Заведующий кабинетом профилактики наркологических расстройств Александр Иванович Кубиков – в интервью РИА VladNews
11:58, 1 сентября 2020 ОбществоВ современном мире люди всё реже начинают думать о будущем и своём здоровье. Всё чаще молодёжь, попадая в «плохие компании» начинает употреблять наркотики, думая, что это ненадолго. Почему люди начинают употреблять наркотики, насколько тяжело им потом избавиться от зависимости – рассказал заведующий кабинетом профилактики наркологических расстройств Александр Иванович Кубиков.
- Насколько тяжело избавиться от наркозависимости человеку, который перешел черту?
- Тут важно разобраться, что понимается под чертой. Для одного пациента последняя черта – разбитая машина, для другого потеря семьи и работы, для третьего – лишиться квартиры. Осознание начинается тогда, когда упал и больно ударился. А для некоторых лиц все вышеперечисленное вообще не падение и не боль: как употреблял наркотики, так и употребляет. Отказ от них достигается осознанием проблемы. Для этого в отделениях медико-социальной реабилитации наркологического диспансера разработана и внедрена программа мотивации на лечение, программа осознания, которая заняла второе место в России по эффективности. Ребята, прошедшие курс лечения, отказываются от употребления наркотиков.
- Есть ли факторы, которые могут подтолкнуть, возможно, на бессознательном уровне, человека употреблять наркотики?
- Кажется, Ж-П Сартр сказал, что себя обмануть невозможно. Люди осознанно пробуют наркотики и начинают их употреблять. Это может быть давление деструктивной группы, и, чтобы быть «как все», человек пробует ПАВ. Возможна ситуация, которую личность не в состоянии разрешить в силу возрастной незрелости. Например, подростку 15 лет, родители разводятся. Чтобы не чувствовать боль, он начинает пробовать наркотики. Есть так называемые «неустойчивые личности», зависимые от лидера. Если лидер поднимает штангу, он будет заниматься штангой. Лидер станет принимать ПАВ – будет принимать ПАВ. Есть еще лица, осознанно принимающие наркотики, чтобы выглядеть в собственных глазах «круто». Но повторюсь: приобщение к наркотикам происходит осознанно. Личность несет полную ответственность за свой выбор. А бессознательно…. Разве что бессознательное «стремление к смерти», преобладание «энергии Танатоса» – если вспомнить терминологию З. Фрейда.
- В чем заключается, по вашему мнению, социальная опасность (чем опасны для общества, окружающих людей), употребляющих наркотики?
- Человек, употребляющий наркотики, разрушает себя и мир вокруг себя. Вспомнилась наша пациентка, которая много лет «кололась», несколько раз лечилась, и, наконец, переслала употреблять. Девушка окончила ВУЗ, вышла замуж. Она рассказала, как на третьем году трезвой жизни случайно встретила тех, с кем употребляла, и подвезла их на своей машине. Парни курили в салоне, прожгли обивку на потолке, плевали на пол. Бывшая пациентка была в шоке, вспомнив, что раньше ничем не отличалась от своих пассажиров... Страдает семейная сфера, производственная, страдает обороноспособность страны. Наркомания – это криминал. Возьмите любого зависимого от наркотиков: или находится под следствием, или уже осужден, отсидел, вышел… Или обдумывает преступление. Социальную опасность наркомании преуменьшить невозможно.
- Что самое трудное в борьбе с наркоманией?
- Я выделил бы два фактора. Первый – тяга к наркотику, «крейвинг». В такие моменты пациент может быть не способен к диалогу с психологом. Поэтому психотерапия должна быть очень гибкой. После купирования влечения пациенты благодарят врачей за помощь, еще больше понимают возможности реабилитационной программы. А вторая трудность – найти в ворохе психологических защит и личностных дефицитов здоровое ядро личности, которое нацелено на отказ от ПАВ. Это длительный процесс. Поэтому программа реабилитации и рассчитана на три месяца.
- Каков ущерб, который наносит себе личность, употребляя наркотики?
