На сегодняшний день производство зимнего дизельного топлива затратнее, чем летнего
21:33, 11 декабря 2019 ОбществоВладельцы независимых заправок на Дальнем Востоке заявили о нехватке зимнего дизельного топлива. Такая ситуация сложилась в Приморском крае, сообщили РИА VladNews в Приморском топливном союзе.
На сегодняшний день производство зимнего дизельного топлива затратнее, чем летнего. Дополнительное давление на цены оказывает вывод с рынка суррогата: количество бодяжного топлива уменьшается, поэтому растет спрос на топливо ВИНКов. Такая ситуация характерна, в частности, для Дальнего Востока. Уже сейчас наблюдается существенный дисбаланс биржевых цен и текущих оптовых цен на нефтебазах компаний, где топливо обходится дешевле, чем на бирже. «Независимые» АЗС приобретают топливо на нефтебазах и занимаются его перепродажей. Накрутка может быть довольно существенной.
Владмир Чирсков, глава Приморского топливного союза: «В сентябре на биржевых торгах стоимость зимнего ДТ в течение двух биржевых сессий увеличилась с 56,1 тысячи рублей за тонну до 63,1 тысячи рублей. В пересчете на 1 литр биржевая цена оказалась выше розничной на 5 рублей, что делает покупку дизеля на бирже экономически невыгодной.»
На нефтебазах формируется стихийный спрос, покрыть который компании сразу не могут чисто технически. Это скажется на ценах. Однако, как и в случае с бензином, к концу декабря компании, вероятно, сформируют повышенное предложение, что притормозит цены и стабилизирует рынок. Например, продажи зимнего дизельного топлива с нефтебаз ООО «РН-ВостокНП» в адрес независимых сетей (АЗС) существенно выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и продолжают увеличиваться.
Дефицит на независимых АЗС вызван сокращением объёмов реализации суррогатного и контрафактного топлива. Но дело не только в этом. На Дальнем Востоке существует дефицит производственных мощностей НПЗ. Так, при потребности в 3 миллиона тонн автомобильного топлива ежегодно в регионе производится только 1,5 миллиона тонн. Для покрытия дефицита топливо в ДВФО доставляется транспортом из других регионов страны, что увеличивает его стоимость из-за транспортных расходов.
Спасением могло бы быть снижение железнодорожного тарифа на перевозку нефтепродуктов минимум до 5 тысяч рублей на тонну. Такая мера могла бы ликвидировать дефицит. Но самым разумным решением было бы наращивание мощностей в регионе. Избавить регион от дефицита топлива должна была Восточная нефтехимическая компания (ВНХК). Однако из-за увеличения налоговой нагрузки на отрасль проект строительства новых нефтеперерабатывающих мощностей был приостановлен. Реализация проекта позволила бы решить проблему локального дефицита и высоких цен на моторные топлива на Дальнем Востоке и заложить основу для создания нефтехимического кластера в регионе.
Для справки: Комплекс ВНХК также позволил бы максимально эффективно использовать конъюнктуру рынка Азиатско-Тихоокеанского региона и экспортировать конечную продукцию с высоким уровнем добавленной стоимости. Для государства странно отказывать в поддержке проекту, который не только предоставил бы возможность чрезвычайно выгодно монетизировать сырьё из Восточной Сибири, но и открыл бы рынки Китая и стран АТР, которые являются основным потребителем нефтехимической продукции.
Существующая налоговая политика и ценообразование не являются прозрачными, ручное управление ценами, так или иначе, приводит к снижению инвестиционной активности нефтяных компаний и сокращению поступлений в бюджет. Налогообложение нефтепереработки становится всё более запутанным и нестабильным, отрасль - убыточной.
Минфин не задумывается о развитии реального сектора экономики, проявляя свойственный этому ведомству фискальный фанатизм. В ходе реализации большого налогового манёвра внутренняя цена на нефть по факту была приравнена к мировой, что привело к радикальному пересмотру рентабельности всего нефтеперерабатывающего сегмента. Налоговый манёвр увеличил зависимость цен на внутреннем топливном рынке от внешней конъюнктуры, при этом сам регулятор оказался к этому не готов. При этом нельзя рассматривать большой налоговый манёвр в отрыве от комплекса других регуляторных изменений, про которые правительству «удобно забыть» - введение ручного регулирования цен на нефтепродукты и объёмов поставок на российский внутренний рынок; одновременно с этим – одностороннее повышение акцизов (налога на потребителя) за счет нефтяных компаний. На постоянной основе вводятся так называемые «временные» надбавки к НДПИ с неограниченным сроком действия. В итоге, существенно увеличивается налоговая нагрузка на стратегически важную нефтяную отрасль, существующая фискальная система отличается абсолютной непредсказуемостью и хаотичностью.
Фискальная политика правительства резко ухудшила экономику стратегически важного и чрезвычайно выгодного для страны проекта по созданию нефтехимического кластера на Дальнем Востоке.
Пример ВНХК – яркая иллюстрация того, что в России создаётся налоговая система, которая душит экономику. Совершенно очевидно, что только изменения фискальных, инвестиционных и регуляторных условий позволят вернуться к рассмотрению проекта ВНХК в рентабельной конфигурации. При этом крупнейшая нефтяная компания РФ в полном объёме обеспечивает нефтепродуктами собственную розничную сеть в регионе, определяя внутренний рынок как абсолютный приоритет. В сложившихся обстоятельствах говорят о необходимости увеличения объёмов реализации дизельного топлива другими, помимо «Роснефти», производителями региона, в частности Омским и Хабаровским НПЗ.