Как живут несовершеннолетние осуждённые в Приморье?
14:53, 23 декабря 2019 ОбществоНаходкинская воспитательная колония – единственное учреждение в Приморском крае, где отбывают наказание осуждённые до 18 лет, в особом случае до 19 лет. На сегодняшний день в учреждении содержатся 42 воспитанника, пять из них находятся в облегчённых условиях, четыре – в льготных.
Корреспондент РИА VladNews посетил колонию для несовершеннолетних. Территория с большим количеством зелени, беседками, храмом, столовой, жилыми корпусами, школой, а также площадками для игры в футбол и волейбол, походит на пионерский лагерь, если бы не забор с колючей проволокой. Здесь отбывают наказание несовершеннолетние преступники не только из Приморского края, но и Камчатки и Сахалина. Ежедневно с подростками работают сотрудники и педагоги, подготавливая их к жизни на свободе без совершения в дальнейшем преступлений.
Корреспондент агентства побеседовал с Людмилой (имя изменено редакцией) - мамой одного из воспитанников колонии, который отбывает наказание за совершение тяжкого преступления.
«Я чуть не сошла с ума, но нет худа без добра»
Как рассказала мама подростка, для их семьи произошедшее стало настоящим шоком. Мальчику с самого рождения прививали общечеловеческие ценности.
«Для нашей семьи это был огромный удар. Мальчик рос с ценностями, и для меня это был шок. Во-первых, это мой ребёнок. Сына я воспитывала одна, естественно, некоторые вещи я сама упустила, не объяснила. Мне даже в голову не приходило, что некоторые вещи нужно объяснять, а оказывается - нужно, особенно мальчику, особенно, когда нет рядом мужчины. Меня тоже этому никто не учил, и сейчас я это понимаю, но знать бы об этом раньше…», - вспоминает Людмила.
Одним из самых тяжёлых моментов стал судебный процесс:
«Пока длился этот процесс, я чуть с ума не сошла, это был очень сложный период. Если бы было возможно, я бы сама за него села, только бы его не трогали, потому что он добрый мальчик, бесхитростный. Я понимала, что его ждёт, ведь он не может никого ударить, он такой «большой увалень».
Сейчас сын Людмилы ожидает уже другой суд, где будет принято решение о его условно-досрочном освобождении. Собраны практически все документы для этого.
«Мы всё это делали общими усилиями, сотрудники колонии тоже помогали, потому что все видели, что он не такой мальчик, делали всё, чтобы как можно быстрее его вытащить оттуда».
«В школе обо всём знали, полиция забрала его с уроков»
После задержания мальчик был помещён в следственный изолятор, здесь он пробыл два месяца, после чего суд изменил меру пресечения на домашний арест. С «браслетом» подросток продолжал ходить в школу на занятия. Этот период также стал одним из сложных, потому что в школе знали о случившемся, полиция забрала мальчика из школы.
«Слухи ходили разные, что на него только не повесили», - рассказывает Людмила.
Во время оглашения приговора несовершеннолетнего признали виновным и назначили ему наказание в виде лишения свободы. После того, как сын оказался в НВК, Елена не упускала ни единой возможности попасть на свидание:
«Когда я в первый раз приехала на свидание, думала, что я там лягу, это было страшно. Он тогда очень сильно похудел: худой-худой и чёрный от горя. Первое время он был потерян, потом начал привыкать, осваиваться. Я, конечно же, сразу начала со всеми знакомиться, сказала, что пойду в родительский комитет, куда угодно только, чтобы чаще там бывать, держать с сыном связь, стала устраивать выезды. Не пропускали ни одного свидания, передачи постоянно везли».
