Молочная продукция в России может подорожать на 10%

Эксперты рассказали почему

14:46, 13 апреля 2020 Общество

Потребительские цены на молочную продукцию могут вырасти примерно на 10%, не исключают эксперты издания «Ветеринария и жизнь». Однако производители и ретейл ищут резервы, чтобы не допустить резкого подорожания, сообщает РИА VladNews со ссылкой на издание "Ветеринария и жизнь".

«Если кризис затянется, то неминуемо будут повышаться потребительские цены на молочную продукцию не менее чем на 10%. Причем биржевые товары, такие как масло и сыр, сухое молоко, могут подорожать еще больше из-за роста курса доллара и евро. Даже белорусское сырье подорожает, потому что оно привязано к доллару», – убеждена директор Молочного союза России Людмила Маницкая.

Однако это самый пессимистичный сценарий, поскольку на фоне падения доходов населения поднимать цены нелогично, отмечает эксперт.

«Возможно, мы скорректируем цены, отчасти продуктовую линейку и каналы продаж. Очевидно, что рынок ретейла сегодня значительно перестраивается в результате кризиса», – рассказал «ВиЖ» Дмитрий Матвеев, президент группы компаний «Кабош» – агропромышленного холдинга, включающего предприятия по производству молока, сыра и тепличный комбинат.

Повышение потребительских цен возможно из-за подорожания кормов и компонентов, оборудования, запчастей, упаковочного и генетического материалов, стоимость которых привязана к доллару и евро.

«Производители премиксов и все участники кормового рынка будут вынуждены повысить цены в среднем на 30% и выше, в зависимости от рецептуры, поскольку более 80% сырьевых компонентов не производятся в России, а импортируются», – говорит Людмила Маницкая.

По ее словам, резко подорожали компоненты. В частности, витамин А вырос в цене на 30%, витамин Е – на 50%, витамин В2 – тоже на 50%, витамин D3 – на 100%, биотин – на 200%. Такой скачок цен вызван также недостатком производственных мощностей и нарушением логистики из-за пандемии COVID-19 в странах, производящих витамины, – прежде всего в Китае и Евросоюзе. Сложности коснулись не только рынка кормов.

«Более 50% оборудования для молочно-товарных ферм закупается и поставляется из-за рубежа по ценам в евро. Поэтому строительство и модернизация животноводческих объектов могут быть заморожены. То же самое и с поставками импортного скота и биоматериала», – отмечает Людмила Маницкая.

Оборудование для молочного производства поставляется из Италии, Швеции, Германии, Швейцарии, Польши и США. Импортируется также упаковка, лабораторное оборудование, расходные материалы и дезинфекторы, сообщила эксперт.

«Увеличились сроки их поставок, потому что переход партнеров на удаленную работу существенно осложнил процедуру оформления. Кое-где срываются плановые техосмотры. На некоторых предприятиях работали иностранные консультанты по оборудованию, рецептурам и технологиям, которых сегодня отозвали из России», – рассказывает Людмила Маницкая.

За евро и доллары закупаются не только корма и оборудование для молочных ферм, но и генетический материал для поддержания поголовья, сообщил «ВиЖ» Дмитрий Матвеев.

«Даже на те компоненты, которые производятся в России, например на кормовой шрот, часто цена формируется в валюте. Все составляющие для производства сыра – закваски, ингредиенты, пакеты, пленки – мы тоже привозим из Европы. Ситуация с курсами валют напрямую отражается на себестоимости нашего основного продукта – сыра», – говорит Дмитрий Матвеев.

По этой причине участники молочного рынка предлагают обнулить ввозные пошлины на кормовые добавки, премиксы, витамины, закваски и другие ингредиенты, которые в России не производятся или выпускаются в ограниченном объеме.

По мнению Людмилы Маницкой, в числе мер господдержки могут быть также компенсации энергетических и складских затрат, возмещение расходов на ГСМ, смягчение условий получения субсидий на модернизацию производства. Важно предусмотреть компенсации предприятиям при возможном закрытии на карантин, отмечает директор Молочного союза.

В отраслевом союзе отмечают, что фермы уже начинают испытывать трудности с реализацией сырья, поскольку заводы снижают объемы закупок. Уменьшают заказы и торговые сети. Также не скоро восстановится еще один рынок сбыта молочной отрасли – сфера услуг индустрии гостеприимства – общественное питание и гостиничное хозяйство (HoReCa). На этот сегмент рынка приходилось 30–50% продукции большинства молокоперерабатывающих предприятий.

Тем временем премьер-министр Михаил Мишустин 9 апреля поддержал предложение «Единой России» по заморозке цен на продукты. По сообщениям в СМИ, в правительстве он выступил за ограничение цен на лекарства, еду и другие товары первой необходимости.