Что будет с финансовой «подушкой» России?

Экономист поделился экспертным мнением

1:18, 10 апреля 2020 Экономика

К началу кризиса Россия накопила резервов почти на 18 триллионов рублей, но потратить их на спасение экономики от спада будет сложно. Об этом рассказал радио Sputnik директор Центра региональной политики РАНХиГС, доктор экономических наук Владимир Климанов, сообщает РИА VladNews.

«Объём финансовой подушки и тех резервов, которые накопились к началу 2020 года, достаточно велик. Эта подушка велика и в рублёвом эквиваленте, и по отношению к ВВП. Наличие таких запасов объясняется достаточно благоприятной ценой на энергоносители, которая была до начала года, но жёсткое бюджетное правило не позволит на широкую ногу использовать средства Фонда национального благосостояния», - рассказал экономист.

ФНБ задумывался, как резерв на случай падения цены на нефть. Он должен компенсировать выпадающие доходы бюджета при падении цены на углеводороды, однако он не предназначен для прямого использования в качестве антикризисной меры. Этому мешают законы, которые, скорее всего, придётся подкорректировать из-за сложившейся ситуации, считает Климанов.

«С такой финансовой подушкой мы вправе ожидать от федерального правительства достаточно широких мер по поддержки бизнеса, регионов и населения в условиях кризиса. Другой вопрос, что в начале финансового года были инициированы предложения президента, которые увеличивают расходы бюджета и Фонда на бюджетные выплаты. В этой связи, в любом случае федеральный бюджет будет исполнен с дефицитом и придётся достаточно сильно залезть в бюджет Фонда для покрытия расходов социального характера и тех антикризисных мер, которые ещё будут расширены. Всё это будет сделано при сокращающихся объёмах доходов бюджета», - отметил специалист.

Причиной нового мирового финансового кризиса стала коронавирусная инфекция и падение цены на нефть. С одной стороны, все экономики мира сократились из-за вынужденных мер по борьбе с пандемией и снижения спроса на товары из-за карантина, с другой, покрыть эти расходы за счёт нефти не получилось, поскольку с начала года цена топлива марки Brent снизилась почти в два раза.