Лучший ученик школы
В 1992 году на территории воспитательной колонии была открыта школа. На сегодняшний день это современное учебное заведение, где воспитанники могут получить полное среднее образование. Классы оборудованы интерактивными досками, учебные аудитории оформлены в соответствии с требованиями специализированных учебных кабинетов, имеется необходимая литература – таким набором может похвастаться далеко не каждая школа в Приморье. Но самое главное, это педагоги, у которых за спиной большой стаж работы. Все учителя - творческие личности, совершенствуют свою преподавательскую деятельность, направленную на перевоспитание подростка в законопослушного гражданина.
Оказавшись в колонии, мальчик продолжил обучение в школе, а также поступил в училище, где получил три профессии: повар второго разряда, сварщик, оператор электронно–вычислительных и вычислительных машин.
Всего осуждённые в колонии могут получить 14 востребованных специальностей. Благодаря полученным знаниям, подростки самостоятельно принимают участием в благоустройстве колонии, в которой отбывают наказания. Несмотря на то, что это начальные профессиональные ступени, воспитанники гордятся своими знаниями.
«В школе он считается лучшим учеником, и участвует во всех мероприятиях. Играл в кукольном театре и выезжал на спектакли, участвовал в олимпиадах. В прошлом году подавали документы на участие в конкурсе «Ученик года». Благодаря этому, через три месяца после того, как он туда попал, я увидела, что ему стало лучше, потом появилась надежда, что он может выйти на льготные условия, для этого нужно было хорошо учиться и везде участвовать, что он и делал. Он занял себя всем, чем только можно. Я его на это и настраивала, что чем больше он будет работать, тем быстрее пройдёт время. Мотивация была разная. Он постарался, и меньше чем через год оказался на льготных условиях».
В 2019 году на конкурсе «Лучший ученик года воспитательных колоний УИС» мальчик защитил проект «Сборник старинных русских задач» и был награждён Почётной грамотой. Такой конкурс помогает ребятам поверить в свои силы и знания, а также помочь им крепче встать на путь исправления и ресоциализации в обществе.
Большое внимание в колонии уделяется и дополнительным занятиям, которые посещают осужденные. Так, для несовершеннолетних на территории учреждения работают 11 кружков с различным уклоном: интеллектуально-развивающие, спортивные и творческие. Сын Людмилы в колонии начал заниматься в кукольном театре «Рампа», который регулярно выезжает в подшефный реабилитационный центр «Альбатрос» в Находке. В 2019 году было принято решение о сотрудничестве с детским домом в селе Екатериновка.
Льготные условия для осуждённых
По словам мамы, мальчик, попав в колонию, «съехал» в учёбе из-за адаптации на новом месте и сильного стресса. Быстро привыкнуть к условиям содержания ему помогали сотрудники колонии, они с самого начала старались сделать всё, чтобы подросток хорошо закончил школу.
Сейчас, находясь на льготных условиях, осуждённые подростки живут «за забором» колонии, у них есть своя кухня, душ, телевизор, они находятся на полувольных условиях – это переход к жизни на свободе. Воспитанники также продолжают учиться, работать, но при этом имеют больше привилегий, могут с сопровождающими выезжать в кино, театры и музеи.
Как и планировала Людмила, она сразу же вступила в родительский комитет. Она отметила, что в него входит всего несколько человек, так как большинство родителей не заинтересованы в судьбе своих детей.
Сама Людмила не раз становилась организатором поездок. Ребятам удалось побывать в арт-парке Штыковские пруды, цирке, а также на море. Женщина отметила, что подростки очень радуются во время таких выездов. Так, во время поездки в арт-парк зимой ребятам жарили шашлыки, они катались на горках, коньках, сноуборде.
«Они очень ждут этих выездов, особенно если они на весь день. Для того, чтобы поехать куда-то, им необходимо хорошо учиться, работать и не нарушать правила. На льготных условиях больше ответственности. У них дисциплина, они следят за собой и поддерживают друг друга. Один раз мы с сыном выезжали вдвоем на весь день – поехали в Находку, пытались найти хоть какой-нибудь музей, но заблудились. Получилось, что мы просто покатались по городу. Главное, что мы побыли вдвоем, сходили в китайское кафе. Самое главное, что его начали отпускать со мной даже без сопровождения. Пришло доверие. Мы могли выезжать на целый день вдвоем», - рассказала Людмила.
