернуть долг.
Дмитрий Широкоступ, зам. гендиректора производственного отдела ВМТП
«Это вопрос как раз Заирбек Камильевич и поднял. Где те деньги, которые мы как порт давали вам? А это 19 миллиардов рублей. И сразу резко, в течении нескольких дней начало приниматься это решение. Понятно, что им неудобен этот вопрос, понятно, что ничего они не собирались ворачивать», - рассказывает Дмитрий Широкоступ, зам. гендиректора производственного отдела ВМТП.
За два дня до увольнения Юсупова РБК публикует статью о том, что один из главный акционеров FESCO Зиявудин Магомедов, владеющий 32,5% группы компаний, заявил о готовящемся рейдерском захвате компании и призвал правоохранительные органы этого не допустить.
Магомедова арестовали в марте 2018 по подозрению в организации преступного сообщества, несмотря на это он до сих пор является крупнейшим акционером транспортной группы FESCO.
Из материала РБК от 28.09.2020. «Два из трех крупнейших акционеров FESCO — Гарбер и американская TPG — ведут переговоры о продаже своих акций. Об этом РБК рассказали акционер одного из крупнейших железнодорожных операторов и менеджер крупного банка, кредитующего транспортные компании. Несмотря на попытки партнеров убедить бизнесмена [Зиявудин Магомедов – прим. ред. VladNews] продать акции совместно, он отказался, добавил источник, близкий к совету директоров FESCO».
В начале сентября так же без объяснения причин с должности был снят президент FESCO Максим Сахаров. На его пост назначен Аркадий Коростелев. Заирбек Юсупов, кроме генерального директора ВМТП, занимал должность вице-президента FESCO. Юсупова, убрали как неугодную фигуру, но крепкого хозяйственника, одного из самых эффективных менеджеров страны пытаются вернуть обычные работяги, сотрудники порта, которым не безразлична собственная судьба.
«Подобная протестная активность может привести к коллапсу на предприятии, тем более на фоне слухов, которые частично подтверждаются в части не совсем доброжелательных намерений нового руководства в отношении градообразующего предприятия ВМТП. В Приморье если сформировать подобные точки напряженности, они могут стать триггером для взрыва общественных настроений», - комментирует ситуацию политолог Павел Наливайко.
Что дальше?
Сегодня порт возобновил работу. В совет директоров ушло письмо от профсоюза докеров, в котором коллектив опираясь на закон требует провести переговоры с теми, кто принимал решение об увольнении Юсупова с должности гендиректора. Кроме того, рабочие требуют «…предоставить доказательства виновных действий Юсупова Заирбека Камильевича, послуживших основанием для прекращения его полномочий». Также в письме говорится: - «В случае невыполнения наших требований и не вступления в переговоры в рамках примирительных процедур вынуждены будем приостановить работу и объявить забастовку»!
Руководство FESCO в свою очередь распространило среди рабочих сообщение о том, что сегодня в должность вступает Роман Кухарук. Он уроженец Владивостока, хорошо знает специфику региона, работу предприятия, зарекомендовал себя, как опытный портовик.
Коллектив ВМТП нового директора не принимает и не только из уважения к Юсупову. Портовики говорят, что знают Кухарука и ничего хорошего о нем сказать не могут. Роман Кухарук работал в ВМТП с 2012 по 2015 год.