- В некоторых случаях непоправимый. Зависит от наследственности, хронических заболеваний, дозировки и сроков употребления наркотика. Встречаются пациенты «инкурабельные», не поддающиеся лечению, деградировавшие. Но есть один важный фактор в судьбе любого наркомана – молодость. Наркомания – болезнь молодежи. Молодой организм обладает огромными восстановительными ресурсами. Если наркозависимый решил выздоравливать, будет хороший результат. Через пять лет ремиссии, отказа от наркотиков, только опытный взгляд нарколога найдет во внешности пациента и поведении последствия употребления.
- Почему основные потребители - это молодежь?
- Потому что молодежь «временно бессмертна». Не ощущает юное тело своей смертности, нигде не колет, не болит. Оптимизм диктует мысли, что беда может случиться с кем угодно, но не со мной. Многих сгубил лозунг «все надо попробовать». Вот и экспериментируют над собой. Мы, в силу профессии, к сожалению, видим именно таких ребят. Но есть и другая молодежь, которая учится, ставит перед собой цели. Будущее за ними. И те ребята, что выздоравливают, тоже пополняют их ряды.
- Кто же виноват? Общество, государство или же сам человек, употребляющий наркотики?
- Наркомания – болезнь. Неэтично рассуждать в критериях «виновен - не виновен». Как у Достоевского: «Слаб человек». Оступился – исправится. А наркология поможет.
- Какие плюсы и минусы у антинаркотической политики России?
- Серьезный вопрос. Я не могу оценить всю антинаркотическую политику нашего государства. Но на своем уровне (а работа наркологов тоже входит в антинаркотическую политику) отмечу, что мы работаем с отдачей. Есть хорошие результаты как профилактики, так и лечебно-реабилитационного процесса. Мы проводим совместные профилактические мероприятия с Управлением по контролю за оборотом наркотиков; наркополиция тоже работает хорошо. С учетом психологии молодежи выстраивают свою деятельность общественные молодежные организации. Человек, попавший в наркоманическую паутину, получит поддержку в любой точке своего падения именно благодаря антинаркотической политике государства.
- Влияет ли ген родителей на то, что ребенок, родившийся в семье людей, где наркотики стали обыденной вещью, станет тоже употреблять наркотические вещества?
- Не столько гены, сколько «обучающее поведение» родителей наркоманов. До трех лет ребенок воспринимает поведение родителей как норму. В будущем он или станет употреблять, как они, или вообще не будет употреблять никаких ПАВ. Мы знаем таких детей алкоголиков и наркоманов. Конечно, возможны и другие варианты развития личности, выросшей в среде наркоманов.
- Как бороться?
- Легче предупредить, чем лечить. Крайне важна профилактическая работа с населением. Школы, колледжи, институты, воинские части, трудовые коллективы - объекты деятельности Кабинета профилактики наркологических расстройств. Очень ценна обратная связь после проведенных мероприятий, когда задают вопросы один на один. Такие консультации помогаю решить конкретную проблему конкретному человеку. К сожалению, пандемия коронавируса лишила возможности проводить мероприятия так часто, как необходимо. Выручают СМИ, публикующие интервью с нашими специалистами. Хочется выразить благодарность газете «Владивосток» и ее редактору Воронежцевой Е.Г. за неравнодушие к теме профилактики наркологических заболеваний.
- Как сказать наркотикам - нет?
- Первый шаг – обратись в краевой наркологический диспансер. Второй шаг - доверься своему врачу-наркологу, не спорь, смиренно делай то, что он рекомендует. Третий шаг – пройти выбранную программу лечения. Четвертый шаг – после прохождения реабилитационной программы ходи на поддерживающее лечение. Это работающая модель сказать наркотикам «нет». И многие уже сказали!
- Есть ли статистика, по которой богатые чаще употребляют наркотики, или же наоборот?
- Люмпенизированные слои больше подвержены употреблению табака, алкоголя и наркотиков. Рынок сбыта один: и бедные и богатые берут ПАВ у одних и тех же наркоторговцев.