«Мой сын там стал мужчиной»
Мама мальчика отметила, что в колонии её сын стал настоящим мужчиной, самостоятельно научился стирать и шить:
«Сейчас я уже думаю, что нет худа без добра. Мой сын до этого был «мамсик», домашний мальчик, который сидел за компьютером, ничего не умел, я что только не делала, чтобы выгнать его из-за компьютера, пихала его в кружки и клубы, но интереса никакого не было. Единственное, что ему понравилось,– это плаванье, но врачи запретили. А в колонии он стал мужчиной, понял, что такое мужское общество, и как себя там вести» - отметила Людмила.
Людмила с теплотой говорит о психологах, которые долгое время работали с её ребёнком, а также воспитателях, которые постоянно взаимодействуют с детьми и родителями: «Я не ожидала, что там работают настолько хорошие и отзывчивые люди. Для меня это стало открытием».
«Сын стал более сдержанным по эмоциям, видно, что он еще ребёнок, но взрослый ребёнок. Когда мы встречаемся, он меня расспрашивает, связь с внешним миром его очень интересует. Я его готовлю к тому, что он вернётся уже не в тот мир, потому что из всех друзей у него остался один, который до сих пор с ним общается, даже приезжал в колонию со мной. Все остальные от него отдалились. Но сын постоянно говорит, что, когда выйдет, он обязательно поедет к друзьям. Я его готовлю к тому, что их родители и общество наговорили про него очень многое, он понимает это, но, наверное, сам хочет это прочувствовать. Мне бы этого очень не хотелось. Я уже понимаю, что когда он выйдет, я буду переживать за каждый его шаг».
Женщина призналась, что уже давно мечтает о ремонте в квартире, но руки никак до этого не доходят, но подросток дал понять маме, что с его возвращением на волю ремонту всё-таки быть:
«Он мне говорит: «Мам, я приеду домой, и мы обязательно сделаем ремонт. Я научился плитку класть, стены равнять и обои клеить. Я сейчас всё умею, мы с тобой вдвоём сделаем ремонт. По сварке, конечно, я немного могу, но я обязательно научусь».
В колонии большое внимание уделяется сохранению института семьи, поддержанию общения и контакта воспитанников с родными. На территории учреждения проводятся родительские собрания и дни открытых дверей – к воспитанникам приглашаются их родные и близкие. Во время посещения учреждения гости могут познакомиться с условиями нахождения воспитанников, пообщаться с сотрудниками, а также обсудить воспитательный процесс. Родители могут рассчитывать на краткосрочные и длительные свидания со своими детьми. Также положительно характеризующиеся воспитанники в качестве поощрения могут в сопровождении родителей выходить за территорию колонии. Например, один из воспитанников учреждения имеет возможность встречаться на территории воспитательной колонии с мамой, отбывающей наказание в исправительной колонии №10, в период выходных дней. Ребята могут общаться с родными по телефону и видеосвязи по 15 минут.
О будущем…
До произошедшей ситуации подросток собирался поступить в медицинский институт, но в колонии ему понравилось сварочное дело и он хочет и дальше развиваться в этой профессии.
«Если он хорошо сдаст ЕГЭ, то может поступить в институт на бюджет. Платное обучение я не потяну. Если он сможет поступить, будет хорошо, если нет, то будет что-то другое искать. По поводу поступления в медицинский - он не оставляет эту затею, потому что это была его мечта с детства. Но мы не знаем, возьмут ли его, потому что там есть военная кафедра, на которую мы не попадаем. Статью снимут только через 10 лет, когда ему будет 27. Мы еще будем прорабатывать этот вопрос. Планы грандиозные, но посмотрим», - говорит Людмила.
Это можно было предотвратить
Людмила рассказала, что с детства её сын отставал в развитии на два-три года, поэтому она часто водила его на консультации к психологам. Однако один из врачей посоветовал маме оставить мальчика в покое и подождать периода, когда он сам догонит своих сверстников:
«И я успокоилась, и все время думала, что он ещё маленький - это была моя ошибка, я думала, что ему ещё не нужно знать каких-то вещей, что ему ещё до этого далеко. А оказалось, что с детьми нужно разговаривать всегда, и неважно, маленький он или нет. Если создалась какая-то ситуация, то её нужно объяснять в любом возрасте, не молчать. Я отмахивалась постоянно, а нужно было обращать внимание и проговаривать ситуации. Не стоит надеяться, что ребенку объяснит кто-то со стороны, серьезные разговоры на разные темы должны обсуждаться дома, а при необходимости со специалистами».
Во время беседы с корреспондентом РИА VladNews Людмила неоднократно благодарила руководство и сотрудников колонии за работу с ее сыном.
Работа начинается в СИЗО
Работа с несовершеннолетними преступниками начинается ещё в СИЗО, где воспитатели и психологи помогают подросткам адаптироваться к условиям содержания, сформировать уважительное отношение к труду, обществу, человеческому достоинству, искоренению криминальных убеждений. Вся эта работа направлена на дальнейшее исправление.
Проделанная работа с подростками в дальнейшем передаётся сотрудникам воспитательной колонии, это помогает обеспечить непрерывность воспитательного процесса на всех этапах исполнения наказания. Благодаря такой комплексной работе к моменту попадания в воспитательную колонию у сотрудников уже составлен психологический портрет осуждённого, что позволяет быстрее найти с ним контакт.
В колонии с осуждёнными начинают работать сотрудники учреждения и педагоги. В первое время особую роль в успешной адаптации подростков в колонии играет психолог, который занимается с воспитанниками на занятиях по психологической разгрузке, как индивидуально, так и в группе.
Воспитатели помогают привыкнуть к бытовым условиям содержания и режиму в учреждении.
Руководство ГУФСИН уделяет большое внимание укреплению материально-технической базы, благоустройству помещений и территории НВК. Помещения общежития, комната ожидания свиданий, бытовые комнаты укомплектованы новой мебелью, инвентарём и бытовой техникой. Отремонтированы и оборудованы по последнему слову техники классы школы и ПТУ, производственные мастерские, облагорожена территория.
Получение осуждёнными образования и профессии является важным средством для их дальнейшей успешной реализации. В школе воспитанники получают полное среднее образование, во внеурочное время занимаются в кружках. В профессиональном образовательном учреждении воспитанники могут освоить 14 профессий.
На территории учреждения в храме святой великомученицы Анастасии Узорешительницы протоиерей Александр регулярно проводит обряды богослужения, причащает воспитанников.
В учреждении проводится целый комплекс мероприятий с привлечением представителей общественности, муниципалитета, спортивных объединений и военно-патриотических клубов. В качестве поощрения положительно характеризующиеся воспитанники выезжают за территорию учреждения на экскурсии в музеи, театр, кинотеатры, зоопарки и различные развлекательные и познавательные шоу, занимаются на тренировках с футбольными тренерами, имеют возможность общаться с ровесниками из спортивных клубов. Выезжают в дома-интернаты, выступают с представлениями в составе труппы, созданного в колонии, кукольного театра «Рампа» и оказывают помощь в благоустройстве территории.
Особое внимание уделяется сохранению института семьи, поддержанию общения и контакта воспитанников с родными. Проводятся Дни открытых дверей, родительские собрания, свидания, в том числе за территорией учреждения и видеосвидания по «Skype».
Всё это даёт возможность несовершеннолетним осуждённым не чувствовать оторванность от общества, у них не возникает ощущения замкнутого пространства.